Проект "Игрушки моей бабушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Пуртова Ольга Викторовна

Цель проекта: развивать у детей проектно исследовательскую деятельность, формировать интерес к национальной культуре.

Задачи проекта

Для детей:

  • познакомить с игрушками, в которые играли в нашей стране в прошлом;
  • систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
  • развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться со сверстниками, со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushka_moey_babushki.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Игрушка моей бабушки»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект «Игрушка моей бабушки».

Продолжительность проекта: 1 месяц

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети и взрослые.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: с какими игрушками играла моя бабушка?

Цель проекта: развивать у детей проектно исследовательскую деятельность, формировать интерес к национальной культуре.

Задачи проекта

Для детей: 

  • познакомить с игрушками, в которые играли в нашей стране в прошлом;
  • систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
  • развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться со сверстниками, со взрослыми.

Для педагогов:

  • развивать интерес к национальной культуре;
  • формировать целостную картину мира;
  • способствовать творческой активности детей;
  • систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
  • создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности;
  • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

Для родителей:

  • приобщать к истокам русской , хантыйской  народной культуры;
  • обеспечить непрерывную связь поколений;
  • систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
  • принимать активное участие в образовательном процессе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: создание мини-экспозиции.

Название игрового мероприятия проекта: «Игрушка моей бабушки».

Продукты проекта

Для детей:

  • альбом совместных работ «Народная кукла»;
  • газета «Любима кукла бабушки», мини-экспозиция «Игрушка моей бабушки»;
  • обрядовые куклы (масленица, лихоманка и др.).

Для педагогов:

  • книжка – самоделка «Сделай сам»;
  • дневник путешествий «Народная кукла»;
  • сборник «Наши открытия»;
  • картотеки стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами;
  • обрядовые куклы (масленица, лихоманка и др.).

Для родителей:

  • сборник «Бабушкина кукла»;
  • обрядовые куклы (масленица, лихоманка и др.);
  • электронная презентация по итогам фольклорной гостиной «Колыбельные моей бабушки».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • сформированные представления о семейных традициях, традициях национальной культуры;
  • сформированная способность предложить собственный замысел и воплощение его в рисунке, поделке, рассказе и др.;
  • адекватно используемые средства общения и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (договариваться, распределять действия при сотрудничестве и др.);
  • заинтересованное участие в образовательном процессе (интересуется новым, задает вопросы, самостоятельно действует в различных видах детской деятельности).

Для педагогов:

  • сформированные знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
  • созданные условия для творческой активности детей, формирования у них познавательных умений;
  • активное участие семей воспитанников в образовательном процессе.

Для родителей:

  • осознанный интерес к истокам национальной культуры, традициям собственной семьи;
  • сформированные знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
  • активное участие в образовательном процессе.

Этап                ПЛАН –КАРТА ПРОЕКТА  «ИГРУШКА МОЕЙ  БАБУШКИ»

ЭТАП

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

Подготовительный

Создание проблемной ситуации:

  • В развивающей среде группы воспитатель обращает внимание детей на «необычную» куклу: одежда, прическа, материал – все непохоже на современных кукол.
  • Сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
  • Подготовка и проведение родительского собрания: «Участвуем в проекте «Игрушка моей бабушки»».
  • Анкетирование семьи по вопросу проекта

  • Дети задают вопросы воспитателю, постепенно приходят к выводу, что это могла быть игрушка нашей прабабушки. Дальнейшие размышления приводят детей к проблемному вопросу: «А какие же были игрушки прапра…бабушек, если они жили не в городе, а в деревне?»
  • Попытки найти решение проблемной ситуации:

- рассматривание картинок, иллюстраций в книгах;
- просмотр презентации «Народная игрушка»;

- просмотр картинок, фотографий в интернете;

- посещение экскурсии в музее кукол.

  • Участие в родительском собрании: «Участвуем в проекте «Игрушка моей бабушки»».
  • Помощь в нахождении книг, иллюстраций, фото.
  • Приобретение необходимых материалов, карт-схем для изготовления кукол, игрушек, оборудования.
  • Организация и проведение экскурсии.

Деятельностный

Организация работы детей в центрах активности: задачи, содержание, методы, приемы и материал.

  • Организация и проведение мастер-класса «Народная кукла».
  • Организованная деятельность с детьми:

- «Мир народной игрушки», «Городец», «Дымка», «Русская матрешка» и т.д.,

- организация и проведение досуга «В гостях у Феклушки»;

- оформление книжки-самоделки «Сделай сам»;

- проведение фольклорных игр;

- разучивание с детьми стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами.

  • Изодеятельность: зарисовка понравившихся игрушек в разных техниках.
  • Ручной труд – изготовление «Народная игрушка» из ниток, лоскутов, глины, пластелина и пр.
  • Разучивание народных колыбельных песен с куклой.
  • Участие в совместной деятельности с воспитателями: «Мир народной игрушки», «Городец», «Дымка», «Русская матрешка» и т.д.
  • Участие в досуге «В гостях у Феклушки».
  • Сочинение сказок, загадок, рассказов о народной игрушке.
  • Игры фольклорного содержания.
  • Разучивание стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами.
  • Участие в мастер-классе «Народная кукла»;
  • Изготовление обрядовых кукол;
  • Участие в досуге «В гостях у Феклушки»;
  • Участие в сочинении сказок, загадок, рассказов о народной игрушке;
  • Помощь в изготовлении и оформлении книжек – самоделок с придуманными детьми сказками, рассказами, загадками;
  • Помощь в оформлении сборника «Бабушкина кукла».

Завершающий

  • Оформление альбома совместных работ «Народная кукла»;
  • Оформление газеты «Любимая кукла моей бабушки».
  • Организация и проведение фольклорной гостиной «Колыбельные моей бабушки»;
  • Создание миниэкспозиции «Игрушка моей бабушки».
  • Создание электронной презентации по итогам фольклорной гостиной. Подведение итогов.
  • Представление для детей детского сада миниэкспозиции «Игрушка моей бабушки»
  • Оформление альбома совместных работ «Народная кукла»,
  • Оформление газеты «Любимая кукла моей бабушки»;
  • Участие в фольклорной гостиной: «Колыбельные моей бабушки»;
  • Помощь в созданиеи электронной презентации по итогам проекта «Игрушка моей бабушки»
  • Оформление альбома совместных работ «Народная кукла»,
  • Оформление газеты «Любимая кукла моей бабушки»;
  • Участие в фольклорной гостиной: «Колыбельные моей бабушки»;
  • Помощь в созданиеи электронной презентации по итогам проекта «Игрушка моей бабуш

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЕКТЕ

«Игрушка моей бабушки»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Познание

  • · Проблемная ситуация – необходимо выяснить, в какие игрушки играли прапрабабушки в городе, а в какие в селе? (метод трех вопросов).
  • · Наблюдение и анализ за жизнью в городе и в деревне (особенности быта, построек, погодные условия, труд людей, особенности занятий.
  • · Конструирование из строительного материала, деталей конструктора «Село/деревня», «Город».
  • · Измерение дины, ширины, высоты предметов (при сооружении построек, сравнение домов городских и деревенских).
  • · Закрепление умения определять четные/нечетные числа (нумерация домов, застраивание улицы), порядковый счет до 10, 20.
  • · Д/и «Зимовье зверей» (закрепить знания о жизни домашних и диких животных).
  • · Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, составление схем: д/и «Подбери картинку к схеме», «Сколько гласных», слоговой анализ д/и «Паровозик для игрушек», актив).
  • · Активизация, обогащение словаря по теме проекта.
  • · Беседа с детьми по теме экспозиции.

Чтение

художественной литературы

  • Разучивание календарных обрядовых песен: «Коляда! Коляда!», «Как на масляной неделе…», «Масленица, Масленица!»;
  • Чтение сказок Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса, нежелающая играть в куклы», пер. со швед. А. Любарской;
  • Разучивание загадок, песенок, считалок

Безопасность

  • Индивидуальные, групповые беседы об экскурсии в музей, правилах поведения на дороге и в транспорте;
  • Сюжетно-ролевая игра «Музей».
  • Правила обращения с острыми предметами при шитье.

Социализация

  • · Подвижная игра «Овечки», «Крыночка», «Курочки».
  • · Дидактические игры «Подбери узор для платья», «Узнай технику по узору» (дымка, городец, хозлома, гжель)
  • · Театрализованная игра «Снегурушка».
  • · Сюжетно-ролевая игра «Семья».
  • · Беседы.
  • · Рассматривание картин, DVD фильмов, фотографий, посвященные жизни людей в «старину».
  • · Сбор и оформление собранной информации по проекту (аргументирование своей позиции, представление новой информации и т. п.)

Труд

  • Наведение порядка в зоне сюжетно-ролевых игр.
  • Дежурство по столовой, сервировка стола.
  • Ручной труд

- создание игрушек-забав, объемных игрушек в технике оригами;

- шьем фартучек для кукол, пришиваем пуговицу.

Физическая культура

  • Подвижная игра «Пора, бабушка, на пир».
  • Хороводные игры «Как у дяди Трифона», «Кострома», «Ваня, Ваня простота»

Коммуникация

  • · Беседы о бережном отношении к игрушкам.
  • · Исполнение музыкальной композиции «Матрешки» в рамках фольклорной гостиной.
  • · Разыгрывание сказки «Снегурочка» при проведении досуга.
  • · Организация тематических выставок, рассматривание экспонатов, презентация собственных работ.
  • · Составление советов для посетителей музеев.
  • · Составление детьми рассказов об игрушках.

Здоровье

  • · Сюжетно-ролевая игра «В столовой»,
  • · Бодрящая гимнастика после дневного сна, проведение детьми физкультминуток в течение дня по теме «Игрушки»

Художественное творчество

  • Зарисовка игрушек (по воспоминаниямпросмотренного), использование нетрадиционных техник рисования. Роспись элементами народных промыслов
  • Изготовление заготовок для книжки-самоделки, сборника, альбома.
  • Изготовление объемных игрушек в технике оригами.
  • Дидактическая игра на цвет и форму.
  • Ручной труд – кукла из соломы, ниток.
  • Коллективная лепка «Моя любимая игрушка»

Музыка

  • Разучивание колыбельных песен: «Ай, качи, качи, качи», «Котенька-коток», «Ходит сон», «На Ванечку смотрела», «В ручки прянички»;
  • Разучивание календарных песен: «Коляда», «Масленица-кривошейка», «Блины».
  • Разучивание танцевальной композиции «Матрешки».
  • Танцевально-игровое творчество «Вышли куклы танцев

                      Библиографический список.

  • 1. Абрамова И. Всё равно тебя не брошу...// Витебский курьер. 2004. №87
  • 2. Горичева В.С.Куклы.- Ярославль: «Академия развития», «Академия ,К»,
  • 1999
  • 3. Лаврова С А Русские игрушки, игры и забавы. «Белый Город», 2008
  • 4. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками- М: ОЛМА-ПРЕСС; СПб: Издательский дом»Нева», 1999
  • 5. Юрина Н. Г. Как куклы пережили войны и революции // Куклы. М.: Слово, 2002.
  • 6. www.histori-toils.ru
  • www.rustois.ru
  • www.kuklauni.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игрушка моего детства"

конкурс проектов внутри детского сада...

проект "ЦВЕТЫ МОЕЙ БАБУШКИ"

Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Формирование у воспитанников навыка исследования, развитие эстетическог...