Конспект занятия по экологии Чудесные капельки
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чернева Ирина Владимировна

Конспект занятия по экологии "Чудесные капельки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия по экологии57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе

Тема: «Чудесные капельки»

Цели:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.

Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.

Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.

Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.

Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако  из бумаги с прикрепленными к нему  капельками.

Глобус.

Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.

Ведро. Кувшин.

Ножницы.

Термос с кипятком. Зеркальца.

Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.

Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».

Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».

Чтение сказки «Два ручья».

Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).

Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, хотите поработать в лаборатории? Сейчас я хочу  пригласить вас  в «Лабораторию Почемучек», где вас ждут интересные опыты и открытия. Вы согласны? Тогда давайте наденем фартуки и приготовимся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Сегодня к нам пришли гости (дать детям время посмотреть на гостей и поздороваться с ними),но это еще не все. Чтобы угадать еще одну нашу гостью, я попрошу вас закрыть глаза и выслушать мою загадку (Звучит тихая музыка, поворачиваю мольберт с  облаком с капельками).

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда —

Руби хоть топором!

Нагрей ее — и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут ее — ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с вами, научат вас  новому и интересному.

Далее по ходу занятия каждую капельку я срываю и кладу  в пустой графин.

1. Капелька бережливая

Я — капелька бережливая. Я принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли он вам? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит  какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода для питья не пригодна.

А не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно беречь.

Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу вашей работы в лаборатории.

2

2. Капелька ученая

А я капелька вторая — ученая. Я хочу познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?(дети называют:

-Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения.) Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Сейчас я вам об этом расскажу.:

На мольберте установлена сюжетная картинка.-Давайте положим капельку в реку.

Каждый день восходит на небе солнце.-Давайте положим на небо солнце.

 Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.

Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Открываю термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара.-Давайте передвинем капельку на  небо и положим на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.

Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. –Давайте накроем  облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. –Теперь нужно переместить капельку на землю.

Капельки-дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.

Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

А я капелька звучащая, хочу с вами поиграть. Игра называется «Угадай звуки». Как услышите звук-постарайтесь угадать-что это звучит и найти подходящую картинку. Если угадаете правильно-услышите стихи.

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «песни воды»

На мольберте выставляются картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

                                                                               

Водопад   С высоты большой срываясь,                                    Море    Шириною широко,  
                 Грозно водопад ревёт                                                               Глубиною глубоко,
                 И, о камни разбиваясь,                                                            День и ночь
                 Пеною встаёт.

                                                                          О берег бьётся.Море!-так оно зовется.

 

Ручей    Ручей бежит по горным склонам,          Дождь   Мочит рощу, лес и луг,
              Тараторя сам с собой,                                            Город, дом и все вокруг!
              И в густой траве зелёной                                      Облаков и туч — он вождь!
              Прячет хвостик голубой.                                      Поливает землю дождь.

3

4. Капелька труженица

А я –капелька-труженица. Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.

Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. Вы видели в нашем Охотском море  корабли? (Показ картинки).

Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят для нас  рыбу.  (Показ картинки)

5. Капелька любопытная

А я капелька очень любопытная. Я хочу узнать, что вам известно про воду.

-Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?».

Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная.

-В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).

-Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.

-Какой у воды запах? У воды нет запаха.

-Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.

-Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Какие вы молодцы, ребята! Как много вы знаете про воду!

6. Капелька игривая

А я капелька игривая, я очень люблю играть. Давайте с вами поиграем?

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,

А вы мои – капельки-детки,

Пусть облако вас подружит,

А ветер веселый закружит.

В хоровод скорей вставайте,

И со мною повторяйте:

Мы будем весело шагать и улыбаться!

Руками солнышку махать и наклоняться,

Чтоб растения полить и животных напоить!

Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

А меня вы не знаете? Я –капелька живительная. Знаю одну поговорку: «Где вода — там жизнь». Не слышали? Вода нужна для жизни всем.

Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья – деревья и кусты… Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать?

Эксперимент «Грустный цветок»

Есть у меня один цветок. Его давно не поливали. Посмотрите, какой он грустный, какие у него листочки поникшие. Ребята, как вы думаете, как помочь цветочку? Что надо сделать, чтобы он не грустил, а стал веселым? Надо его полить. Правильно. Если цветы долго не поливать-что с ними случится? Они завянут и погибнут.

А какой станет ваша групповая комната, если у вас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если вы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

4

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Вы запомнили поговорку? «Где вода -там жизнь!»

9. Капелька чистюля

 

А я –капелька чистюля. Очень люблю чистоту.

Наблюдение за фильтрами

К сожалению, в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная. А где остался песок? Какой можно сделать вывод из этого?

Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10.Капелька-исследовательница


А я капелька-исследовательница. Хочу предложить вам исследовать, как ведут себя в воде такие материалы как дерево и пенопласт. Что с ними будет, если их поместить в воду? Давайте  проверим. Сначала мы поместим в воду дерево…а потом и пенопласт. Что происходит? Какой можно сделать вывод из этого? Дерево и пенопласт в воде не тонут, а плавают на поверхности. Почему? Потому что  эти материалы легче воды, а вода тяжелее их и поэтому выталкивает их на поверхность.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, у нас  эта вода  не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

5

Капельки-волшебницы в реки собираются,

Напоить всю Землю-Матушку стараются.

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

А детишкам малым водичка всех нужнее –

С нею мы растем, с нею здоровеем.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –

Просто так из крана она не будет течь!

Есть у нас сантехник, он следит всегда,

Чтоб нигде не капала чудесная вода.

ВОДУ НУЖНО БЕРЕЧЬ!

Дегустация чистой воды.

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для средней группы "Чудесный подарок"

Открытое занятие по экологии для средней группы, занятие о пчелах....

Конспект занятия по экологии "Весёлая капелька"

Конспект занятия по экологии. Экспериментирование с водой....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

Конспект занятия по экологии «Весёлая капелька»

Цель - формирование представлений об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.Задачи:- закрепить знания детей о свойствах воды.- способствовать ра...

Конспект занятия по экологии "Путешествие капельки"

Закрепить знания детей. что вода очень важна для всех живых существ. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру....