Конспект НОД для старшей группы на тему Осенняя история
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ярышева Оксана Михайловна
Конспект НОД для 
старшей группы на тему:
«Осенняя история»
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе,
используя образные слова и выражения, развивать внимание, связную речь,
расширять словарный запас (черешок, кромка, хлорофилл).
• Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые  упражнения.
• Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал: развивающая игра "Четыре сезона. Осень", карта маршрута, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные палочки, листья настоящие крупные и мелкие разной формы.
Предварительная работа:
• Наблюдать на прогулке как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной
художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для старшей группы на тему:

«Осенняя история»

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе,

используя образные слова и выражения, развивать внимание, связную речь,

расширять словарный запас (черешок, кромка, хлорофилл).

• Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые  упражнения.

• Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал: развивающая игра "Четыре сезона. Осень", карта маршрута, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные палочки, листья настоящие крупные и мелкие разной формы.

Предварительная работа:

• Наблюдать на прогулке как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

• Чтение художественных произведений;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной

художественной деятельности различных деревьев;

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход

Под  песню «По земле шагает осень» дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом. Звук ветра, залетел шарик с письмом.

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам воздушный шар прилетел, а здесь письмо от Осени и адресовано оно нам: воспитателю и детям группы «Непоседы», давайте прочитаем его:

«Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Пойдем искать доказательства?»

Ответ детей - (пойдем искать доказательства).

Воспитатель: На карте первая остановка, «жёлтый лист», нам нужно найти

эту остановку.

Остановка №1. Игра «Приметы осени»

Задание:  Ребята, осень предлагает вам посмотреть  картинки, внимание на экран.

Просмотр презентации (дети  садятся  на стулья).

Картинки-слайды «Приметы осени»

 Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какие признаки осени вы увидели в презентации?

Ответы детей: Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

А как называют осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Ребята, а какая сейчас осень к нам пришла? (Поздняя).

Воспитатель: Молодцы, вы точно рассказали об изменениях в природе!    Куда нас дальше ведёт карта?

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят остановку).   

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки.                                                                         Физкультминутка «Мы осенние листочки»

Мы, листики осенние, (фонарики в руках с листочками)

на веточках сидели.                       

Ветер дунул – полетели, (сначала машем руками поднятыми над головой, затем бегаем по группе)

Мы летели, мы летели                   

И на землю тихо сели. (присесть с листочками в руках)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял (встать с листочками в руках)

Повертел их покружил (покружиться с листочками и сделать листопад)

и на землю опустил.

Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад).

Ребенок: Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно листопад.

Воспитатель: Ребята,  я предлагаю   спеть песню, про листопад.

ПЕСНЯ «Листик жёлтый» (сл. и муз. Г. Вихарева)

 Воспитатель: Куда нам двигаться дальше?

Остановка №3 Игра «Я начну, а ты закончи». (На карте изображен оранжевый лист, воспитатель читает задание на обратной стороне «Листа». Воспитатель начинает поговорку, дети заканчивают или дети сами называют поговорки осени, передавая осенний листок.

-Теплая осень — к долгой зиме.

-Осень - запасиха, зима — прибериха.

-Осень - время собирать урожай.

- Ноябрь — ворота зимы.

-  У зайца шерсть побелела - зима близко

 

Воспитатель:  А вы молодцы ребята много знаете поговорок осени.

Ну что пора двигаться дальше и это листик  зеленый. Остановка №4 (на карте «Исследователь»).

Воспитатель: Осень самая красивая, золотая  пора. А вы задумывались,   почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?                                                                                        Чтобы ответить на  эти вопросы я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно  там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется это место? (ответы детей) - Правильно, это лаборатория. И сейчас мы с вами тоже будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите в нашу лабораторию.

Дети садятся вокруг стола – лаборатории

На каждого ребёнка приготовить набор: лупа, большой сухой лист, бел. ткань, дерев. палочки. зелёный лист герани.

Воспитатель: А еще в лаборатории есть правила:

- внимательно слушать,

- точно выполнять все указания,

- аккуратно работать с оборудованием,

- в конце опыта делать выводы.

Воспитатель: - А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? А для того, чтобы получше рассмотреть, мы используем увеличительный прибор- лупу

Исследование №1 строения листа с помощью лупы:

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка».  Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Воспитатель: Летом листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.

Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

  Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой бумаги. Теперь деревянными палочки сильно постучите по листочку сквозь бумаги. Что вы обнаружили в ходе опыта?                        (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и

окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Воспитатель: проблемный вопрос: «а почему же осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается,

пока не пропадает совсем. Тогда листья меняют свой цвет и становятся: желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми.

Воспитатель: проблемный вопрос: «Почему листья опадают?»

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка,в том месте где она прикрепляется к ветке .                                                                                                        

Осенью в основании черешка появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени. А мы с вами продолжим  путешествие.

Дети встали в круг.

Коричневый листик. Остановка № 5 «Игровая» Предлагаю вам  поиграть.

Словесная игра «Погода осенью».

Воспитатель: У меня в руках осенняя веточка, я буду вам передавать ее, а вы должны сказать, какая погода осенью.

В: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

В: - Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

В: - Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)

В: - Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

В: - Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)

В: - Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

В: - Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)

В: - Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)

Подвижная игра на внимание «Солнце, ветер, дождь»

Когда я говорю: «солнышко» - вы бегаете на носочках, руки на поясе; «ветер» кружитесь вокруг себя, расставив руки в стороны; «дождь» - останавливаетесь, руки складываете над головой «домиком». Будьте внимательны.

Ребёнок:         Красавица-осень разбрызгала краски:
Небесная просинь, как будто из сказки.
Лиловая липа и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной…
Листает ноябрь золотые страницы,
А белым берёзкам зима уже снится.

ПЕСНЯ хоровод  «До свиданья, Осень»

 Итог

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня узнали?   Что больше всего вам нравится в осенней поре? (Красота природы). Осень - прекрасное время года. Ведь только осенью можно любоваться яркими разноцветными красками листьев, и только осень дарит нам незабываемые листопады и прекрасные осенние букеты из листиков!

     Какой мы с вами ответ дадим Осени, кончается осень или нет?  Какие мы представим   доказательства? (Месяц - конец ноября, деревья стоят  голые, листья опали, птицы улетели в теплые края, утрам лужи покрываются льдом).

Воспитатель: Давайте ёще раз вспомним, какая у нас  с вами была осень. Внимание на                         экран. Осенние фотографии старшей группы «Непоседы»

 

 Рефлексия: Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики, если у вас сейчас хорошее настроение, то возьмите себе листик с улыбкой, а если вам грустно, то возьмите листочек грустный.



 

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Осенние деревья».

Конспект НОД в старшей группе Вид деятельности: Аппликация Основная ОО: «Художественно – эстетическое развитие»                     ...

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Осеннее дерево"

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Осеннее дерево"...

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (рисование нетрадиционным способом)

Цель:продолжать развивать способность детей к образному восприятию красоты природы и её передачи с помощью цвета, формы, композиции....

Развитие ричи. Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»

Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»    Интегрированное  занятие по ФЭМП, развитие речи и ознакомлению с окружающей природой по ин...

Развитие ричи. Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»

Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»    Интегрированное  занятие по ФЭМП, развитие речи и ознакомлению с окружающей природой по ин...

Развитие ричи. Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»

Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»    Интегрированное  занятие по ФЭМП, развитие речи и ознакомлению с окружающей природой по ин...

Конспект НОД в старшей группе по теме: "Осень, осень в гости просим…"

Цель: формирование знаний и представлений детей о сезонных изменениях в природе осенью.Задачи:Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать привычку заботиться о своё...