Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Осень-чудная пора!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Павлова Екатерина Владимировна

Цель: формирование желания наблюдать за изменениями в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему: «Осень – чудная пора!»

Цель: формирование желания наблюдать за изменениями в природе.

Задачи:

 1. Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в природе, названиях осенних месяцев;

 2.Упражнять подбирать прилагательные, синонимы к прилагательным.

 3. Учить    устанавливать   элементарные причинно-следственные связи и наблюдать явления природы.

 4.Развивать связную речь, внимание, память.  

 5.Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке, чтение стихотворений, рассказов об осени, рассматривание иллюстраций об осени.

Материал: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние, счетные палочки.

 

Ход:

Воспитатель:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется –

Это время года, как у нас зовется?

Ответы детей.

-Правильно, осень. Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

-Посмотрите, ребята, на картину. Это осенний пейзаж. Все ли правильно изобразил художник? (ответы детей)

-Конечно, здесь очень много ошибок. И сегодня мы поговорим об осени, постараемся исправить все ошибки.

-Отгадайте загадку.

Да, не жарок этот месяц,

Да, зато кормить горазд:

Баклажан, капуста, свекла

Удивляют вкусом нас.

Школа двери отворила,

 Год учебный начался,

Знать на Землю опустился…

 (Сентябрь)

- Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью, а еще «златоцветом». Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Конечно, Травы в полях, лугах, лесах желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. Листья на деревьях сначала желтеют на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья березы и липы. В сентябре дни становятся короче.

- Какая погода в сентябре?

Ответы детей: прохладная, солнечная, дождливая, ветреная.

Воспитатель: Сентябрь славится богатым урожаем. Созревают желуди на дубах, на орешнике – орехи, на болоте – клюква. Люди собирают овощи и фрукты.

Вставайте, ребята, в круг.

 Поиграем «Я знаю пять названий (овощей, фруктов, ягод, грибов)» (с мячом)

Воспитатель: Ребята, давайте найдем картину, где изображен сентябрь.

Дети рассматривают предложенные картины, выбирают и прикрепляют на доску изображение начала осени - сентябрь.

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.

Падают с ветки

Золотые монетки
Землю покрывают, когда это бывает? (ответы детей)

- Правильно октябрь – это второй месяц, середина осени. В старину этот месяц называли «листопадом». Как вы думаете почему? (ответы детей). На каких деревьях листья всегда зеленые и не опадают?

- Что вы можете сказать про солнце в октябре? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

- А какое небо? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое.)

Еще про октябрь говорят: «семь погод на дворе». Почему? (ответы детей)

-Погода в октябре очень изменчива, то моросящие дожди, то ярко светит солнце, то пойдет первый снег. По ночам бывает такое природное явление, как заморозки. Что это такое?

Дети: лужи покрываются льдом.

Воспитатель: Предлагаю поиграть «Игра теней», но, чтобы начать играть необходимо вспомнить название листьев.


«Ветер и листья» (Нищева Н.В.)

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

Воспитатель предлагает посмотреть и запомнить карточку, на которой изображены контуры листьев, выложенные в ряд. Затем воспитатель убирает образец, дети выкладывают листья по памяти.

- Ребята, найдите картину, где изображена середина осени - октябрь.

Дети выбирают и прикрепляют на доску изображение середины осени.

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку

Чёрные поля лежат,

Деревья голые стоят,

И с неба изредка пока,

Снежинки стайками летят!

Это самый хмурый месяц,

Хочется домой,

Скоро сонная природа

Встретится с зимой.

- Правильно, это ноябрь третий, последний месяц осени. Это поздняя осень. В народе зовут этот месяц «чернотропом». Как вы думаете почему? Упавшие с деревьев листья, потемнели, трава и цветы завяли и тропинки стали черными- Какая погода в ноябре? (морозная, холодная, ветреная, сырая)

-Какое небо в ноябре? (тяжелое, темное, хмурое)

Воспитатель: Предлагаю игру «Четвёртый лишний». Нужно сказать лишнее слово.

Сентябрь, октябрь, апрель, ноябрь;

Морковь, кабачок, слива, картофель;

Клюква, малина, земляника, черника;

Подосиновик, подберезовик, рябина, боровик;

Рябина, клюква, брусника, лисички.

-Ребята, давайте найдем картину, где изображена поздняя осень.

Дети выбирают и прикрепляют на доску картину с изображением поздней осени.

Воспитатель: А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)

- А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)

-Давайте поиграем «Доскажи словечко»

Нужно придумать слова похожие по значению.

Грустный - … печальный;

Веселый -… радостный;

Хмурый - … мрачный;

Солнечный - … безоблачный;

Разноцветный -… красочный;

Яркий -… светлый

- О каком времени года мы с вами говорили на занятии? (ответы детей)

Исправили все ошибки художника.

- Что Вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как помочь героям сказок?» с детьми старшего возраста

конспект открытого итогового занятия кружка по экспериментированию на тему: "Как помочь героям сказок?"...

Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет)"

Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в мир Театра" направлен на ознакомление детей подготовительной группы с историей театра, на знакомство с театральными профессиям...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию  с использованием логических  блоков Дьенеша в средней группе....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Поможем Фиксикам»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Поможем Фиксикам»...