МОЙ КРАЙ - УРАЛ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Любовь Владимировна Кольцова

Тематическое занятие по краеведению с дошкольниками 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moy_kray_ural.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой край - Урал»

Тематическое занятие по краеведению

с детьми подготовительной к школе группы

Цель: продолжать расширять и систематизировать знания детей об Урале, как о родном крае.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

1. Познакомить детей с природой Урала и достопримечательностями уральского региона.

2. Обогащать и углублять знания детей о самоцветах, добываемых на Урале.

Образовательная область «Социализация»

1. Воспитывать любовь к родному краю, селу.

2. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Воспитывать любовь к природе и её недрам, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

2. Активизировать речь детей.

Образовательная область «Физическая культура»

1. Учить координировать движения с речью.

2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки и учёта индивидуальных особенностей детей.

Обогащение и активизация словаря: край – Урал, полезные ископаемые, Уральские горы.

Предварительная работа: чтение сказов П. П. Бажова, рассматривание иллюстраций «Растительный мир Свердловской области», знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми на Урале (коллекция).

Оборудование: макет Уральских гор, карта Свердловской области

Методы и приемы: беседа с детьми, рассказ воспитателя, пояснение, показ иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры.

Ход мероприятия

Организационный момент

Руководитель кружка обращает внимание на карту Свердловской области:

 - Что это (Предполагаемые ответы детей). Это карта.

- Для чего нужна карта? (ответы детей). А еще по карте можно путешествовать.

- Как называется край, в котором мы живем?

Дети: Урал.

 Руководитель кружка читает стих:

Наш Урал могуч собою, и красив он и велик…

Любим мы его душою!

Да и как же не любить

В небеса уходят горы,

Реки бурные текут,

А леса стоят стеною

Посмотри и там, и тут.

Руководитель: А как называется область, в которой мы живём?

Дети: Свердловская.

          Руководитель: А в каком селе вы живете?

Дети: Тыгиш.

Основная часть.

Руководитель: Урал – это наша малая родина. Сегодня мы отправимся путешествовать по Уралу. Наш село - Тыгиш - находится в 100 километрах от столицы Урала - города Екатеринбург. Урал - в переводе с башкирского языка - означает «пояс», поэтому Уральские горы называют каменным поясом (показ на макет).

ЛЕГЕНДА

Существует легенда о великане, который носил огромный пояс с глубокими карманами, где прятал все свои богатства. Однажды великан снял его с себя, и пояс растянулся через землю. Так образовались уральские горы. А кто из вас знает, ребята, чем богаты наши Уральские горы?

(Дети предлагают свои ответы).

Руководитель: Правильно, углем, которым можно отапливать дома или использовать для печей на металлургических заводах, мрамором, используемым в строительстве, драгоценными металлами. Вспомните, что охраняла Хозяйка медной горы?

Дети: Драгоценные камни.

- А кто же написал сказку о Хозяйке медной горы?

Дети: Павел Петрович Бажов.

- Павел Петрович Бажов ещё написал сказ «Серебряное копытце», в котором рассказал о богатствах Уральских гор – о самоцветах. (Зачитывает отрывок из сказа).

- Полностью прочитать этот сказ вы сможете в своей группе с воспитателем или дома с родителями.  

- А мы путешествуем по Уралу дальше, и поможем нам Маша.

Маша: В сказочном Урале мы живём,

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины,

Нам всегда ласкают взор.

Сосны исполины, кедры и рябины,

Манит нас лесной шатёр.

Зеленей, расцветай

Мой родимый край, Урал!

ФИЗМИНУТКА:

По родному краю         (марш на месте)

Дружно мы шагаем      

Справа от нас – зеленый луг   (поворот вправо)

Слева находится лес      (поворот влево)

В том лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку – скок      (прыжки на месте)

Филин крыльями машет. Ух!       (махи руками)

Аж захватывает дух!

Солнце над берёзами светит нам.   (потянуться вверх на носках, руки вверх)

Мы рады самоцветным камням.       (наклоны вперёд)

Руководитель: Итак, продолжаем наше путешествие и узнаем, чем богат наш край.

 

Ребёнок: Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

- А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушать ответы детей)  Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не  окрашивал  их  – они  сами,  от  природы,  такие:  переливаются,  сверкают,  светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.

Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на  Урале.  Уральская  подземная  кладовая  самоцветов  – самая  богатая  в  мире.  Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др.  

Самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на  весь  мир,  потому  что  в нашем крае были самые большие  залежи  этого  камня.  А кто  скажет,  для  чего  человек  использует  самоцветы?  (ответы детей). Из  самоцветов  делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин.

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд. Одну  из  них,  я  хочу  вам  рассказать.  

ЛЕГЕНДА

Этот  камень  называется  кварц  -  «волосатик». Если  посмотреть на  свет,  то  мы  увидим  волосы  внутри  камня.    По  легенде,  богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос.  Обнаружила  пропажу,  когда  наступила  зима  и  вода  замерзла  вместе  с волосами.  Вначале  Венера  очень  расстроилась.  Но  волосы  в  замерзшей  воде выглядели  так  красиво,  что  богиня  решила  не  забирать  их,  а  чтобы  никто  не  смог посягнуть  на  божественные  локоны,  превратила  лед  в  прозрачный  камень.  И  с  тех пор  люди  находят  диковинный  хрусталь,  хранящий  волосы  Венеры.

- Красивая легенда? Почти про каждый  камень создана  легенда. Так люди  пытались объяснить появление камней.

- Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

Если голос звонкий, говорили - серебряный голос.

Если глаза голубые - бирюзовые глаза.

Если человек сильный - то у него стальные мышцы.

Ну, а если характер хороший - золотой характер.

- А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Сердце (что значит  – сердце золотое?), доброе, чуткое, внимательное….Руки (что значит – руки золотые?)  

Руководитель читает стих:

Интересно, знают дети,

что такое самоцветы?

На Урале, проживая,

знают дети или нет,

что волшебным называют

каждый камень самоцвет.

Стихи читают дети:

 1.Тот, кто любит аметист,

дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

носит камешек – сапфир.

2. Кто секрет хранить умеет,

кто таинственно молчит,

тот всегда понять сумеет

камень ящерок и змеек –

темноглазый малахит.

3. Самоцветный камень красный,

будто ломтик ветчины,

это главный камень - яшма -

сердце сказочной страны.

4. Красный яшмовый узор -

красота Уральских гор,

будто в чаше, в этой яшме

воды чистые озер.

 

5. На закат похож гранат,

на восход похож агат,

эти камни в ожерельях

силу солнышка таят...

6. Неспроста говорят, что Урал наш богат.

Изумруды и алмазы ярче солнца горят.

Есть у нас малахит, есть руда и гранит

И горючий, самый лучший, уголёк антрацит.

 

7. На Урале самоцветы,

самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

ты немножко тоже знал.

 

Руководитель читает стих:

Как богат Уральский край

Ты о том не забывай

Наши реки широки,

А озера -  глубоки,

Горы наши высоки,

Есть пещеры у реки,

И леса и поля -

Это Родина моя!

Руководитель: Наше путешествие по Уралу сегодня закончилось. Но мы с вами, ребята, обязательно продолжим знакомиться с нашим великим и могучим краем – Уралом.

Прослушиваем песню  «Урал» (запись песни на музыкальной колонке)

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

 

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

 

Мы сердцем всё это вбираем,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда.

 

Нам  дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

… Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Наш край - Урал" для детей старшего дошкольного возраста

КВН для детей старшего дошкольного возраста по краеведению "Наш край - Урал"...

Конспект занятия "Мой город. Мой край - Урал"

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Перспективный план работы с детьми старшей группы Тема: «РОДНОЙ КРАЙ - УРАЛ»

Цель:Сформировать у дошкольников Нравственно – Патриотическое отношение к своей Родине.                              ...

Проект "Наш край - Урал"

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка....

ФКЦМ Наш край Урал.

Уточнить и закрепить знания детей о своём родном крае – Урале....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЦКМ "Наш край Урал".

В работе отражены природа и богатства природа Урала....

Конспект НОД. Мой край Урал.

Конспект  НОД. Мой край Урал....