«Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста»
материал по окружающему миру

Клейменова Галина Анатольевна

«Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_eksperimenty.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 п. Первоавгустовский»

Доклад

из опыта работы

«Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: Клейменова Г.А.

воспитатель 1 кв.категории

п. Первоавгустовский

2021

         Детское экспериментирование является средством интеллектуального развития дошкольника. Дети по своей природе- исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Исследовательская, поисковая активность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

    Цель экспериментальной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

         Моя  задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно ориентирована на каждого ребенка. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий   решаю следующие задачи:

       Учу сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его исследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (использую дидактическую игру «Чудесный мешочек»);

     Учу сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, туфли - босоножки;

      Учу  детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

      Учу активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

Работа с детьми среднего дошкольного возраста направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основные задачи, которые решаю в процессе экспериментирования:

         Учу активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится?);

           Учу группировать объекты по функциональным признакам ( Для чего необходима обувь, одежда?).

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основные задачи, которые решаю  в процессе экспериментирования:

         Учу активно использовать результаты исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

        Учу классификации на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра: «Кто назовёт больше качеств и свойств?»).

Исследовательская деятельность на прогулке в разные времена года.

                                     Опыты в холодное  время года.

 «Снег – это вода».

Взять в руки немного снега и понаблюдать, как он начинает таять от тёплых ладоней.

Вывод: снег – это застывшие на холоде капельки воды, которые при тепле начинают таять. Снег в тепле превращается в воду.

«Откуда берётся лёд».

Налить воды в крышечки из-под пластиковых бутылок (немного закрыть водой дно крышек). Вынести их на прогулку. В конце прогулки замечаем, что вода превратилась в лёд из-за холода.

 «Что такое сугробы снега?» (во время снегопада).

Рассмотреть снежинки на одежде. Затем собрать их в маленький «сугроб».

Объяснить детям, что большие сугробы получаются так же, как и маленькие сугробы на одежде. Много-много снежинок -  это  снежная куча.

«Снежки».

Предложить детям полепить снежки при разной температуре воздуха. Если снежки не получаются, то объяснить детям, что сегодня морозно, поэтому снег рассыпается. Если снежки у детей получаются, то сказать им, что сегодня на улице теплее и снег подтаивает, становится липким.

«Зачем нужны рукавички».

Предложить детям снять с одной руки рукавичку и сравнить, какой руке теплее, а какой холоднее. Попросить детей объяснить: для чего мы носим рукавицы зимой.  

«Где быстрее снег растает?» (весна).

В место, где солнца не бывает, положить снег. Столько же снега положить в солнечное место. Ежедневно ведутся наблюдения и делаются выводы.

В конце опыта дети отмечают, что в тени снег таял долго.

 «Толщина льда» (поздняя осень, ранняя весна).

Предложить детям рассмотреть застывшие лужи, определить на глаз, где толще лёд, а где тоньше. Версии детей проверяется на практике, они потихоньку наступают на лёд. Спросить у детей: почему здесь толще лёд, а здесь тоньше. Ответы детей выслушиваются.  Детям даётся конкретизация: если лёд тонкий, значит, в луже мало было воды, а в глубокой луже образовался толстый лёд.

«Охлаждение и нагревание предметов».

На прогулку вынести пластины: металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, пенопластовые. Дети перечисляют  с моей помощью материалы, из которых сделаны пластины. В конце прогулке дети прислоняют к своей щеке по очереди разные пластины. Детям задаётся вопрос: «Какая пластина самая холодная, а какая хуже всего замёрзла?» Дети: «Металлическая – самая холодная, а самая тёплая - пенопластовая».

Я объясняю явление: От нашей щеки тепло в глубину металла быстро проходит, требуется больше времени, чтобы он нагрелся.  Пенопласт только сверху нагревается и тепло не уходит вовнутрь этой пластины, поэтому она кажется нам самой тёплой.

«Сжатие воздуха».

Вынести на прогулку неповреждённую пустую закрытую крышкой пластиковую бутылку. Она помещается в снежный сугроб.  В конце прогулки дети замечают, что бутылка сморщилась. Выслушиваются версии детей о случившемся.  Затем я поясняю, что в бутылке есть воздух, который от холода сжался, это и привело к сжатию бутылки.

«Пар изо рта».

Я вместе с детьми активно выдыхаю воздух через рот. Дети говорят, что это пар изо рта. Я объясняю, что это влажный тёплый воздух,  мы его выдыхаем. Вообще воздух невидим. Мы выдыхаем тёплый и влажный  воздух на холодный, поэтому и можем его увидеть.

«Лёд в банке».

Выносится на улицу банка с водой, оставляется на несколько дней. Вспомнив про опыт через несколько дней, дети видят, что банка треснула.

Вывод: Вода при замерзании расширяется, т.е. льду становится тесно в банке, он начинает на стекло давить. Банка давления не выдерживает и трескается.

«Почему снег липкий».

Рассыпчатый снег опрыскивается водой из пульверизатора. Детям

предлагается слепить снежок. Они отмечают, что из влажного снега можно лепить.

Выводы: Когда воздух становится влажным, он увлажняет снег. Когда погода тёплая, снег подтаивает.

«Лёд не тонет» (весна).

Осторожно положить лёд на лужу.

Вывод: Лёд не тонет в воде, а плавает на её поверхности. Это означает, что лёд легче воды.

           

                                                Опыты в теплое время года.                         

 «Волшебное сито».

Дети через сито пропускают песок с мелкими камнями.

Вывод: У сита есть дырочки. Через эти дырочки могут пройти только мелкие частички песка. Камни больше дырочек, поэтому они никак не могут пройти через сито.

«Какая машинка уедет дальше?».

*Для этого опыта используются две машинки-грузовики одного размера и одной конструкции. Одна машинка заполнена песком, другая – без груза. Грузовики пускаются по очереди. Дети видят, что машина без груза отъехала от старта далеко, по сравнению с нагруженной машиной.

 *Для этого опыта тоже используются одинаковые машинки.

Две машинки ставятся рядом, но одна -  на землю, другая - на асфальтированную дорожку. После запуска дети отмечают, что машина, двигающаяся по асфальту, обогнала машину, двигающуюся по земле.

«Какое ведёрко тяжелее?»

Для опыта берётся два одинаковых ведёрка. В одно ведро насыпается песок, а другое - остаётся пустым. Дети берут их в руки и сравнивают их по весу.

«Пирожные из песка» (лето).

Вначале детям предлагается сделать пирожные из сухого песка, затем - из сырого. Дети делают вывод, что красивые и аккуратные пирожные получаются из сырого песка.

«Солнце и тень» (лето).

Дети встают на открытую солнечную полянку. Они отмечают, что здесь жарко, душно, солнце светит в глаза. После этого переходят в теневую часть прогулочного участка. Дети понимают, что в тени прохладней и темней, солнца там нет.

«Плывут кораблики».Сделанные родителями кораблики, дети пускают их в плавание по луже.  Они  свои кораблики подгоняют, дуют на них. Выводы: когда мы дуем на кораблики, получается ветер, и они начинают быстрее плыть.

 «Мяч и кубик».

Детям предлагается покатать мяч и кубик. После этого им задаётся вопрос: «Что лучше катится по дорожке: мяч или кубик?». Дети понимают, что мяч дальше и дольше катится, чем кубик.  

«Нагревание воды».

Воду холодную налить в два блюдца. В начале прогулки одно блюдце с водой поставить на солнце, другое – в тень. В конце прогулки дети трогают пальчиками воду в каждом блюдце, сравнивают.

Вывод: на солнце вода нагрелась, а в тени – практически нет.

Можно использовать два одинаковых предмета (деревянные кубики, железные солдатики, резиновые мячи и т.д.).

«Движение солнышка» (лето).

В утреннюю прогулку на прогулочном участке отметить флажком предмет, расположенный в стороне солнца (домик, дерево). В вечернее время вторым флажком отметить другую сторону местоположения солнца. Дети делают вывод, что солнце передвинулось с одной стороны участка на другую.

«Впитывание воды».

Дети наливают воду в песок и одновременно на асфальт. Они видят, что в сухой песок вода впиталась быстрее, чем в асфальт. Вода только растеклась по асфальту. Дети высказывают свои версии по поводу этого явления. После детских высказываний, я объясняю, что песок рыхлый и состоит из мелких песчинок. Сквозь эти песчинки легко проходит вода. Асфальт твёрдый.  Его мелкие частички «склеены» между собой, через них вода практически не проходит.

«Для чего пауку паутина?».

Рассмотреть с детьми паутину. Взять  в ладони  берёзовые семена (древесные опилки, тополиный пух) и сдуть их на паутину. Дети замечают, что некоторые семена остались на паутине. Пояснение: на самом деле в паутину, как в сеть попадают насекомые, которыми питается паук. Паук плетёт паутину для охоты.

«Для чего лейке насадка- душ».

Предложить детям полить одну клумбу лейкой с насадкой, другую – лейкой без насадки. Дети отмечают, что на второй клумбе образовались ямки от сильной струи воды, от полива растения примялись и замарались землёй. Делаются выводы: чтобы растения хорошо себя чувствовали, землю не размывало на клумбе, нужно растения поливать лейкой с насадкой- душем. Только тогда растения думают, что их поливает дождик.

«Как поймать воздух (ветер)?».

Детям задаётся вопрос: «Ребята, сегодня на улице сильный ветер. Давайте мы его поймаем, но как это сделать?». Дети предлагают свои варианты ловли ветра. После этого я  достаю пакет и начинаю «ловить» ветер, надутый пакет завязываю. Раздаю пакеты детям и предлагаю  им тоже «половить» ветер.

Вывод: ветер-это движение воздуха. Воздух невидим, но он заполняет всё место в наших пакетах.

«Какой мяч лучше?».

Детям предлагается мяч хорошо надутый и мяч немного сдутый. Дети с ними играют в течении всей прогулки. Затем им задаётся вопрос: «Каким мячом вам было играть интересней?» Дети говорят, что надутый мяч им больше понравился, потому что в нём много воздуха, он лучше прыгает, дальше летит.

                               

«Солнечные часы».

В центр перевёрнутого ведёрка вставляется палка- столбик солнечных часов. На дне ведёрка изобразить циферблат ярким маркером.  В начале прогулки помощью наручных часов воспитатель устанавливает «солнечные» часы в нужное положение и отмечает на них нужный час.

После прогулки дети замечают, что теневая стрелка на солнечных часах передвинулась на час (два часа).

«Песочные часы».  

Взять две одинаковые пластиковые  бутылки, насыпать песок в одну из них. Склеить крышечки от бутылок  друг с другом и проделать в них отверстие. Бутылки привинчиваются к  крышкам. Можно сделать песочные часы разных размеров (использовать литровые, двухлитровые, трёхлитровые бутылки). Тогда дети смогут сравнить, с какими часами они могут больше осуществить дел.

«Опасная лупа» (ясная, солнечная погода).

Детям предлагается лупу направить на сухую траву (бумагу, сухой листочек) так, чтобы от солнца образовался пучок лучей. Через некоторое время они видят, что трава начинает дымить, а затем и гореть. Высказывают свои предположения.

Вывод: Солнце светит, его лучи распределены в разные стороны, рассеяны по всему нашему городу. Лупа собирает лучи в кучу (пучок). В пучке лучей очень много, поэтому они сильнее начинают греть, жечь. Поэтому лупа в солнечную погоду опасна: если её направлять на человека, она обожжет его, если на траву, то может произойти в лесу пожар.

«Сдувающийся шар».

Каждый ребёнок свой надутый воздушный шарик развязывает и отпускает. Шары начинают резко двигаться и сдуваться. Дети высказывают свои предположения о происходящем.

Вывод: Шар начинает резко двигаться из-за воздуха. В шаре при надувании скапливается много воздуха, ему там мало места. Когда мы развязываем шар, воздух торопится из него вырваться.

«Измерение длины».

Предложить детям измерить длину (ширину) участка, веранды и др. с помощью скакалки, взрослой лопаты.  Длину лавочки, стола, ширину тропинки - с помощью совочка, веника и т.д.

Познакомит детей с рулеткой.

«Волшебный круг».

Сделать круг из длинной скакалки или из двух связанных скакалок. Предложить детям сделать из круга разные плоские фигуры, предметы (квадрат, треугольник, сердце, неваляшка, облако и т.п.).

    Можно сделать вывод, что применение экспериментирования оказывает влияние на:

 - повышение уровня развития любознательности;

 - развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

 - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

 - развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- систематизация и расширение представлений  детей о живой и неживой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...

"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

 Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явления...

"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. при этом необходимо равномерно чер...

Прогулка с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Прогулка в дошкольном образовательном учреждении проводится с целью активизации двигательной деятельности детей, осуществления закаливания организма детей и физического развития каждого ребенка в цело...

"Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"

"Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)"...

Мастер - класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме п...