ООД для дошкольников подготовительной группы "Соль - белое золото земли"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Евглевская Галина Васильевна

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2. Исследовать свойства соли опытным путём.

3. Расширить представления о добыче соли.

4. Развивать у детей стремление к поисково - исследовательской  деятельности: развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы; закреплять навыки проведения простейших экспериментов.
5. Развивать творческие способности детей, любознательность.

6. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД для дошкольников подготовительной группы

«Белое золото земли»

Воспитатель МБДОУ детский сад № 49 пос. Старый городок

Евглевская Г. В.

Цели: Создать условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать познавательные задачи в процессе поисково-исследовательской деятельности.  Познакомить их со свойствами соли, выяснить области применения соли.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2. Исследовать свойства соли опытным путём.

3. Расширить представления о добыче соли.

4. Развивать у детей стремление к поисково - исследовательской  деятельности: развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы; закреплять навыки проведения простейших экспериментов.
5. Развивать творческие способности детей, любознательность.

6. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее использования.

Оборудование: мешочки с солью,  мукой, сахаром, стаканы из-под чая, свечка, металлические и пластиковые ложки, прозрачные стеклянные стаканы, гуашевые краски, шприцы, губки, тазики с водой, пластиковые тарелки.

Ход:

- Воспитатель: Ребята, мы опять оказались в нашей лаборатории, посмотрите, сколько здесь всего интересного, стаканчики, какие- то вещества на тарелочках…

Раздается сигнал шторма на море

- Воспитатель: что это такое (дети поворачиваются к доске)

Видеообращение.

- Здравствуйте, ребята. Я капитан Джек. Я очень люблю золото! (Демонстрирует сундук с сокровищами) А мой попугай осмеливается со мной спорить и говорит: «Золото – это не самое ценное в мире. Соль, обычная соль – вот что ценно!». Представляете? Он называет соль «белым золотом земли», как это может быть? Помогите рассудить, кто из нас прав?

 - Воспитатель: Попытаемся узнать,  полезна ли соль для людей? Предлагаю вам провести опыты с солью в нашей лаборатории.  Вспомните правила безопасности.  

- Начнём с этой шкатулки, посмотрим, что там? В ней мешочки. Сколько их? (3) Подскажу вам, в одном из этих мешочков соль. Можем ли мы определить, где она, не открывая мешочек? Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Что вы можете сказать об этом веществах?  Все они без запаха, мелкие на ощупь. Давайте, достанем по ложечке этих веществ и поместим на тарелочки. Теперь можно догадаться, где соль? Что в первой тарелке. Как вы думаете? Что во второй? (Ответы детей). Все три вещества белые, одно мягкое, пушистое, два кристаллические. Соль можно узнать по вкусу. Где соль, как вы думаете? Кто хочет попробовать?

  - Прежде, чем узнать, чем полезна соль, давайте проверим,   какими ещё качествами обладает соль?  (Дети работают в парах, все оборудование на столах для каждой пары).

Опыты (соль хрустит, растворяется в воде, даёт воде солёный вкус, выпаривается из воды)

Опыт № 1 « Соль - хрустит»

  - Воспитатель: Перед вами стоят  тарелочки с солью, возьмите ложки и подавите её. Что вы услышали? (Ответы детей) Хруст, который напоминал морозный хруст снега зимой под ногами. Вывод: Соль создает эффект морозного хруста.

Опыт № 2 «Растворение соли в горячей и холодной воде»

- Перед вами стоит  стаканчики с холодной водой и горячей водой. Проверим, в каком стакане соль растворится быстрее. Насыпьте  по одной ложке  в каждый стаканчик и хорошенько размешайте ложкой. Что получилось? (соль растворилась). В какой воде соль растворилась быстрее? В горячей.

- Какая стала вода? (соленая)

- Куда делась соль?  (она растворилась)

- Осталась ли соль в воде?        (да, соль изменила свое состояние)

- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды? Точно нельзя? Как? (перелить в другой стакан, отфильтровать тканью).

Опыт № 3 «Выпаривание соли на свечке».  

 - Воспитатель: Попробуем отделить соль от воды выпариванием, то есть нагреванием на пламени свечи. Вспоминаем правила безопасности при использовании свечи. Наливаем солёную воду в ложку и нагреваем на пламени свечи. Вода закипает и испаряется. Что осталось в ложке? (соль)

- Если попробовать на вкус – действительно ли это соль? Я попробую сама, потому что ложка горячая. Да, дети, это соль. Значит, предположение оказалось правильным: после нагревания осталась соль.

- Обращаю ваше внимание, что процесс был обратимым: сначала мы смешали соль и воду и получили раствор, а потом из раствора опять получили соль и воду.

 - Воспитатель: Давайте поиграем

Гимнастика, для развития межполушарного взаимодействия

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук  «с точностью до наоборот».

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Перекрестное марширование.

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 - Молодцы! А теперь, мы узнает, чем полезна соль и узнаем, кто прав, капитан Джек или его попугай.

Презентация с комментариями воспитателя. Слайды.

Где применяется соль? 

 - Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. Соль жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

А ещё она отличный консервант. Используется для консервирования овощей и фруктов.

 - Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине;

в косметологии.

- Соль используют в медицинских целях. Создают подземные лечебницы, санатории, специальные соляные пещеры. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.  Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

 - На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают технической солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

 - Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

 - Есть удивительное море, его называют Мертвым или Соленым. Море это особенное. В нем невозможно утонуть. Да и плавать в Мертвом море не просто, легче усесться поудобнее в воде, словно в гамаке. Почему на поверхности Мертвого моря вода держит человека лучше, чем на Черном море или других морях? Вода более плотная, там больше соли и поэтому она держит человека, он не тонет. Попозже мы попробуем провести такой эксперимент с разной плотностью воды.

- Воспитатель: Скажите ребята, кто же прав: капитан Джек или его попугай? Ценна ли соль для людей? (ответы детей)

- Давайте поиграем в игру «Соль нужна для того, чтобы ….» 

(мешочек с солью дети передают друг другу по кругу, отвечая на вопрос)

  • Чтобы консервировать овощи
  • Чтобы использовать в медицине
  • Чтобы посолить суп
  • Чтобы посыпать дорожки зимой
  • Чтобы добавить в салат
  • Чтобы полоскать горло
  • Чтобы отмыть чашку т. д.

- Воспитатель: Хорошо, все верно. Какие вы молодцы ребята, как много способов использования соли вы назвали. Завершилась наша работа в лаборатории, мы  провели опыты, узнали много нового. Всем спасибо.

D:\герцен\Documents\Подготовительная группа\Открытое занятие\Фото Соль\fd56ac17-05e6-4e01-b14b-5f0e7b1e4af4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по исследовательской деятельности "Белые пятна земли"

Занятие по теме "Животные Арктики и Антарктиды"...

Проект "Белое золото земли"

ЦЕЛЬ: Форирование представления о соли как необходимом для человека продукте ее свойстах и области применения путем наблюденияи экспееетировния....

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Проект "Белое золото земли"

Проект "Белое золото земли"...

Презентация по теме «Соль - белое золото Земли»

Презентация по теме "Соль - белое золото Земли"...

НОД в подготовительной группе "Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида".

Консект НОД в подготовительной группе на тему "Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида"....

Проект "Белое золото земли – поваренная соль"

АннотацияНаука познаёт новое, пытается заглянуть за пределы Вселенной, а мы стали искать необычное рядом. Есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить з...