ООД по познавательному развитию "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Людмила Васильевна

Представленный материал  знакомит детей дошкольного возраста с понятием «лес», с его видовым разнообразием. Развивает познавательный  интерес, основу логического мышления, воспитывает бережное отношение к природе. Использованы инновационные технологии: ИКТ, технология ТРИЗ, игровые технологии.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_puteshestvie_v_osenniy_les.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 82 комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Прогулка в осенний лес»

в старшей группе

Составила: Алексеева Л.В.,

воспитатель первой

квалификационной категории

Чебоксары, 2020

 

Программные задачи:

Образовательные: продолжать обогащать представления детей о лесе; дать понятия  о видовом разнообразии лесов-  лиственный, хвойный; дать представления о плодах, семенах деревьев ( желудь, шишка, крылатка); закрепить знания о правилах безопасного поведения в природе

 Развивающие: развивать умение рассказывания о дереве с помощью мнемотаблицы; умение пронимать поставленную задачу, способы ее достижения; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, зрительное внимание, образное, логическое мышление.

Воспитательные: продолжать развивать интерес к миру природы, развивать умение видеть красоту леса.

Словарь: лиственный, хвойный, смешанный названия деревьев кустарников (береза, сосна, клен, ель, шиповник, орешник), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки)

Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций и картинок «Растительный и животный мир леса», беседа «Правила поведения в лесу», «Времена года», наблюдения в природе.

Индивидуальная работа: составление рассказа по мнемотаблице с кем Полиной, Антоном

Оборудование и материалы: ноутбук, медиапроектор, презентация «Виды Лес», мнемотаблица «Дерево», письмо от старичка Лесовичка,

Ход занятия:

Дети и воспитатель заходят в группу

Воспитатель: К нам пришло письмо.

От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Все давным-давно знакомо,

Он заботливый старик

А зовется …

Дети: Лесовик! 

Воспитатель:  Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка! «Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок». Ну что ребята, пойдем в гости к Лесовичку?

Дети: Да

Воспитатель: Прежде чем отправимся в путь, нам необходимо вспомнить правило поведения в лесу. И предлагаю поиграть в игру «Можно-нельзя»

Воспитатель проводит словесную игру «Можно-нельзя»

Дети: Нельзя ломать ветки, калечить деревья, срывать цветы, уносить животных из леса и т. д., без разрешения в рот ничего не брать (пробовать ничего нельзя) и не отставать

Можно: поиграть в лесу, поаукать, любоваться природой собирать грибы, ягоды и т. д.)

Воспитатель: Итак, ребята, самое главное: нельзя ничего пробовать и не отставать  старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны

Воспитатель: Тогда, друзья в путь.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и добрались до леса.

Слайд 1 лес

Воспитатель: Вот мы в гостях у леса. Как красив осенний лес. Здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он?

Появляется на экране Лесовичок

Звук: «Я здесь и очень рад вас видеть. Здравствуйте ребята!».

«Лес – удивительное место. Здесь можно услышать разные звуки. Предлагаю вам послушать и угадать».

Слайд 2,3,4 звуки дождя, ветра, шуршание листьев

Воспитатель: Ребята, а что такое лес?
Дети: Дом для животных, птиц, насекомых, деревьев.
Воспитатель: Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц, деревьев, кустарников, травянистых растений. Это их дом. В лесу очень много деревьев.

Слайд 5 лиственный лес.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  какие деревья растут в этом лесу?

Дети: береза, дуб, клен.

Упражнение «Назови или угадай дерево» береза, дуб, клен

Слайд 6 береза

Воспитатель:  Костя, посмотри, какое это дерево?

Костя: Это береза.

Воспитатель: Как ты догадался ?

Дети: ствол белый и черные  линии.

Воспитатель: береза через черные черточки дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Воспитатель: Листья какой формы?

Дети: Листья треугольной формы, маленькие, края неровные, зубчиками.

Воспитатель: У березы есть плоды, которые называются «сережки»

Слайд 7 клен

Воспитатель: Даша, а это дерево как называется?

Даша: это клен.

Воспитатель: Как догадалась?

Даша: листья клена резные, пятиконечные  

Воспитатель: У клена тоже еть плоды – крылатки.

Слайд 8 дуб

Воспитатель: Женя, а это дерево как называется?

Даша: это дуб.

Воспитатель: Как догадалась?

Женя: Ствол толстый, крепкий.

Воспитатель: Какой формы листья дуба Антон?

Антон: листья дуба овальной формы, резные  

Воспитатель: У дуба есть плоды, как они называются?

Дети: плоды у дуба называются желуди.

Воспитатель: Все деревья имеют листья. Они разные и отличаются друг от друга формой и размером. Деревья, имеющие листья  называют лиственными деревьями.

Слайд 9 хвойный лес

Воспитатель: А какие деревья растут в этом лесу?

Дети: ель, сосна, лиственница

Слайд 10 ель

Воспитатель: Как называется это дерево?

Дети: это дерево – ель.

Воспитатель: А что у ели вместо листьев?

Дети: иголки

Воспитатель: их называют хвоя – хвоинки.

Воспитатель: а что растет на ели?

Дети: шишки.

Воспитатель: А какой формы шишки?

Дети: Шишки ели продолговатые.

Воспитатель: Правильно это плоды ели.

Слайд 11 сосна.

Воспитатель: А как называется это дерево?

Дети: сосна

Воспитатель: Чем отличается ветки сосны от ели?

Дети: Крона дерева находится у самой верхушки.  У сосны хвоя длиннее, чем у ели.

Воспитатель: У сосны тоже есть плод – шишка, они короткие и округлые. В  ней прячутся семена.

Слайд 12 лиственница

Воспитатель: Как называется сестра ели?

Дети: Лиственница

Воспитатель: Осенью лиственница желтеет и сбрасывает хвоинки, как листья, поэтому ее называют лиственница.  Какой плод он имеет?

Дети: шишки.

Воспитатель:  У этих деревьев на ветках иголки, а по-другому их называют хвоинки, это тоже листочки. Такие деревья, имеющие иголки-хвоинки,  называют хвойными.

Слайд 13 - зрительная гимнастика «Осенние листочки»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете что является главным жителем леса? А что мы можем рассказать про него? Нам в этом поможет схема.

Слайд 14 работа с мнемотаблицей у доски.

Слайд 15 дуб.

 Это дуб. Он высокий. У дуба есть корень, ствол, ветки, листья. Листья овальные, резные. У дуба плоды – желуди. Дуб- лиственное дерево.

Слайд 16 ель.

Это ель. Она высокая. У ели есть корень,  тонкий ствол, ветки, вместо листьев хвоинки.  Плоды ели- шишки.  Ель – хвойное дерево.

Воспитатель: Предлагаю превратится в осенние листочки и поиграть.

Физкультминутка "Мы – листики осенние"

 Мы, листики осенние, 

На веточках сидели. 

Ветер дунул, полетели. 

Мы летели, мы летели. 

И на землю тихо сели. 

Ветер снова набежал. 

И листочки все поднял. 

Повертел их, покружил. 

И на землю опустил

Воспитатель: Лесовичок приготовил для вас картинки и приглашает  поиграть в игру «Четвертый лишний». Нам нужно разделится по парам. Теперь подойдите к столам, рассмотрите картинки. Нужно найти лишнее и поставить на нем фишку.

Воспитатель подходит к каждой паре и проверяет.

Воспитатель: Проверьте у соседей, правильно ли они сделали.

Слайд 17 Лесовичок

Воспитатель:  Нам пора возвращаться в детский сад. Лесовичок просит вас посадить деревья в лиственном и хвойном лесу. Найдите каждому дереву свой лес.

Работа детей

Воспитатель: Ребята слышите шум? Это верхушки деревьев качаются. Какая была примета у чувашей? Верхушки деревьев качаются – погода переменится. Нам нужно успеть вернуться.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из осеннего леса. Что вы сегодня можете рассказать родителям о нашей осенней прогулке в лес? Вы молодцы, хорошие помощники. Лесовик доволен вами и дарит вам  значки «Любители леса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательной игры "Загадки осенней природы"

Программные задачи:обобщить представления детей об осени как времени года. Закреплять знания о приметах осенней природы, знать названия осенних месяцев.Формировать представления детей о том, то ...

Познавательно-творческий проект "Осень, осень в гости просим"

Цель проекта: обогащение знаний детей по лекическим темам "Осень", "Овощи", "Фрукты"....

Познавательно-творческий проект "Осень, осень в гости просим"

Обогащение знаний детей по лексическим темам: "Осень", "Фрукты", "Овощи"...

Конспект осенней познавательной экскурсии "Волшебница осень"

Цель: экологическое, эстетическое воспитание дошкольников.Задачи: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их; уточнить представления детей об измене...