Педагогический проект "Эти удивительные насекомые!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Винокурова Ирина Геннадьевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Содержание проекта  может быть полезно для воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№67 комбинированного вида Выборгского района

                         Проект «Эти удивительные насекомые!»

                                                                                                                   Воспитатели:

                                                                                                                 Винокурова И.Г.

                                                                                                                 Шаронова Е.М.

                                                                                                                 Учитель-логопед:

                                                                                                                 Мудрова И.В.

                                        Санкт-Петербург 2021

Проект «Эти удивительные насекомые!»  

Участники проекта:

дети подготовительной группы, воспитатели, родители, учитель-логопед

Сроки реализации:  с 26.04 по 30.04 2021

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Актуальность:

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде. Кроме того, они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.

У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.

Цель:

Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых;

- развивать  простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;)

- узнают о пользе, которую приносят людям и растениям;

- сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним;

- развивается умения рассуждать, наблюдать;

-развивается речь у детей, активного словаря;

-сформируется у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Реализация проекта:

1 этап. Постановка проблемы:

Во время прогулки дети  наблюдали за насекомым: мухой, шмелём. Часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомых, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме?» Итогом беседы стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала нужно больше узнать о насекомых.

2 этап. Работа по проекту:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме, оформление альбома детских презентаций.

2.НОД («Познавательное развитие»): «Мир насекомых»

3.НОД (Речевое развитие») «Составление описательного рассказа о насекомом»

4. НОД («Художественно-эстетическое развитие»):

 -Рисование в технике монотипия «Бабочка»

-Лепка пластилинография «Божья коровка»

-Конструирование оригами «Насекомые» (бабочка, кузнечик, улитка, жук)

-Аппликация «Коллаж о защите насекомых»

5.Беседа: «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»;

Беседа: «Правила поведения в природе» (разработка моделей)

6. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Комарик» «Насекомые»

7. Вечер загадок о насекомых.

8. Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

9. Слушание музыки Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

10.Просмотр презентации «Эти удивительные насекомые»,

Просмотр познавательных фильмов для детей: «Мир насекомых», «Как появляется бабочка?»

11. Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю?»

12. Организация выставки детских презентаций «Насекомые  вокруг нас»

В течение всего проекта:

- Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.

- Ситуативные беседы по теме.

- Наблюдения за насекомыми на прогулке (муравьи, жуки, мухи, осы и др.)

- Объяснение крылатых выражений: «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он и мухи не обидит».

-Упражнение на дыхание «Отправь бабочку в полёт"

- Творческие игры с насекомыми (муляжи)

- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое»

- Отгадывание кроссвордов о насекомых (индивидуально и по подгруппам)

-речевые игры с логопедом «Подбери звуковую схему», «Найди звук», «Ребусы»

- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Тараканище», «Муха-цокотуха», С. Баруздин «Пчела».  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,  А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот»,  Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,  С.Михалков «Академия наук»,Г. Скребицкий  «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;

  - просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя»,

3 этап. Заключительный.

1.НОД «День открытий» (выступления детей с презентациями о насекомых) 2. Выставка поделок и презентаций «Насекомые вокруг нас».

3. Составление альбома группы детских презентаций о насекомых

 «Эти удивительные насекомые!» (продукт проекта)

4. Награждение участников проекта.

Выводы:

-  Дети овладели обобщающим понятием «Насекомые», знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и др.), а также владеют информацией об особенностях  и интересных фактах жизни многих насекомых.

- Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

- Узнали о пользе, которую приносят людям и растениям;

- У детей сформировался интерес к насекомым и бережного отношения к ним;

- Развилось умение рассуждать, наблюдать, делать выводы.

-Познакомились с профессией «Энтомолог», ее ролью и  значением.

-Сформировался интерес к экспериментальной деятельности.

Литература.

  1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. (Текст)   Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  2. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. -  М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  3. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  5. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  6. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
  7. http//vospitatel.com.ua
  8. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологии :"Эти удивительные насекомые" для детей старшего дошкольного возраста.

Материалы презентации могут быть использованы воспитателем   в совместной деятельности с детьми для  формирования экологических представлений по теме "Насекомые". Презентация представляет ...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительные насекомые» (младшая группа)

Предлагаю проект для совместного творчества детей, воспитателя и родителей.Осуществление проекта проводилось по разделам. Каждый раздел называется  в честь насекомого (групп насекомых), которое р...

Летний образовательный проект "Удивительные насекомые"

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Летом детя...

Комплексное занятие в старшей группе на тему: "Эти удивительные насекомые".

Знакомство детей с различными видами насекомых. Рельефнакя лепка бабочек....

Паспорт педагогического проекта «Удивительный мир насекомых» Средний дошкольный возраст

Паспорт педагогического проекта "Удивительный мир насекомых"...

Педагогический проект "Удивительный мир насекомых" средняя группа

Проект расчитан на детей 4 - 5 лет, погружает ребят в мир насекомых. Помогает педагогу, совместно с родителями воспитанников в интересной, доступной форме рассказать и показать интересные факты и...