конспект "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyati_vozduh.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме «Воздух» разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
Цель:Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Оборудование:Воздушный шарик,полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой, трубочки для коктейля ; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте! Друг другу
Нам здороваться ни лень
Всем «привет» и «добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
— ДОБРОЕ УТРО!!!
(В записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам
воздушный шарик).
Голос шарика: Ой-ой-ой куда это меня ветром занесло?
Воспитатель: Ребята куда попал шарик?
Дети: В детский сад.
Голос шарика: А что такое детский сад?
Воспитатель: Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.
Голос шарика: А что находится у меня внутри?
Воспитатель: А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!
Голос шарика: С удовольствием!
Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно отгадать загадку
Он везде, но не мешает
Место впрок не занимаеь.
Он прозрачен как стекло,
Цвета нету у негосовсем
И не пахнет он ничем.
Так скажите мне друзья
Без чего нам жить нельзя.
А что больше узнать о воздухе мы свами станим исследователями.
Опыт №1 «Поймай воздух».
А чтобы увидеть воздух его надо поймать, Я предлагаю поймать его с помощью палителеновогопакета.
Воспитатель: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)
Воспитатель: Что в них находится? (Воздух.)
Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)
Дети: Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух) Вот мы и открыли один из секретов воздуха.
Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.
Первая карточка – «Воздух невидимый».
Опыт№2 «Воздух в нутри нас»
Воспитатель: Ребята, перед вами стакан с водой и трубочка. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.)
Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему? (Ответы детей).
Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух.
А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? (Ответы детей)Потому что воздух легче воды.
В этом опыте мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.)
Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика:
Тихо-тихо мы подышим
Сердце мы свое услышим (межленный вдох ч/з нос, пауза плавный выдох ч/з нос)
Воспитатель: Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет.) А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как? ( Идёт пар.)
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.
Давайте поставим карточку-обозначение «Воздух легче воды. Воздух внутри нас»
Опыт №3. «Воздух - это ветер»
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом веера приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
- Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух,который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Возьмем веерр, давайте им помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).
Делаем вывод: Ветер-это движение воздуха.
Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок, просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами). Что мы с вами чувствуем?(Ответы детей) Ветер – это и есть движение воздуха. Где мы с вами можем увидеть движение воздуха? (Качаются деревья, бегут облака, листья летят, метет снег и т.д.)
Можно поставить следующую карточку: «Воздух движется» (Качаются деревья, бегут облака, листья летят, метет снег и т.д.)
Пальчикова игра
Шарик мой воздушный -
Легкий, непослушный
Надувал я шар, пыхтел....
А он.... раз и улетел!
Шарик по небу летал,
Шарик всюду побывал.
Отражались в нем озера
Реки синии и горы.
Отражались иногда
В нем большии города....
Отдохнуть решил немножко,
Орустился мне в ладошки.
Полежит , поспит, вхдохнет-
Вновь отправиться в полет
Шар вернется завтра к нам
С отражением дпльнтх стран.
Опыт № 4 «Воздух это жизнь»
Воспитатель: Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети: нет
Делаем вывод: Человек не может без воздуха
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.
Д/и «Кому нужен воздух?».
Воспитатель: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем:
Кошка, камень, дерево,
сапог, медведь, цветок,
стол, кузнечик, дети.
Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому»
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. Плавно руки вверх подняли И кистями помахали. Руки мы к плечам прижали И локтями повращали. Сделали по пять прыжков. И к работе все готовы! |
Опыт № 5 «Воздух переносит запахи»
Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. А теперь вдохните ртом воздух, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса) Правильно, чистый воздух — без вкуса и запаха.
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Ставим карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха»
А теперь скажите, как мы можем объяснить, что в столовой пахнет пирожками, а на лугу – цветами (ответы детей). Ребята, это движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.
Игра «Узнай по запаху». Воспитатель подготавливает пахучие вещества в баночках (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.)
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Ставим следующую карточку-обозначение: «Воздух переносит запахи» .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз.
Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).
2. Воздух можно услышать (да).
3. Воздух голубого цвета (нет).
4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).
5. Воздух имеет свой вкус (нет).
6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).
7. Человек может жить без воздуха (нет).
8. Ветер – это движение воздуха (да).
Голос щарика: Ребята вы так много знаете о воздухе, мне было очень интересно с вами! Теперь я знаю, что у меня внутри воздух! За ваши открытия я хочу вам оставить на память о себе!
(раздача шариков)