Конспект занятия по экологии для детей разновозрастной группы (старшая и подготовительная) «Друзья природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Василькова Анна

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog.kvest_.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Врачовская начальная школа – детский сад»

Конспект занятия по экологии

для детей разновозрастной группы

(старшая и подготовительная)

«Друзья природы»

Воспитатель:

Василькова Анна Юрьевна

Февраль 2021г.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите; закрепить знания детей о растениях и животных; закрепить знания и навыки поведения в природе; обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

Развивающие: развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать совместно; развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

Воспитательные: воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.

Необходимые материалы и оборудование:  письмо от Феи Природы; карта; лепестки с экологическими знаками; картинки с деревьями; листы форматом А4 (дощечки для болота); плакат «Медведь в берлоге»; картинки с изображением, медведя, бобра, лисы, белки и волка; кормушка; черный хлеб, белый хлеб свежий, белый хлеб сухой, жаренные семечки, нежареные семечки, пшено, соленное сало, свежее сало,   орешки, чипсы, перловая крупа; таз с водой, плавающий мусор, ведерко; игрушечные рыбки; д/и «Водные обитатели»; плакат «Костер»; мусор: пластиковая бутылка, фантик, стаканчик из-под йогурта, фантики от конфет, пластиковые трубки; пакеты для мусора; разрезные картинки (пазлы) с изображением животных, птиц, насекомых; наградные медали.

Ход занятия:

- Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

Нам здороваться ни лень,

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется

- Доброе утро!!!

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наш край, наша малая родина? (Подмосковье)

- Ребята, а вы любите свой край? Хотите заботится об чистоте и красоте нашей малой родине? (Да).

- Сегодня к нам в детский сад, для нашей группы «Весёлые звоночки» пришло письмо. Давайте его прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети, и я думаю, что вы сможете мне помочь. Дело в том, что злой колдун Бахадур, заколдовал мой волшебный цветок, Семицветик. Цветик не простой, на каждом лепестке у него знак правильного поведения в природе. А колдун развеял все лепестки. Помогите мне вернуть мой волшебный цветок, а то люди забудут эти правила и не смогут заботиться о природе. Чтобы собрать цветик-семицветик, вы должны в моем королевстве Природе выполнить задания. Выполняя задания, вы сможете собрать лепестки. Путь пройти вам поможет карта. Когда цветик - семицветик будет собран, злые чары колдуна рассеяться. Фея Природы.»

 - Ну что, ребята, поможем Фее природы собрать волшебный Цветик- семицветик? (Да). А для этого мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы. Вам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с которыми, вы получите лепестки. Тогда отправимся в путь – дорогу.

Я произнесу волшебные слова:

В королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок.

И вот сияют небеса

Откройте поскорей глаза.

 Вокруг себя ты обернись,

В стране Природы окажись.

- Вот мы с вами и оказались в королевстве Феи Природы. Давайте, развернем карту и посмотрим куда же нам надо направиться. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом деле, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Дорога ведет нас в лес.

1 остановка «Деревья».

Вопросы:

-Чем деревья отличаются от других растений? (Деревья имеют один большой ствол, покрытый корой, продолжительностью жизни, а трава и кустарники низкорослые, у них много тонких стволов).

-Какие деревья вы знаете? (Дуб, береза, осина, ива, акация, каштан, клен, липа, рябина, тополь.)

-Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете? (Живые. Потому что оно дышит, питается, растет. Дерево дышит листьями.)

- Как вы думаете, кто сажает деревья в городе? Для чего? (Деревья садит человек. Для очищения воздуха, так же деревья сажают для добычи строительного материала, для украшения парков, клумб)

- Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта).

-Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает? (В лесу деревья садят люди, лесники. Так же семена деревьев разносит ветер и птицы).

-Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

(Деревьям лучше в лесу. Потому что в городе много загрязнений окружающей среды (заводы, выхлопные газы)).

- Молодцы. Справились с заданием.

Дети получают лепесток с экологическим знаком по спасению деревьев.

-А как вы думаете, чем поможет этот знак природе? (Люди не будут ломать ветки деревьев и бездумно вырубывать леса).

Отправляемся дальше по карте.  

Полоса препятствий болото. П/и «С кочки на кочку».

- А на нашем пути – небольшой затопленный участок – болото. Нам надо перебраться через него. С помощью чего можно это сделать, ребята?

Перебираться из затопленного места на сухой участок мы будем с помощью дощечек (листы А4), перекладывая их перед собой. Идут все по очереди.

На пути у нас…

2 остановка «Загадочная».

- Ребята смотрите, что это? (Это берлога).

- Кто в ней живет? (Медведь).

- А давайте узнаем, какие еще животные живут в лесу и в каких жилищах. Вам, дети, надо отгадать загадки и узнать, правильный ли ответ?

Детям предлагается ряд загадок, которые они должны отгадать и открыть картинку, чтобы узнать, правильно ли они отгадали загадку.

Загадки о животных:

1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

На старом дубе орешки я грызу. (Белка)

 – Как называется ее жилище? (дупло)

2. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами и съем невзначай. (Волк)

 -Как называется его жилище? (логово)

3. Летом по лесу гуляет,

Зимой - отдыхает. (Медведь)

- Где живет? (берлоге)

4. Вот так звери,

нор не роют, но зато плотины строят,

все они одеты в шубы,

инструмент не пилы – зубы. (Бобры)

 – Как называется их жилье? (хатка)

5. Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала. (Лиса)

 - Как называется ее жилище? (нора)

-Ребята, а каких ещё диких животных Подмосковья вы знаете? (Заяц, белка, ёж, енот, ласка, лось, кабан).

Получают лепесток с экологическим знаком «Не обижать животных»

-Для чего этот знак? (Чтобы люди были вежливыми с обитателями леса, не разоряли их жилища, не истребляли).

- Ну что идем дальше? Куда нас ведет дорога на карте?

3. Остановка "Птичья столовая".

 - Птицам зимой очень сложно находить корм, чтобы не погибнуть. Человек редко подкармливает птиц, поэтому зиму переживают не все. Часто человек не знает, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.  Чтобы получить лепесток, вам нужно определить, чем из предложенных продуктов можно кормить птиц, а чем – нет.

Дети кладут безопасный корм для птиц в кормушку.

Правильный ответ: можно кормить птиц сухими крошками белого хлеба, свежими семенами подсолнечника, свежим салом, перловой крупой.

Нельзя кормить птиц: черным хлебом, свежим белым, соленным салом, орешками, чипсами, пшеном.

Психогимнастика «Ты – дрозд, я – дрозд!»

Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом:

Я – дрозд, ты – дрозд,

У меня – нос, у тебя – нос (показ. на свой нос, затем на нос партнера)

У меня – гладкие, у тебя – гладкие,  (щеки)

У меня – сладкие, у тебя – сладкие,   (губы)

Я – твой друг, и ты – мой друг

Мы любим друг друга!                          (обнимаются)

Получают лепесток с экологическим знаком «Не разоряйте птичьи гнезда».

-Для чего этот знак? (Чтобы гости леса не разоряли птичьи гнезда)

- Отправляется дальше.

4. Остановка "Лесное озеро".

 - Посмотрите, ребята, это озеро, но оно грязное. Почему? (Люди выбросили мусор).

– А как вы думаете, какой вред нанесет мусор озеру? (Обитатели озера не смогут жить в грязной воде и погибнут)

 – А как мы поможем обитателям озера? (Почистим озеро от мусора).

- Загрязнение воды так же опасно, как загрязнение земной поверхности. Отходы, предметы, попадающие воду, отравляют её, а это сказывается на всех живых существах, которые эту воду употребляют.  Чтобы получить лепесток вам нужно очистить водоём (показывает на таз с водой) от мусора с помощью сачка, а затем по очереди запустить в воду «живых» существ (показывает на рыбок игрушечных). Встаньте к черте в колонну по одному, по очереди подбегаете к водоёму, вылавливаете мусор, бросаете в ведро, передаёте эстафету следующему игроку.

Дидактическая игра «Водные обитатели».

- А как вы думаете, кому нужна вода? Выберете, пожалуйста картинки кто живет в воде (картинки морских животных, зверей, птицы, насекомые, человек).

- А кому ещё нужна вода? (Людям, птицам, зверям, рыбам, насекомым.)

- Для чего вода нужна птицам, рыбам, насекомым, зверям? (Птицы, насекомые и звери пьют воду, рыбы живут в воде.)

- Как использует воду человек? (Человек употребляет воду для того, чтобы утолить жажду, использует для приготовления пищи, в целях личной гигиены, на производстве).

- Почему без воды невозможна жизнь на Земле? (Вода - самое важное. Вода — это жизнь. Вода — это кровь Земли. Человек состоит на 70% из воды, так же, как и поверхность планеты Земля. Ни один человек, ни животное, ни растение не могут жить без воды).

- Как мы можем сохранить воду для последующих поколений? (Вода – бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять, не сбрасывать отходы и мусор в водоемы, и не тратить её напрасно.)

- Конечно ребята! Я прошу слова запомнить эти: «Вода нужна всему живому на планете!»

Получают лепесток с экологическим знаком «Не загрязняй водоем»

- Для чего этот знак? (Чтобы люди не загрязняли водоемы, берегли воду).

5. Остановка «Пожар».

- Дальше идем по карте, по тропинке.

Динамическая пауза «Лесною тропою».
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) 
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка – пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)

Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
- Дети, чувствуете, запах, что - то горит.  А что может гореть в лесу?  (трава, деревья, торф).

- Да, ребята, возникновение пожара на природе представляет собой бесконтрольное горение растительности. Пожары бывают низовые (когда огнем уничтожается надпочвенный покров), верховые (горит верх деревьев) и подземные (горят торфяники). Лесной пожар – огромные убыток для растений и животных, поэтому знать правила пожарной безопасности в лесу и вообще на природе должны все граждане, в том числе и дети.

- Чтобы не возникло пожароопасных ситуаций на природе что запрещено? (разбрасывать по лесу тлеющие спички, окурки, разводить костер в лесу нужно только без соблюдения правил, весь мусор заберите домой из леса, стеклянные осколки могут стать причиной пожара, поскольку от них в солнечную погоду могут отражаться солнечные зайчики, бумажные отходы также опасны).

- Какие правила нужно соблюдать если вы со взрослыми разводите костер?

Рассматривают плакат (место разведения костра необходимо тщательно выбрать, чтобы пламя не повредило большой участок почвы, лучше разводить костер там, где не растет трава, где ранее уже разводили огонь, место разведения костра необходимо окопать, уезжая из леса, костер следует потушить, засыпать землей или песком, убедиться, что пламя потухло полностью, запрещается разводить костры в жаркую сухую погоду, сухая растительность очень быстро загорится, потушить ее при таких погодных условиях вряд ли удастся, и лес пострадает).

- Что нужно сделать если в лесу случился пожар, по вашей вине, или вы просто его обнаружили? (немедленно сообщить в пожарную часть, если пожар еще не большой, можно попытаться потушить его самостоятельно, засыпая пламя песком, землей или заливая водой, если же пламя огня слишком большое, покинуть место пожара, сообщить пожарным).

- Ребята, как покидаем пожар? (если пожар верховой – уходим от огня, пригибаясь к земле и закрыв лицо мокрой салфеткой, чтобы не надышаться угарным газом, при низовом пожаре следует уходить в обратном направлении от огня).

- Молодцы, справились и с этим заданием.

Получают лепесток с экологическим знаком «Нельзя разводить костры в лесу»

- Для чего этот знак? (чтобы люди не оставляли костры в лесу, соблюдали правила пожарной безопасности). Всё правильно, посмотрим, что у нас дальше по карте.

6. Остановка «Лесная поляна»

- Какая чудесная большая поляна! Но что- то с ней не так… Как вы думаете, дети? (Люди оставили мусор). А как мы поможем природе? (Собрать его).

Подвижная игра «Собери мусор»: делим детей на две команды, предлагаем им придумать названия (что-либо связанное с чистотой и бережным отношением к природе). Собираем мусор, каждая команда в свой пакет для мусора. Кто собрал быстрее - тот победил.

Мусор: раздавленные бумажные стаканы, рваная бумага, фантики, пластиковые трубочки.

-А почему нельзя сорить в лесу? (в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред, могут попасть в банки головой и погибнуть, от мусора может начаться пожар).

Дети получают лепесток с экологическим знаком «Нельзя сорить!»

- Идем дальше.

7. "Знать, чтобы оберегать"

 Чем больше люди интересуются природой, животными, птицами, тем бережнее они будут относиться к ним, ведь мы хорошо относимся к своим друзьям. Чтобы получить лепесток, вам нужно собрать пазлы и узнать, кого мы оберегаем. (Собирают картинки из пазлов, на которых изображены животные, птицы, насекомые. Называют у кого то изображен).

- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились!

Дети получают лепесток с экологическим знаком «Береги природу!»

- Ребята, вы молодцы, отлично справились со всеми заданиями и собрали все волшебные лепестки. Давайте соберем цветик – семицветик Феи Природы. (Собирают цветок).

- Ну вот злое колдовство разрушено, вы помогли Фее Природы. Теперь люди не забудут правила поведения в природе!

- А сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения в природе. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, хлопаем в ладоши, а если плохо, то топаем ногами!

***

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (топают)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топают)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (хлопают)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (хлопают)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду?   (топают)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду. (топают)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (хлопают)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (хлопают)

- Девчонки и мальчишки, не забывайте никогда эти правила и тогда природа будет нас радовать ещё долгие годы, а мы будем её охранять и беречь! За то, что вы помогли Фее Природы собрать волшебный цветик семицветик, чтобы люди всегда помнили, что для природы все мы друзья, а обижать друзей нельзя, Фея Природы разрешила мне наградить вас медалями «Друзья природы»! (Одеваю медали каждому ребенку).

- Ну а теперь нам пора вернуться из королевства Природы к себе в группу.

В группу нам попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Вокруг себя ты обернись,

И снова в группе окажись.

Рефлексия: 

 - Ребята, а как вы думаете, помогут ли природе наши экологические знаки? (да).

- Как помогут? (Люди будут соблюдать правила поведения в природе).

- Вы сегодня такие молодцы! Вы очень помогли Фее Природы. Благодаря таким помощникам, как вы, природа еще долго - долго будет радовать нас!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воздухе?»

В материале представлен конспект по экологическому воспитанию. Приведены опыты, которые можно проводить как на занятиях, так и всвободное время....

Конспект занятия по экологии для детей средней группы тема : "Вода и ее свойства"

Значение воды, свойства,развитие любознательности детей, развитие бережного отношения  к воде,развитие социальных навыков у детей...

Конспект занятий по ИЗО ( рисование) для разновозрастной группы ( старшая подгруппа 5-7 лет) на тему: " Рыбки в аквариуме"

В период разгулявшегося коронавируса, когда не только дети , но и взрослые находятся на самоизоляции, и вынуждены находиться дома,ни в коем случае нельзя думать, что жизнь остановилась.Воспитатели при...

Конспект занятия по экологии для детей разновозрастной группы (старшая и подготовительная) «Кто в лесу главный?»

Дать детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости лесного сообщества....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей разновозрастной группы на тему: «Всемирный день воды»

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к воде.Развитие  творческих  и  коммуникативных  способностей  детей.Задачи:-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализ...