Открытое занятие в старшей группе "Волшебница-вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

  • Развивать интерес в исследовательской деятельности.

  • Расширять знания о воде.

  • Продолжать активизировать речь и обогащать словарный запас.

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода.

  • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие

  • Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

  • Прививать бережное отношение к воде.

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.odt25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД: Тема: «Волшебница - вода» (старшая группа)

  • Развивать интерес в исследовательской деятельности.
  • Расширять знания о воде.
  • Продолжать активизировать речь и обогащать словарный запас.

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода.
  • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие

  • Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

  • Прививать бережное отношение к воде.
  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Предварительная работа

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Проведение занятий - экспериментирований с водой.
  • Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
  • Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
  • Отгадывание загадок, чтение художественной литературы:

             Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»,

             Б. Заходер, «Что случилось с рекой»;

Материалы для НОД.

  • прозрачные одноразовые стаканчики;
  • фильтровальные салфетки;
  • вещества, которые мы будем растворять в воде, (сахарный песок, речной песок).
  • иллюстрации к загадкам.
  • лист бумаги с изображением воды
  • на каждого ребенка конверт с картинками-схемами
  • мисочки, ложки чайные;
  • кусочки льда на каждого ребёнка
  • термос с горячей водой
  • зеркало
  • стаканчики с водой;
  • акварельные краски;
  • мольберт;
  • кисти
  • салфетки
  • воронка
  • бутылка с водой
  • аудиозапись «Звуки природы»;
  • магнитофон;

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

Игра «Друзья»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

1 часть.

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы…. А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы «Семицветик». А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.

(Достаёт яичко от киндер-сюрприза, открывает его, читает загадки).

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке?

Дети: (снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она, потечёт

Дети:(сосулька)

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

Дети: (туман)

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …

Дети: (роса).

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый…

Дети: (снег).

Воспитатель:  Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать одним словом: дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это?

Дети: Вода.

Воспитатель:Да, это все вода.

Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?

  • Вода – это жидкость.
  • Вода не имеет собственной формы.
  • У воды нет цвета
  • У воды нет вкуса
  • У воды нет запаха

Звучит музыка. Входит Капелька

Капелька: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте! Кто ты?

Капелька: Я капелька воды. Пролетала мимо и услышала, что вы, отгадываете мои загадки.

Воспитатель: Так вот чьи это загадки?!

Капелька: Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»

Игра: «Кому нужна вода».

Описание: На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.

2 часть.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
( Присаживаемся за столы)


Опыт №1.
Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки.

Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?

Дети: сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.

Растворился речной песок в воде или нет?

Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

Опыт №2. «Лед – это вода»


Воспитатель: Дети, закройте глаза

( по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
Что вы почувствовали?

Дети: Холод
Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
Дети: Чем-то мокрым, холодным, льдом.
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду.
Воспитатель: Так что же такое лед?

Дети: Лед – это вода в твердом состоянии.

Воспитатель: В каком состоянии может быть вода?

Дети: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.

Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воспитатель: Возьмите салфеточки и протрите руки.


Физкультминутка

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).

Опыт № 3 «Пар – это тоже вода».

Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.

(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).

Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.

Дети: Из горлышка выходит пар.

Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?

Дети: Оно запотело, и появились капельки

Воспитатель: Предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Пар – это тоже вода.

Воспитатель: Правильно пар-это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.

Вывод: Пар – это тоже вода.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет.

Давайте попробуем.

Опыт №4 «Вода может изменить свой цвет»

Воспитатель: Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет?

Дети: Да
Воспитатель: Какого цвета стала вода, у ……..?
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Вывод: вода может менять цвет.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.

- Капелька, что это у тебя?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
Воспитатель: Ребята, а нам можно пить такую воду пить?

Дети: Нельзя.
Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?
Воспитатель: Ребята, поможем Капельке очиститься?
- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим?

Дети: Вода очищается
Воспитатель: Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистая, прозрачная.
Воспитатель: Куда делась грязь?

Дети: Вся грязь осталась на фильтре.
Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья.

Где мы можем использовать эту воду?

Дети: Полить цветы, помыть пол и т.д.

Воспитатель: Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.

Мы хорошо потрудились. Капелька увидела, какие вы умелые и знающие.

Я предлагаю вам отдохнуть, поиграть в игру « Хорошо - плохо»

Игра « Хорошо - плохо»

- Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос:
Вода – это хорошо. Почему? или Вода – это плохо. Почему?

Ответ 1:

Воду мы пьём, моемся, стираем бельё, моем посуду, купаемся в речке, в ванне, поливаем растения в квартире, на даче, необходима людям, животным, птицам, насекомым.

Ответ 2:

Не умеешь плавать можно утонуть, напьёшься холодной воды из холодильника – можно заболеть, прольёшь воду на пол и не заметишь можно упасть и получить серьёзную травму. Если залить растения они могут погибнуть, во время наводнения вода разрушает всё на своём пути.

Воспитатель: Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?

Дети:
Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.


Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие.

Дети: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
Воспитатель: Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:


В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда.
Эта волшебница – наша вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...

Открытое занятие в старшей группе по экологии. Тема занятия: « Воздух»

Открытое занятие в старшей группе по экологии.Тема занятия: « Воздух»...