Экскурсия в Харитоновский парк
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Коновалова Диана Владимировна

Экскурсия  в Харитоновсий парк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_haritonovskiy_park.docx366.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288

_____________________________________________________________________________

620027  г. Екатеринбург, ул. Восточная 18.

тел. 237-82-80; 237-82-81   почта: ekb_mdou288@mail.ru   сайт:  288rzd.tvoysadik.ru

Методическая разработка

Образовательная область

Социально – коммуникативное развитие

Тема

«Экскурсия в Харитоновский парк»

ФИО педагога

Коновалова Диана Владимировна

Должность

воспитатель

Период (учебный год /месяц)  2021-2022  учебный год

В соответствии  с годовым планом образовательной деятельности МБДОУ

Возрастная категория детей дошкольного возраста дети старших групп

Экскурсия в Харитоновский парк

Педагоги: Коновалова Д.В.

Сопровождающие в количестве 4 человек.

Время года: осень

Срок проведения: сентябрь

Место проведения: Харитоновский парк

Время проведения: первая половина дня, выход из детского сада в 10:00

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель: Познакомить детей с историческим парком г.Екатеринбурга, а также продолжить повторение изучение правил безопасности (в рамках недели): «Неделя безопасности…»

Задачи:

Образовательные: Расширять и закреплять знания детей о парке в целом, экскурсии, поведении в общественных местах. Познакомить с Харитоновским парком, с его особенностями и достопримечательностями. Продолжать расширять знания о природе. Прививать интерес к природе. Закрепить интерес и любовь к природе родного края.

Воспитательные: Воспитывать доброе и внимательное отношение друг к другу, прохожим – от маленьких детей до бабушек и дедушек; заботливое отношение к животным и птицам. Обеспечить гордость за наш парк. Воспитывать культуру поведения в парке. Закладывать основы экологической культуры личности.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать умение передавать свои эмоции. Стимулировать любознательность, память, мышление при общении и поведении парке. Развивать речь детей.

План экскурсии

- обсуждение правил поведения на улице и в общественных местах

- повторение правил безопасности

- построение по парам

- выход из детского сада

- обращаем особое внимание на поведение на дороге, а также поведение при переходе через пешеходный переход и в местах, оснащенных светофорами.

-  вход в парк: обращаем внимание, что вокруг нас, обсуждаем время года, месяц и день

- инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на пересеченной местности городского парка

- рассматриваем растения, встречавшиеся на пути

- Знакомство с парковым прудом и старинной ротондой на островке, соединенном с берегом мостиком

- переход по мостику на островок, соблюдая правила безопасности

- обращаем внимание на красоту природы, кормим уточек, делимся своими эмоциями

- Рассказ о природе и истории создания этого места

- Игры на свежем воздухе

- Выход обратно по мостику

- прогулка по парку, с целью увидеть скворечники и повесить скворечник для птиц от группы «Пчелки». Обсуждение как много людей заботятся о птицах и мы тоже оставили свой вклад.

- Общая фотография

- Выход из парка

- Возвращение в детский сад

 

Конспект экскурсии

Предварительная работа с детьми:

- побеседовать о типичных изменениях в природе в разные периоды весны;

- закрепить названия деревьев, насекомых, птиц, цветов и их предназначение в природе;

- повторить правила поведения в природе;

- разучить подвижные игры и дыхательные упражнения

В: Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в парк.

Что нам нужно с собой взять? (Ответы)

А правильное поведение с собой возьмем? (Да) Зачем? (Ответы)

Внимательные глазки возьмем? (Да). Для чего нам нужны внимательные глазки? (Ответы) Чтобы увидеть увидеть много интересного и удивительного в природе, чтобы запомнить все новое что мы узнаем. Для чего нам нужны внимательные ушки? (Ответы) Чтобы послушать тишину парка, пение птиц, весеннее пробуждение природы. А чуткий носик? (Ответы)Чтобы ощутить свежесть весеннего воздуха.

Мы отправляемся на экскурсию с хорошим настроением. Мы должны улыбаться всему живому, радоваться весне и получить заряд бодрости.

Ребята, так как мы сегодня настоящие туристы, то мы возьмем с собой карту маршрута. Для чего она нужна как вы думаете? (Ответы) По карте маршрута мы будем ориентироваться правильно ли мы идем.

Ну что вы готовы? (Да) Тогда в путь!

По пути обращаем внимание на все дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры, каждый раз повторяя о правилах поведения на дороге, а также проговариваем, что держаться мы должны только вместе, в колонне.

В: Вот мы с вами зашли в парк. Как он называется? (Харитоновский) Вы чувствуйте, что в парке совсем другой воздух? (Да) А какой он ребята? (Ответы) Он чистый, свежий. А почему как вам кажется? (Ответы) Потому что здесь много деревьев, растений, а они обладают волшебными свойствами – они очищают воздух, поэтому в парке так хорошо и спокойно.

А сейчас, чтобы хорошо почувствовать свежий воздух парка, мы с вами сделаем два дыхательных упражнения.

  1. Упражнение «Насосик»

Руки на пояс, слегка присесть – вдох, выпрямиться – выдох. Постепенно приседания становятся ниже. Повторить 3-4 раза.

  1. Упражнение «Ныряльщики»

Разводим руки в стороны, делаем вдох. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду), задерживаем дыхание под водой и выдыхаем выпрямляясь (выныриваем).

В: Почувствовали, как ваши легкие насытились кислородом? (Ответы)

Приложение

В конце XVIII в. на северном склоне Вознесенской горки началось строительство усадьбы Расторгуевых - Харитоновых. Инициатор строительства – виноторговец и крупный заводчик и золотопромышленник - Лев Иванович Расторгуев.

Территория, отведенная непосредственно под постройки, была невелика. Желая ее расширить, Л.И. Расторгуев обратился к властям с просьбой об отводе ему большей площади под устройство усадьбы. 

К усадьбе Харитонова–Расторгуева примыкает обширный парк , заложенный еще в 1826 году. В парке естьискусственное озеро с насыпным островком и круглой беседкой-ротондой.

Под парком проходят старые подземные ходы , один из которых обнаружили после обвала в 1924 году. По легендам, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другим легендам, эти ходы — места, где Расторгуев добывал золото.  Из подвалов дома Расторгуевых-Харитоновых ходы распространялись в подземном пространстве парка.

Купец Расторгуев умер, не дождавшись завершения строительства, и дом перешел к его зятю Харитонову.

Семьи Расторгуевых и Харитоновых были одними из самых богатых в городе. 

 Раньше вместо парка было болото. По плану города его хотели застроить домами, но Расторгуев настаивал, что земля непригодна для строительства, мол, лягушки тут квакают, и просил разрешения разбить в этом месте парк. Разрешение он получил лишь временное, с обременением в виде очень высокой арендной платы, но после первого же взноса он перестал платить, считая, что созданный им парк является достоянием всего города. И парк перешел в управление городских властей.

Для осушения болота в русле этой речки выкопали искусственный водоём, ставший парковым прудом. Огромной достопримечательностью является ротонда, так как именно от нее идут все подземные ходы к усадьбе Расторгуевых-Харитоновых. С этими ходами связано очень много легенд.

Дом Расторгуевых-Харитоновых после ссылки и гибели хозяев долгое время пустовал, потом сдавался под конторы и жилье.

В Доме Расторгуевых – Харитоновых стали располагаться конторы, типографии, жилые квартиры. Затем в нем был сделан ремонт (он был реконструирован) с некоторыми добавлениями (объем зрительного зала) и переделками интерьера и стал Дворцом пионеров, сыгравшим впоследствии немалую роль в воспитании интересов, развитии талантов и обеспечении занятости детей полезными делами, театром, спортом, изобразительным искусством и т.п.

-Ну что же, ребята, вот мы и узнали интересную историю о строительстве усадьбы.

-А теперь давайте с вами поиграем в интересные подвижные игры!

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Игра «Будь внимательным!»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Игра «Необычный дорожный знак»

В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак. 
Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?». Дети отвечают: «Может!».

Игра «Огни светофора»

На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.

Игра «Разные машины»

Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» - и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или как-то отмечает)число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко…»

-Вот и подходит наша экскурсия к концу.

 -Устали?(ответы детей)

-А теперь скажите что же вы узнали нового на сегодняшней экскурсии?

-Что больше всего запомнилось? Что понравилось?

-Спасибо вам, ребята, за то благодаря вам наш поход получился очень веселым, интересным и увлекательным!

https://sun9-81.userapi.com/impg/Sg5aW-yLCfahi_IiPKcM8lC1I45qrXiqkUm3pQ/BwyAjSta3MQ.jpg?size=1280x949&quality=96&sign=0edb490a2cbefabb3b6ec56283f5c008&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Экскурсия в зимний парк"

Занятие по экологии. Знакомство и наблюдение в природе  зимой....

Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в осенний парк"

Решая задачу патриатического воспитания детей, по формированию основ любви к малой Родине в воспитательно -- образовательном прцессе, я использую авторскую программу коллектива МАДОУ "Каневской Кубань...

Экскурсия в дворцовый парк Красное Село

Экскурсия предназначена для детей и родителей...

Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк).

Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавлива...

Экскурсия в осенний парк

обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года и в ней не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насажден...

Экскурсия в осенний парк.

"Осень, осень, ты прекрасна!.."...

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....