Вода в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Силюк Ольга Николаевна

Тема: Вода в природе. Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни человека.
  • Закреплять представления детей об агрегатных состояниях воды.
  • Опытным путем объяснить, как образуется дождь.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
  • Развивать любознательность и навыки проведения опытов.
  • Активизировать и обогащать словарь детей по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda_v_prirode.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Вода в природе»

Тема: Вода в природе. Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни человека.
  • Закреплять представления детей об агрегатных состояниях воды.
  • Опытным путем объяснить, как образуется дождь.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
  • Развивать любознательность и навыки проведения опытов.
  • Активизировать и обогащать словарь детей по теме.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка», сказок народов сибири «Живая вода».
  • Наблюдения за снегом, льдом, водой.
  • Дидактические, подвижные игры.

Ход занятия:

Ребята, кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо.

Может, это воробьишко,

Пролетал и обронил?

Может, кто письмо, как мышку

На окошко заманил?

Давайте откроем его и узнаем, от кого это письмо. Воспитатель открывает конверт, звучит музыка (запись дождя). Что это за звуки? (ответы детей). Ребята, это письмо мы можем прочитать только вместе. Воспитатель читает письмо: «Жила была на небе большая синяя туча. Она состояла из множества капелек. Капельки были разные: грустные и …; маленькие и …; добрые и …; и т.д. Одна капелька была очень любопытной и непоседливой. Ей хотелось знать обо всем на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла туче немало хлопот. И вот однажды туча не выдержала и сказала: «Если ты такая любопытная, то я могу отпустить тебя на землю. Хочешь?» «Конечно, хочу!» -кивнула своим озорным хвостиком капелька, и в ту же секунду капля прыгнула с небес и попала капля в лес. (С тучки снимается одна капелька). Ребята, капелька хотела бы найти на земле своих сестричек. Но самостоятельно это сделать она не может. Давайте ей поможем.

Как вы думаете, где в природе можно встретить воду?   (Ответы детей). Если дети затрудняются ответить, можно провести игру «Доскажи словечко». Воспитатель показывает иллюстрации родников, пещер. Вода есть и под землей. Проходя свой подземный путь, она образует сложные лабиринты ходов, пещер.

Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какого цвета на глобусе больше? (голубого) Что обозначено этим цветом? Назовите водоемы, которые вы знаете? Что обозначено тонкими голубыми ниточками? Как  показаны озера? (ответы детей). Что обозначено белым цветом на глобусе? (ответы детей). Итак, вода окружает нас повсюду и занимает на планете большую часть.

Физкультминутка.

Ребята, капельки – удивительные путешественницы и волшебницы. В каждом времени года они выглядят по-разному, узнать их трудно. Давайте поможем в этом нашей капельке и отправимся в путешествие по временам года. Поможет нам в этом тучка-летучка. А в какое время года мы отправимся? Как вы думаете? Узнать это нам помогут разрезные картинки. Соберите изображение. Каждой группе раздаются картинки. В какое время года мы отправляемся? (ответы детей) Почему вы так решили? Докажите свою точку зрения.

Закрывайте глазки, отправляемся в путь.

Тучка, тучка, ты-летучка.

Ты лети быстрей, быстрей.

И в осеннее время занеси нас поскорей!

Ребята, подумайте, как могут выглядеть капельки осенью? (дождь, град, снег, иней, туман). Если дети затрудняются, воспитатель предлагает отгадать загадки.

Что такое град? Это кусочки льда круглой или неправильной формы. Размеры града бывают разными.

На что похож туман? И облака в небе, и туманы над землей состоят из маленьких капелек воды. Эти капельки образовались из водяного пара. Попадает пар в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаясь в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе. Они стали облаками, а если низко над землей – туманом. Также воспитатель рассказывает об инее, показывая иллюстрации.

Ребята, капелька приготовила для нас какой-то вопрос (на доске карточка со знаком вопроса). Ребенок снимает карточку, воспитатель читает вопрос: «Как образуется дождь?» Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Пройдем в лабораторию.

  • Опыт. В стакане горячая вода. Обращаем внимание детей на пар, который виден над поверхностью воды. Накрываем стакан холодной тарелкой (поясняем – высоко в небе холодно). Через несколько минут на тарелке наблюдаем капельки воды, которые падают вниз – идет дождь.
  • Опыт. Теперь каждый из вас попробует «создать» дождь. На столах у детей подносы с голубыми фигурными губками. На что похожи эти предметы? (на тучки). Добавьте в каждую губку воды. Что получится, если сжать эти губки? Дети проводят опыт, наблюдая за характером дождя (мелкий, тихий, сильный).

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

(пальцами рук показывают движения сверху вниз).

Мы на небо посмотрели,

(смотрят вверх).

Капельки кап-кап запели,

(движения пальчиками сверху вниз).

Намочились лица.

(пальцы пробегают по лицу).

Мы их вытираем

(поглаживание лица).

Какое время года следует за осенью? (зима). Аналогично ведется работа, дети отправляются в зимнее время. Однако на доске располагаются картинки весны. Дети обнаруживают ошибку. Далее определяем, в каком агрегатном состоянии можно встретить воду зимой и весной. Для этого дается задание каждой группе выбрать из набора карточек те, изображения на которых соответствует зимнему времени года (одной группе) и весеннему (другой группе). Хлопните в ладоши, если справились. Проверяем. Педагог рассказывает про иней. Далее работа проводится в лаборатории.

  • «Свойства льда» (утонет или нет в воде). Какое явление помогает ответить нам на этот вопрос без опыта? Правильно, ледоход. Педагог рассказывает детям об айсбергах. Проведение опыта.

Далее дети отправляются в летнее время. После беседы проводится опыт по определению, какая ткань необходима для зонта. Дети выдвигают свои предположения, далее проводится опыт с разными видами тканей. Дети проверяют, под какой тканью бумажная салфетка остается сухой. Молодцы. Нам пора возвращаться назад.

Ребята, расскажите, что нового вы узнали сегодня? Что понравилось? Что казалось трудным? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...