Проект по экологии "Северные ягоды"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Зайтуна Рашитовна Ласынова

Проект по экологии в старшей группе "Северные ягоды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»

Проект по экологии

в старшей группе №13 «Почемучка»

 «Северные ягоды»

Выполнила: Ласынова З.Р.

г. Когалым

2020г.

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

«Северные ягоды»

Актуальность проекта

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить её, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Формируя гуманные отношения к природе надо знать, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе и есть забота о самом человеке, его будущем. Природа – это неисчерпаемая кладовая естественных лекарств. С незапамятных времен ягоды употребляли не только как вкусную, полезную, но и лечебную пищу. К сожалению, не все современные люди знакомы с целебными свойствами ягод родного края, с тем, какую пользу они приносят. А многие болезни излечиваются при помощи ягод. Вопросы укрепления иммунитета детей, лечения без химической нагрузки на растущий организм, знакомство с уникальными северными ягодами очень важны для всех участников образовательного процесса группы.

Участники проекта

дети старшей группы, родители, воспитатели.

Цель проекта

Знакомство с уникальными ягодами, растущими только на Севере. Изучение целебных свойств ягод.

Задачи проекта

Задачи для детей: 

1) больше узнать о дарах леса –ягодах, правилах поведения в природе.

2) узнать о полезных свойствах ягод

3) участвовать в оформлении альбома о ягодах

Задачи для родителей:

- создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

- формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

Задачи для педагогов:

Образовательные:

-Формировать представления детей о разнообразии растительного мира родного края, о его значимости для сохранения собственного здоровья.

-Познакомить детей с полезными свойствами ягод.

-Научить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

- Формировать навыки исследовательской деятельности.

 Развивающие:

- Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения и исследования природных объектов.

- Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе.

 - Развивать умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья.

-Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах.

- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- Воспитывать экологическую культуру детей.

 - Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность по отношению ко всему живому.

Сроки реализации 

среднесрочный сентябрь- октябрь 2020г.

Вид проекта 

коллективный, познавательно-творческий

Продукт проекта

Альбом о ягодах родго

Альбом о ягодах родного края Воспитанники группы, узнав, какими полезными свойствами обладают ягоды края, будут употреблять их в пищу и бережнее к ним  относиться.

Особенности проекта

У- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;

- доступность материала для детей старшего дошкольного возраста;

- максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с природой родного края.

Итоги проекта

- получение детьми новых знаний;

- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

- повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

- получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Подготовительный этап

Погружение в проект

Ребятам осенью приносили на обед различные  компоты. Так – как год выдался урожайным, то компоты  повара варили из ягод нашего края. И в один прекрасный день, за обедом, между детьми возник спор, из каких ягод сварен  компот и полезен ли он.  Оказалось, что не все ребята знают названия северных ягод, не говоря об их полезных свойствах. Так возникла идея проекта о лесных ягодах нашего края.

Поиск форм реализации проекта:

-Получить больше полезной информации о ягодах нашего края у родителей, воспитателей

-Узнать о месте произрастания ягод нашего края, совершив экскурсию в осенний бор.

-Выявить интересные свойства ягод, прочитав в книгах и энциклопедиях, просмотрев презентации.

-Провести дегустацию ягод нашего края.

-Узнать у родителей и близких, где еще используют лесные ягоды в жизни людей.

-Провести викторину  «Ягоды нашего края» среди детей группы.

-Провести эксперименты, которые доказывают полезные свойства лесных ягод.

Организация деятельности:

Материально-техническое оснащение:

- Фотоаппарат

- Иллюстрации картин вологодских художников «Щедрая земля» Г.И. Попов, «Девочка с ягодами» В.Т. Тимофеев.

- Материалы для продуктивных и опытно-экспериментальных  видов деятельности : замороженные ягоды, варенья, морсы, джемы ягодные, различная стеклянная посуда, блендер.

- Медиапроектор

-Ноутбук

Информационное обеспечение:

-Презентации: «Черемуха», «Ягоды нашего края»

-Фильмы: лесные сказки: «Черника», «Вороний глаз»; «Ягодки».

-Мультфильмы: «Маша и медведь» - «День варенья», «Дудочка и кувшинчик»

- Художественная литература: загадки, легенды, стихи о ягодах.

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина»), Я.Тайц «По ягоды».

- Карточки для дидактических игр: «Собери ягоды в корзину», «Найди лишнюю ягоду»,

«Отыщи и назови ягоду»», «Скажи по-другому», «Лесные дары»,

«Узнай по описанию», «Сравни  ягоды».

Интернет-ресурсы:

«Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/

«Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

«Дошколёнок» http://dohcolonoc.ru/dobavit-svoyu-rabotu.html

2) Распределение  роли  между  участниками  (2 группы детей: творческая группа и экспериментаторы);

3)  Составление  развернутого  плана.

Основной этап

месяц

Организованное обучение

Деятельность педагога

Взаимодействие с родителями

Самостоятельная детская деятельность

сентябрь

Беседа «Ягоды нашего края. Какие они?»

Беседа «Почему ягоды называют природными витаминами?»

- принятие решения о создании альбома о ягодах нашего края, обсуждение как сделать альбом красочным и интересным.

- Настольные игры: домино «Ягоды», «Ягодные пазлы», «Четвертый лишний»(настольные игры).

- просмотр презентаций «Ягоды».

- Обсуждение с детьми, какая ягода самая полезная. Вспоминают, какие растения обладают полезными витаминами.

- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о ягодах.

Просматривают с детьми книги, ищут необходимую информацию.

- Беседую с детьми о ягодах, рассматривают картинки.

- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о ягодах.- Поисково-исследовательская деятельность. «Какая ягода на вкус?» пробуют ягоды, варенье, обсуждают вкусовые качества, рассказывают о полезных свойствах.- фотографируют детей, подбирают фото о лесных прогулках.

- Придумывание названия альбома. Пришли к решению: называться он будет «Ягоды нашего края», а чтобы было интересно смотреть, решили добавить в него стихи, загадки и многое другое.(составили список)

- Рассматривание картинок. Фото.

- Раскрашивание картинок из серии «Лесные ягоды».

- Подвижная игра «У медведя во бору»

- Рисуют на тему «Растения- витамины2

- Распределяют между собой кто, какую страницу альбома будут оформлять.

сентябрь

Поисково-исследовательская деятельность «Условия, необходимые для жизни растений. Почему завял цветок?»

- Проблемная ситуация и поиск пути ее разрешения. Рассматривание строения растения.

- Выполнение задания 2Составь модель цветка», «Что нужно растению для жизни?», «Что, где растет?» (моделирование)

Обсуждение с детьми, правильно ли дома расположены цветы, благоприятны ли условия для жизни растений. Познакомить с названиями цветов.

- Выясняют причины, размышляют. Выполняют практические действия по уходу за цветком9прощупывают землю, поливают. Осматривают на наличие вредителей, измеряют температуру воздуха в помещении, наблюдают в течении недели за состоянием цветка).

- Рисуют рисунки на тему: «Что нужно цветку для жизни»

октябрь

Поисково-исследовательская деятельность «Исследуем строение растений». Беседа «Осторожно, ядовитые ягоды!». Познавательное занятие «Зеленый наряд Земли»

- Организуют в группе посадку лука в землю, в воду, без воды. С освещением и без. Наблюдают за его ростом. «Как растет лук, где лучше растет, его строение; условия, необходимые для роста лука»(зарисовать в календаре наблюдения)

- Моделирование «Рост, развитие растений, размножение»

- Изготовление эмблем с изображением ягод для оформления атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

- Сочинение рекламы для различного варенья из ягод. Проблемные ситуации «Путешествие на луг», «Что будет, если..», «Почему так случилось?», «Что ты будешь делать в этом случае?»

- Организуют дома посадку лука. Наблюдают за его ростом. 2Как растет лук, его строение; условия необходимые для роста лука»(зарисовать в дневниках). Консультация для родителей «Прогулки с родителями в лес»

Экспериментирование: «Ягодная маска»

Цель: формирование знаний детей о роли ягод в косметологии.

Экспериментирование: «Ягодное мыло»

Цель: формирование практических навыков в изготовлении мыла.

- Составление рассказов из личного опыта. «Как я выращивал лук» с опорой на дневник.

Составляют рассказы из личного опыта «Что мы видели в оранжерее».

С.Р.игры «Магазин», «Семья», «Чаепитие с вареньем».

_ Рассматривание книг о природе. Рисование на тему «Зеленый наряд Земли»- создание коллективного панно в форме круга.

октябрь

Беседа «Как правильно собирать ягоды»

Обсуждение с детьми правил поведения в лесу, сбора ягод.

Слушание музыкальных произведений «Калинка- малинка».

Разучивание песни «По малину в лес пойдем».

Решение ситуационных задач: «Составь правила сбора ягод», «Найди ошибку» «Сгруппируй по..»

Рассуждение с детьми на тему «Человек-  гость или хозяин в лесу? Подбор музыкальных произведений из домашней фонотеки о ягодах и лесе.

Лепка барелььефа «Ягодка любимая».

«Узнай по описанию», «Я знаю пять ягод», «Что можно приготовить из ягод»(речевые игры). Составление рассказов и сказок о ягодах для альбома.

ноябрь

Беседа «Кто питается ягодами в дикой природе?».

Викторина «Знатоки природы»

- Моделирование «Угощу  я ягодкой..»

- Рассматривание хохломской посуды.

Разгадывание кроссвордов о растениях.

Составление кроссворда «Лукошко с загадками»

Экспериментирование: «Изготовление клюквенного морса»- формирование практических навыков в изготовлении ягодного морса на примере клюквенного.

-Дегустация «Блины с вареньем»

- Рисование: роспись посуды ягодным узором.

- составление рассказов по сюжетным картинкам «В лесу», «Встреча в лесу».

Аппликация. Создание панно для дизайна группы «Дары леса». Сочинение рекламы на тему: «В ягодах- здоровье».

ноябрь

Познавательное занятие «Мой край родной»

Экскурсия в краеведческий музей ДОО. Создание альбома «Ягоды нашего края».

Обсуждение с детьми, как организовать презентацию. Распределение обязанностей.

Консультация для родителей «Походы с родителями за ягодами и грибами».

Изготовление плаката о бережном отношении к растениям. Изготовление костюмов к презентации. Заучивание стихотворений о природе. Пословиц и поговорок.

Помощь в оформлении фоторепортажа по проекту.

Лепка. Коллективная работа «Лукошко с ягодами».

Составление рассказов «Что я видел в музее». Рассматривание альбома «Ягоды нашего края». Обсуждение, все ли получилось, что еще можно добавить исправить.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Оформление выставки рисунков. Поделок.

Создание фоторепортажа по проекту.

Презентация альбома «Ягоды нашего края».

 

https://rgtravnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BD2-1.jpeg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Северные ягоды» Выполнила воспитатель Ласынова З.Р.

Слайд 2

Продолжительность: долгосрочный Вид проекта : познавательно-творческий Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели. Предмет исследования проекта: лесные ягоды.

Слайд 3

Данный проект расширяет знания детей о ягодах, их полезных свойствах, дети учатся различать их по внешнему виду. В процессе работы естественным образом происходит развитие познавательных процессов, творческих способностей. Особую значимость имеют полученные знания, направленные на бережное отношение к природе в целом.

Слайд 4

Актуальность: Воспитанники группы ,узнав, как ягоды нашего края могут помочь в оздоровлении организма, проявили к ним интерес. Расширив знания детей о растениях родного края, мы будем способствовать их практическому применению в оздоровлении организма и бережному отношению к природе. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о ягодах, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Слайд 5

Цель проекта: Знакомство с уникальным ягодами, растущими только на Севере. Изучение целебных свойств ягод.

Слайд 6

Задачи проекта: Задачи для детей: 1) больше узнать о дарах леса –ягодах, правилах поведения в природе. 2) узнать о полезных свойствах ягод 3) Участвовать в оформлении альбома о ягодах

Слайд 7

Задачи для родителей: - создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание; - формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

Слайд 8

Задачи для педагогов: Образовательные: -Формировать представления детей о разнообразии растительного мира родного края, о его значимости для сохранения собственного здоровья. -Познакомить детей с полезными свойствами ягод. -Научить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств. - Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивающие : - Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения и исследования природных объектов. - Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе. - Развивать умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья. -Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах. - Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках. Воспитательные: - Воспитывать экологическую культуру детей. - Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность по отношению ко всему живому.

Слайд 9

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа: -составлен перечень вопросов с целью выявления знаний детей о садовых и лесных ягодах. -подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта; -подобраны дидактические игры по теме проекта 2. Основной -работа по перспективному планированию-взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта 3. Заключительный -распространение опыта в детском саду; -презентация проекта.

Слайд 11

Работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Летние дары-ягоды да грибы"

Природа дарит много нам красивого, вкусного и полезного. Сколько вкусных ягод, фруктов и овощей созревает у людей в огородах, а сколько ярких цветов расцветает у нас в садах. Так же не счесть дар...

Проект "Вот так ягода -арбуз, очень сладкая на вкус!"

Недельный проект в средней группе по теме "Вот так ягода - арбуз, очень сладкая  на  вкус!"...

Проект "Овощи, фрукты, ягоды - витаминные, полезные продукты" для старшего возраста

Дети  не достаточно имеют представление об овощах и фруктах, о том,  где эти плоды растут, как за ними ухаживают, почему их необходимо употреблять в пищу и т.д. Смешивают обобщающие понятия ...

Проект "Грибы и ягоды нашего села"

Мы столкнулись с проблемой, что многие дети не знают названия грибов и ягод и не могут объяснить полезную значимость даров лета. Именно поэтому мы с ребятами взялись реализовать проекта...

Информационная карта проекта «Что за ягода-арбуз!»

Арбуз – один из самых популярных и вкусных летних фруктов, который практически все любят.Это низкокалорийный продукт богат витаминами А и С, содержит клетчатку и калий....

Экологический проект "Ягоды садовые,ягоды лесные"

Экологический проект "Ягоды садовые,ягоды лесные."...