Технологическая карта занятия с детьми средней группы по экспериментальной деятельности на тему: «Свойства воды»
методическая разработка (средняя группа)

Маркова Кира Владимировна

Эксперименты всегла были интересны детям, они видят, пробуют, доказывают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_s_detmi_.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

  по экспериментальной деятельности на тему: «Свойства воды»  

Группа № 15         возраст детей: 4-5 лет

Дата проведения: ____________________

ФИО педагога: Маркова Кира Владимировна

Этапы организации совместной деятельности:

Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды

Программные задачи:

Образовательные:

Дать понятие о значимости воды в жизни человека, и в природе.

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах)

Уточнить значение воды для всего живого

Развивающие:

Развивать воображение, творческие способности, любознательность

Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде

Воспитывать интерес к окружающему миру

Формы совместной деятельности:

Вопросы детям, беседа, групповая.

Предварительная работа: Беседы на тему «Вода в жизни человека», чтение стихотворения «Мойдодыр», игры -эксперименты с водой, сюжетно - ролевые игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы».

Вид детской деятельности: 

Игровая деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность

Коммуникативная деятельность

Метод: 

Словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование:

Волшебный сундучок, бутылочка с водой, аудиозапись со звуком воды, мольберт, фартучки, стаканчики с водой, соль, сахар, краска (красная,синяя,зелёная), пуговицы, клеёнка, салфетки, карточки с условным обозначением (глаза, нос,язык,рот)

Методическое обеспечение: Федеральная образовательная программа дошкольного образования - ФОП ДО

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФОП Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПБ.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-128с., ил.-(Библиотека программы «ДЕТСТВО».) Губанова Н.Ф. ФОП Развитие игровой деятельности (4-5 лет).

Этапы организации НОД

Этап

Длительность

(мин.)

Методы, формы, приёмы,

способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Вводная часть

Мотивация на деятельность

2 мин

Обращение-призыв

Словесный метод

Наглядный метод

Педагог всех приветствует:

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас в прекрасном настроении. А сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение. Прошу вас собраться в кружок.

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты-мой друг!

Вместе за руки возьмемся.

И друг другу улыбнёмся.

Песня - приветствие

Дети обращают внимание на приветствие, здороваются

Дети слушают

Дети встали в круг и взялись за руки

Дети повторяют слова и движения за воспитателем

Дети повторяют движения

Проблемно – поисковая деятельность (активизация воспитанников)

4 мин

Словесный метод

Наглядный метод

Словесный метод

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла

Только в садик я зашла,-

Сундучок я здесь нашла.

Педагог просит детей угадать, что находиться в сундучке, достаёт «сундучок»

(Что же там может быть?)

Педагог выслушивает все предположения детей 

Вместе с сундучком были подсказки, чтобы нам было легче угадать. (мелодия с подсказкой, загадка)

1.Вот первая подсказка (воспитатель включает аудиозапись звука льющейся воды).

Мы чуть -чуть приблизились к разгадке, послушайте вторую подсказку.

2.Нужно отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без......

 Так что же в сундучке?

Педагог открывает сундучок, достаёт от туда воду

Молодцы, ребята! Вы верно расшифровали все подсказки, это действительно вода.

Дети слушают воспитателя

Дети догадываются что может лежать в сундуке

Дети высказывают свои предположения.

Дети отгадывают загадку

Дети вместе с педагогом открывают сундучок и находят там… бутылочку с водой.

  1. д

Динамическая пауза

2 мин

Словесный метод

Наглядный метод

Тихо плещется вода,                                       Мы плывём по тёплой речке. 

В небе тучки, как овечки,                                   Разбежались, кто куда.  

Мы из речки вылезаем,                               Чтоб обсохнуть, погуляем. 

А теперь глубокий вдох. 

И садимся на песок.

Дети повторяют движения.

(плавательные движения обеими руками) 

(потягивания — руки вверх и в стороны)     

(ходьба на месте) А теперь глубокий вдох.  И садимся на песок. (садятся)

Практическая работа

11 мин

Практический метод

Наглядный метод

Словесный метод

Педагог предлагает детям отправиться в лабораторию, но прежде чем они туда отправятся, педагог расскажет детям правила как проводить опыты.

Правила:

1 Слушаем внимательно воспитателя.

2 Разговариваем вполголоса.

3 После каждого опыта не забываем делать вывод.

Педагог просит детей надеть фартучки.

Опыт №1 (три состояния воды - жидкость, пар и лёд)

Педагог показывает жидкую воду в стакане, объясняет детям: что жидкая вода не имеет формы, но она принимает форму того сосуда, в котором налита.

Педагог показывает горячую воду с паром, объясняет детям: что если воду разогреть, она становится горячей и появляется пар при кипении воды.

Педагог показывает детям бутылку со льдом, объясняет детям: вода приняла форму бутылки, замёрзла и превратилась в лёд.

Педагог предлагает взять карточки с условным обозначением - глаз, что они увидели и крепят их на мольберт.

Опыт №2 (имеет ли вода цвет?вода прозрачна)

Педагог просит детей подойти к столу с приготовленными стаканами, предлагает каждому взять по стакану с водой и рассмотреть воду в стакане. 

Педагог спрашивает детей. Что мы видим? Ваши предположения?А какая она?

Педагог проводит опыт вместе с детьми

Предлагает взять по одной пуговице, бросить её в стакан с водой и понаблюдать.После взять краску любого цвета из предложенных и окрасить воду, бросить пуговицу в окрашенную воду.

Педагог подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли определить глаза.

Педагог предлагает взять карточки с условным обозначением - глаз, что они увидели и крепят их на мольберт.

Опыт №3 (имеет ли вода запах?)

Педагог приглашает пройти детей к следующему столу нашей лаборатории.

Педагог спрашивает детей. ( как мы можем определить, чем пахнет вода?)

Педагог предлагает подтвердить предположение экспериментом. Для этого каждый из детей берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду в стакане.

Педагог помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.

Нам помог наш нос.

 Педагог подводит к тому, что не все свойства воды мы открыли,что можно ещё провести опыт и определить следующее свойство воды.

Педагог приглашает к следующему столу с оборудованием в нашей чудесной лаборатории для проведения третьего опыта.

Опыт №4 (есть ли вкус у воды?)

Педагог предлагает детям определить и сравнить вкус питьевой воды с сахаром или солью (на выбор ребёнка)

Педагог спрашивает детей  А как мы можем это сделать?

Педагог предлагает взять каждому по стаканчику с водой и аккуратно попробовать, а потом попробовать добавить соль или сахар. И сравнить вкус обычной воды и с солью,сахаром.

Педагог задаёт вопросы детям

Что почувствовали, какой вкус, есть ли он?  А у воды с солью и сахаром? Какой вкус?

Определили третье свойство воды, что она не имеет вкуса. Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы её попробовали.

Педагог напоминает про условные карточки.Педагог просит детей взять ещё одно условное обозначение - рот,язык.

Педагог благодарит детей, что они помнят о том, что они  учёные и проводят очень серьёзные опыты в спокойной обстановке.

Дети слушают правила

Дети проходят в «лабораторию», надевают фартучки.

Дети наблюдают за действиями педагога, спрашивают, интересуются

Дети делают вывод: вода имеет три вида, пар, жидкость, лёд.

Дети берут условные карточки - глаз,крепят на мольберт

Дети подходят к столу, где стоят стаканы с водой.

Дети берут стаканы и рассматривают

Дети отвечают

Дети берут по одной пуговице,рассматривают её, бросают в стакан с водой, берут другую пуговицу и бросают в окрашенную воду,делают вывод, что вода прозрачная, а окрашенная вода нет

Дети берут условные карточки - глаз,крепят на мольберт

Дети подходят к следующему столу.

Дети отвечают на вопрос

Дети нюхают воду

Дети делают вывод - вода не имеет запаха.

Дети(кто не крепил) берут условную карточку - нос, крепят её на мольберт.

Дети соглашаются, высказывая интерес

Дети подходят к столу.

Дети подходят к столу.

Дети пробуют обычную воду и воду с солью, сравнивают вкусы.

Дети высказывают свои предположения.

Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса, а с сахаром или солью  имеет.

Дети(кто не крепил) берут условную карточку -рот,язык, крепят их на мольберт.

Открытый выход из деятельности. Рефлексия

1 мин

Словесный метод

Педагог завершает занятие, просит детей поделиться своими впечатлениями.

Чем мы сегодня с вами занимались?Были ли у вас сложности? Что нового вы узнали? Все ли вам понравилось?

В завершении я хочу вам вручить медали «Юных исследователей», за успешное проведение научных опытов.

Дети делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы Тема: Ян ван Ос "Цветы и фрукты в глиняной вазе" с применением Smart доски и электронного учебника

Данная разработка поможет педагогам, работающим с электронными учебниками по программе "Предшкола нового поколения"  по художественно-эстетическому направлению  "Кронтик в муз...

Экспериментальная деятельность по теме "Свойства воды" во 2 мл.группе

Экспериментальная деятельность по теме "Свойства воды" во 2 мл.группе...

Технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие с Фиксиком в мир микробов»

Возраст детей: 6-7 лет, подготовительная группа Тема занятия: «Путешествие с Фиксиком в мир микробов»Тип занятия: сюжетное занятие с элементами игры-путешествияРеализация содержания в обра...

Конспект занятия с детьми средней группы по изобразительной деятельности на тему: «Рисование оттиском ладошки: «Синичка»

Конспект занятия по рисованию оттиском ладошки «Синичка»Тема: Синичка.Техника: оттиск - ладошкой.Цель:  Рисование  птицы нетрадиционным способом оттиск &ndash...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства воды» для детей раннего возраста

Есть чудесная водица,Без нее нам не прожить,Не умыться, не напитьсяИ здоровыми не быть.Утром только лишь проснешься -Сразу личико умой.Будешь чистым и красивым,Подружись скорей с водой.Чтобы не было б...