Технологическая карта НОД. Тема: «Свойства воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Якушева Маргарита Евгеньевна

Дети знакомятся со свойствами воды, ее значением в природе и жизни человека через опытно-экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_svoystva_vody.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Свойства воды»

Возрастная группа: дети 6-го года жизни (старшая группа)

Форма НОД: познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая

Форма организации: групповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;
  • формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;
  • установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к природе родного края;
  • воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;
  • воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

  • формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Средства:

наглядные: картинки с изображением стояния воды, схемы, тучки, капельки, слайды «Три состояния воды» ;

музыкальные: фоновая музыка, музыка воды;

информационные: методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова; «Мы живем на Урале» образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Материалы и оборудование: для опытов стаканы, прозрачные стаканы на каждого ребенка, пластмассовые ложечки, чайник, блюдца с кусочками льда, салфетки.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в

деятельность.

-Здравствуйте, ребята!

-Мне сказали по секрету, что в

детском саду №5 в старшей группе самые любознательные дети.

  • Я, ученый из Российской академии наук, со своим помощником –

лаборантом, прибыл познакомиться с вами.

  • Привез вам коробку с сюрпризом.
  • Хотите узнать, что в этой коробке? Я вам подскажу.

Создает приветливую,

доброжелательную ситуацию для

дальнейшей

деятельности детей.

Дети выражают различные эмоции,

выстраивают полный ответ, предложение.

Дети сидят на ковре кругом.

Проявляет эмоциональную отзывчивость,

любознательность.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы

Цель: актуализация знаний детей о воде создание проблемной ситуации.

- Что это? Отгадайте загадку. Она и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит

И стеклянной может быть        (вода).

Задает вопросы. Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой

активности.

Обсуждает с детьми поставленные вопросы,

обеспечивает

соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

Вступают в диалог.

Предлагают варианты решения проблемы.

Выражают

собственные суждения.

Вступают в речевое

взаимодействие.

Эмоционально откликается на объекты природы.

Способен делать умозаключения и выводы.

Умеет делиться своими

впечатлениями со взрослым

Решение проблемы Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении.

  • Для чего нужна вода? (ответы детей)

Послушаем звук воды. (фонограмма)

  • Вода что делает? (течет, бежит)
  • Значит вода какая? (жидкая)
  • Давайте убедимся в этом, посмотрите на экран (слайды «Три состояния воды»).
  • Посмотрите, ребята, а какая еще бывает вода?
  • Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (в виде пара).

Помогает включиться детям в обучающие

ситуации, создает ситуацию для

самостоятельной деятельности.

Выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания.

Настраивает детей на

исследовательскую деятельность

Принимают

активное участие в обсуждении.

Слушают внимательно

Сосредотачивают внимание на глобусе,

высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы.

Способен делать простые обобщения.

Использует различные

средства для получения информации.

Способный решать интеллектуальные и личностные

задачи (ситуации, проблемы).

Работа в микрогруппах Цель: познакомить со свойствами воды через опытно-

экспериментальную деятельность.

  • Я – ученый. А вы хотите тоже быть учеными?
  • А ученые не верят словам и

картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты.

Мы сегодня увидим три состояния воды.

-А вы знаете, где работают ученные?

  • Сейчас вас, как маленьких ученных я приглашаю в лабораторию, где решаются разные задачи.

«Ученый» ведет детей в лабораторию и знакомит с

«лаборантом»

Лаборант

 Опыт №1

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

Стимулирование детей к

умозаключениям.

Ставит цели группе

Проявляют

заинтересованнос ть,

вступают в проблемный диалог.

Уверен в своих силах; активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Доводит начатое

- Здравствуйте, ребята! Это моя лаборатория.

  • Мы занимаемся исследованиями воды.

(переливает воду из стакана в стакан)

  • Какая вода, если ее можно перелить? Исследуем жидкую воду.
  • Как вы думаете, вода имеет цвет?
  • А как можно узнать, что она без цвета?
  • Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду?
  • Что можно сказать о воде, какая она?
  • Вода бесцветная, прозрачная.

 Опыт №2

  • Узнаем, имеет ли вода вкус.
  • Возьмите по стаканчику с водой, и ложечкой попробуйте воду.
  • Что вы можете сказать? (у воды нет вкуса)
  • А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар по желанию.
  • Какой стала вода на вкус? (сладкая, соленая)
  • Таким образом, у воды нет своего вкуса.

Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут.

  • Но, прежде чем проведем

следующий опыт предлагаю поиграть.

П/и «Ходят капельки по кругу»

 Опыт №3

детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Наблюдает за

детьми во время выполнения

задания; предоставляет

достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений,

экспериментов.

Привлекает детей к

Принимают активное участие в деятельности. Предлагают варианты решения

проблемы

Осуществляют условные

действия в ситуации

эксперимента.

Проявляют изобретательност ь при решении проблемы.

Проявляют

способность к критическому

мышлению;

дело до конца, работает в общем ритме.

Умеет наблюдать, экспериментироват ь.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность.

Проявляет интерес к различным видам детской деятель- ности

(экспериментирова ние).

Показать детям кусочки льда.

  • Ребята, что это такое?
  • Когда вода превращается в лед?

Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду.

  • Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку.

-Что с ним стало?

-Почему это произошло?

  • А если снова вынести воду на холод, что будет?
  • Значит, какой вода может быть?

Твердая – лед.

Опыт № 4 (наблюдение)

  • Вы сегодня уже посмотрели опыты.

- Но не все опыты бывают

безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых.

  • Посмотрите, я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой?
  • А сейчас я прикрою кружку блюдцем, посмотрим, что же произойдет.

Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки.

  • Проведите пальцем по блюдцу, Что это?

(вода)

  • Значит, мы можем сделать вывод:

игре

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Эмоционально вовлекает в

слушание и в эксперимент.

Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и

убедиться, что это вода.

делают

самостоятельный выбор.

Активно играют, выполняют

движения.

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия.

Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение.

Может планировать свои действия в

исследовательской деятельности для достижения цели.

Делает элементарные умозаключения и выводы.

Пар - это тоже вода, только очень

сильно нагретая, и находится в форме пара, газа.

- Мы сегодня многое узнали о воде.

И все- таки, какая бывает вода?

Закрепление (самоопределение) Цель:

проанализировать уровень усвоения материала по теме;

«Свойства воды».

Д/и «Какая бывает вода?» Давайте поиграем.

- У меня есть схемы и картинки, которые нужно правильно расставить. Ход игры: на доске схемы состояния воды. Картинки лежат на столе вниз изображением. Дети берут любую

картинку, и помещают ее к нужной

схеме, проговаривая состояние воды.

Создает ситуацию выбора, нацеливает детей на

аналитическую деятельность, стимулирует к

познавательной деятельности

Делают выбор, делятся

впечатлениями от результатов

деятельности. Делают обобщения, выводы, элементарные

умозаключения.

Открыт внешнему миру.

Подчиняется правилам.

Проявляет

любознательность. Выполняет задание в соответствии с приобретенным

опытом.

Рефлексия

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

  • Что нового вы узнали?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

Показ глобуса.

Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет)

  • Оказывается, воды на земле

становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь.

  • Скажите, как мы ее можем сберечь? (закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать

сильный напор воды и т.д )

  • А что нельзя делать, чтобы

сохранить водоемы, реки чистыми?

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Обсуждение с детьми

Выражают

собственные суждения;

делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах;

Самостоятельно решают

Испытывает положительные эмоции от

правильно решенных

(нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.)

  • Правильно.
  • У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в нашей лаборатории, то возьмите белую капельку и поместите ее на белое облачко, а если не понравилось, возьмите черную капельку и

поместите ее на синее облачко.

дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции.

познавательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия Тема: «Свойства магнита»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме  "Свойства магнита"...

Технологическая карта занятия. Тема: «Виды бумаги и ее свойства»

Технологическая карта занятия­­­Образовательная область: «Познавательное развитие»Тема занятия: «Виды бумаги и ее свойства»...

Технологическая карта совместной деятельности тема «Свойства Воды» , название: «Превращение капельки».

Цель – Закрепление  представлений о свойствах воды(вода-растворитель).Образовательные: -Расширять представления детей о свойствах воды.-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать пр...

Технологическая карта по теме: " Вода и её обитатели"

Цель занятия: Понимание жизни деятельности водной среды, в ходе  дидактической игры « Знакомство» с использованием песочной терапии и создание коллажа....