экскурссиия в мини-музей "Русская изба".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

широбокова ирина валентиновна

сценарий экскурссии в мини-музей "Русская изба" в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey_russkaya_izba.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ – МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА».

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает среди приоритетов задачу: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Одним из направлений в работе нашего детского сада, является гражданско-патриотическое воспитание.

Важная задача – развитие у детей интереса к культурным традициям, быту русского народа. Мы в доступной форме знакомим детей с прошлым нашего народа, прививаем любовь к своей Родине.

Цель: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Задачи:

Образовательные:

1. Открыть детям доступ к культуре русского народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.

2. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо - игровых подходов и народных игр.

Воспитывающие:

1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

4. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине и гордости за свой народ.

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русских народных мелодий, русский народные костюмы, самовар, шкатулка.

Ход экскурсии:

Хозяйка:   Веселья вам да радости!

                   Здравствуйте, детишки,

                   Девчонки да мальчишки.

                   Спасибо, что мимо не прошли,

                   К нам в гости зашли.

                   Проходите, не стесняйтесь,

                    По удобнее располагайтесь!

Хозяйка:   Собрались мы здесь, чтобы совершить  дело доброе, доброе да нужное.  Мы ребятки долго собирали вещи старинные,  да

приборы столовые, да половики домотканые, которыми еще наши

прабабушки и прадедушки пользовались.  И собрали мы все эти

вещи в одном месте, а место мы назвали: «Русская изба».

Хозяйка: Раньше в старину жилища строили из бревен, и такие дома

назывались – избами. В избе жили хозяин, хозяйка с малыми

детушками. Русские люди много трудились,  делали все своими

руками. Строили избы, делали мебель, изготавливали посуду,

шили одежду.

Хозяйка:  Вам нравится наша изба?

  1 ребенок: «Ваша изба, ровно тепла».

  2 ребенок:  «Домом жить – обо всем тужить».

   3 ребенок: «Из гнилого леса, ненадолго изба».

   4 ребенок:  «Не красна изба иглами, а красна пирогами».

Хозяйка:  Вы, смотрю, ребята много знаете.

                   А вы знаете, что было главным в избе?

Дети:        Печка!

Хозяйка:  Да, печка.

Хозяйка:  Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги,

сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ребенок:   Русской печки нет добрее

                   Всех накормит, обогреет

                   Варежки сушить поможет

                   Детей спать она уложит

Хозяйка:  А чем же топили  печь?

Дети:        Дровами.

Хозяйка:  А у нас в печурочке,  золотые чурочки! Ой, ребята мало дров

осталось, давайте с вами в лес сходим за дровами.

  • Игра «За дровами».

Хозяйка: 

За дровами мы идём
И пилу с собой несём.
(Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить.
(Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки.
(Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём.
(Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда.
(Дети садятся.)

Хозяйка:  Вот молодцы, сколько дров нарубили! А вот для вас загадка:

Ребёнок: Он как круглая кастрюля,

                  Он чумазый не чистюля

                  Где там, в печке уголек

                  Кашу сварит... (чугунок)

Хозяйка: Они не бьются, выдерживают

высокую температуру, сделаны из металла. В старину в чугунках

варили кашу, суп.         

Ребёнок: Рядом с печкой стоит сват-

Все из печки он хватает,

Да на стол скорее ставит…(Ухват)

Ребёнок: Черный конь, скачет в огонь… (Кочерга)

                 Она всегда мешает угли в печи.

Хозяйка: А еще в избе, было много предметов – помощников,

которые хозяюшки использовали почти каждый день.

Ребёнок: Воду дед носил с утра

                 Каждый раз по два ведра

                 На плечах дугой повисла

                 Держит ведра… (Коромысло)

Ребёнок: То назад, то вперед, ходит – бродит пароход

               Остановишь – горе! Продырявит море…(утюг)

Хозяйка: Давайте посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье!

                  Утюги были с углями. Угли помещались внутри корпуса и

закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели,

делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом,

чтобы он не остывал.

Ребёнок: Он по горнице гуляет,

                Пыль и мусор собирает… (веник)

                 Эту обувь не забыли,

Ребёнок: Хоть давным-давно носили.

                 Влезут дети по полати

                 У печи оставят… (лапти)

Хозяйка: А на полочке у нас стоит посуда: крынки, горшки всякой

величины. Одним словом, «Бабий кут». Посуду в старину

изготавливали из глины и дерева. С помощью топора, делали вот

деревянные ложки, а мастера умельцы их расписывали. Про ложку люди придумали вот такую загадку:

«Всех кормлю с охотою, а сама буротая» (ложка деревянная).

Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку.

Ребёнок: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянная ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена.

(Воспитатель и дети благодарят ребенка за рассказ)

Ребёнок:  А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

  • Ансамбль «Ложкари».

Хозяйка: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял, выпуская жаркий пар древний чайник. Отгадайте загадку:

Стоит толстячек, блестит бочек,

Шипит, кипит, всем чай пить велит…

Дети: Самовар.

Хозяйка: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.  Русские люди всегда славились своим гостеприимством, любили угощать пирогами, пряниками,

караваем. Вот и мы для вас тоже испекли каравай, пышный да румяный, угощайтесь.  

Дети:  Сей музей мы покидаем,

            Русская изба так хороша,

            В каждом стареньком предмете

            Живет русская душа!

  • Звучит песня «Приглашение к чаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурссия в наш логопедический кабинет

  Мы рады приветствовать вас в нашем логопедическом кабинете.  Наш логопедический кабинет условно разделён на несколько центров. Рассмотрим основное рабочее месте, я назвал...

"Экскурссия в поликлинику"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17981850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Виртуальная экскурссия

Развитие познавательного материала для детей, изучение природы родного края.Воспитание любви к родной природе. Воспитание у детей в обычном видеть необычное...

Экскурссия по родному городу - скульптура ЛОСЬ

Приглашаем совершить экскурссию по родному городу. сегодня мы вас познакомим с символом нашего города....