КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_pozn-isl_pod_gr.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №140»

КОНСПЕКТ

познавательно-исследовательской деятельности

 «Волшебница вода»

ОО «Познавательное развитие»

Подготовительная группа

Выполнила: воспитатель

Первой квалификационной категории

Недобитко Татьяна Юрьевна

г. Дзержинск

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой.

Задачи:

1. Углублять представление о существенных свойствах воды.

2. Расширять представления детей о процессе фильтрации.

3.Формировать представления об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе.

Материал, оборудование:

  • Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
  • Фильтровальная бумага.
  • Вещества: соль, сахар, мука, краска, крахмал, растительное масло.
  • Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
  • Презентация «Водоемы, водяные мельницы, водохранилища».

Индивидуальная работа: оказание помощи в проведении опытов  с водой Роме Б., Даниилу А.

Предварительная работа

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2.  Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3.  Дидактические игры: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.

4. Чтение художественной литературы.

5. Наблюдение за водой во время прогулок.

Методы и приёмы: объяснение, игровые упражнения.

Ход занятия

Ответы детей

В: ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты

В.Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

В: вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

В: как нужно с такой посудой обращаться.

В: возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.

Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

Самостоятельная работа детей.

 В: почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

В: совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

В: если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

В: а есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Самостоятельная работа детей.

В: итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

В: а что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

В: правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

В: а сейчас,  я предлагаю поиграть в игру "хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "вода - это плохо. Почему?".

Итак, начали: "вода это хорошо. Почему?"

В: первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " вода - это плохо. Почему?".

В: ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

В: а что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: огонь, газ, электронагреватель.

В: на наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется?.

Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.

Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

В: вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

В: а какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

В: приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.

В: итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

В: сейчас, я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

В: вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".

Физкультминутка "рыбки плавали, ныряли".

Вос - ль: ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает.

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

В: теперь вторая загадка.

В воде родиться,

Воды боится.

Убираем салфетку со второго блюдца.

В: ребята, а почему соль и сахар боятся воды.

В: предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.

Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых.

В: давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?

В: возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

В: молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Вос - ль: правильно дети.

Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

В: ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "какая бывает вода?"

Просмотр презентиции.

Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч.

В: вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение н. Рыжовой "волшебная вода". Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

В. С чем мы сегодня с вами познакомились. Что мы делали, что использовали. Вам понравилось наше занятие?

В: действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Дети: В лаборатории проводят опыты.

Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Дети: стеклянная.

Дети: аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.

Дети: Потому, что вода жидкая.

Дети: кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Дети: нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Дети: форму баночки.

Дети: вода приняла форму этих предметов.

Дети: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Дети: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Дети: если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

 Дети: когда её нагревают.

Дети: Кипятильник.

Дети: она кипит, булькает, бурлит.

Дети: да, она очень горячая.

Дети: в чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.

Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях.

Высказывания детей.

Дети: вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.

Дети: пар.

Дети: сахар.

Дети: соль.

Дети: потому что они в ней исчезают.

Дети: сахар растворилась в воде.

Дети: соль растворилась в воде.

Дети: вода может растворять вещества.

Ответы детей: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоурок ОД: Познавательное развитие (подготовительная группа) "Волшебная вода"

ОД: Познавательное развитие (подготовительная группа) «Волшебная вода»Чтобы посмотреть занятие перейдите по ссылке https://cloud.mail.ru/public/LDyK/JqbAGA6MY...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну математики»

Данный материал предназначен для внедрение в практическую деятельность педагога дошкольного образования.Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и прод...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (подготовительная группа)

Программное содержание;1. Совершенствовать разные виды ходьбы и бега с четкой координацией рук и ног, согласовывая с ритмом музыки2. Упражнять детей в выполнении комплекса общеразвивающих упражнений и...