НОД в старшей группе с использованием исследовательской технологии
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

НОД в старшей группе с использованием исследовательской технологии.

Тема: «Круговорот воды в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_v_prirode.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе с использованием исследовательской технологии.

Тема: «Круговорот воды в природе»

Программное  содержание:

Цель:Знакомство детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

Речевое развитие

  • Формировать словарь детей: пар, образуется облако,  круговоротводы в природе.
  • Развивать связную речь.

Познавательное развитие.

  • Развивать у детей познавательное отношение к природе.
  • Познакомить с круговоротом воды в природе.
  • Познакомить с явлением природы – дождь, снег.
  • Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
  • Развивать интерес к экспериментированию.
  • Воспитывать у детей экологическую грамотность.

Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать чувство доброты и уважения ко всему живому.
  • Развивать умение договариваться друг с другом.

Физическое развитие

  • Удовлетворять потребность детей в движениях.
  • Развивать основные движения детей (ходьба, бег)

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Тип: интегрирование.

Методы:  словесный, наглядный, практический.

Приемы: беседа, показ, игровая ситуация, введение персонажа (Капелька),сюрпризный момент ( история путешествия), создание мотивации,исследовательская деятельность, проведение опыта, наблюдение, обобщение.

Формаорганизации:  подгрупповая.

Формы НОД: совместная деятельность.

Оборудование и материалы: игрушка Капелька, пена для бритья, пипетки Пастера, стаканчики, вода, синий краситель, медальоны в виде капелек и солнышка.

Ход НОД

Вводная часть (2-3 минуты)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришла  необычная гостья. Представляете, когда я подходила к садику, то увидела Большой комочек снега у входа, который сказал мне: «Доброе утро!». Я так удивилась, что предложила пойти к нам в группу. Прошло совсем немного времени и комочек оттаял и превратился в капельку. Пока мы завтракали, играли она сидела и скучала в сторонке. Ребята, давайте я вас с ней познакомлю. Капелька, подходи – не стесняйся.

Капелька: Здравствуйте, ребята, меня зовут  Капелька. Давайте с вами познакомимся. (Капелька подходит к каждому ребенку и спрашивает его имя.) Ребята, вы будете моими друзьями?

Дети: Да!

Воспитатель:Ребята, Капелька очень любит путешествовать и хотела рассказать какую-то очень интересную историю.

Основная часть (20 минут)

Капелька: Ох, ребята, я вам сейчас такое,.. такое расскажу! Я вам сейчас поведаю о своем большом путешествии, которое называется круговорот воды в природе.  А теперь внимательно послушайте мою историю.

Как-то летом, я со своей семьей жила в одном огромном-преогромном море. Оно было чистое, голубое – очень красивое. Вокруг плавали такие же маленькие капельки.Нам было хорошо и весело вместе.

Воспитатель: Вот это да?! Ты жила в настоящем море?! И много таких капелек у вас в море?

Капелька: Да, очень-очень много! Целое море капелек и все такие же как я.

Воспитатель: Ох и  здорово, наверное, там у вас! Ребята, а давайте, мы сейчас  с вами превратимся в капельки воды и будем путешествовать, как морские капельки. Для этого каждому я одену вам «капельные медальоны» и вам нужно произнести волшебное заклинание:

Брум-тити, Брум-тити

В капельки нас преврати!

А я стану солнышком!

Капелька: В самом начале, мы были самостоятельными капельками и гуляли сами по себе. (Дети  хаотично гуляют по залу).

 Но потом мы встретились, познакомились, стали игратьдруг с другом и образовалась лужа. (Дети сбегаются в одну кучу и садятся на корточки).

Из большой лужи появился ручеек. (Дети встали паровозиком и двигаются).

Потом ручеек бежал, бежал и стал впадать в море. (Дети берутся за руки, образуют круг и садятся на корточки).

Вышло солнышко, пригрело каждую капельку. ( Воспитатель гладит каждого по голове)

Капельки превратились в пар. Они стали легкими-прелегкими и полетели вверх (Дети медленно поднимаются и вытягивают руки вверх)

Капелек было так много, что из нас получилось целое огромное облако. (Дети берутся за руки и водят хоровод). Нам было очень весело и радостно. Но с каждой минутой  капелек  становилось все больше и больше. Пока из легкого пушистого облака не получилась тяжелая серая туча.(Круг хоровода становится все уже, пока дети не начинают толкаться, как будто им стало очень тесно). Нам стало очень тесно, все начали толкаться,  и мне захотелось убежать оттуда.

Воспитатель: Ребята, вы все очень здорово и точно повторяли движения.  А вот, чтобы узнать, что же произошло с Капелькой дальше,  нам нужно сделать настоящий опыт. Мы познакомимся с таким явлением природы как дождь.

Вы, помните,  мы необычные капельки воды, а волшебные, поэтому  сейчас, давайте сядем за столы и сами сделаем дождик. Но сначала нам нужно размять наши пальчики и подготовить их к работе.

Пальчиковая  гимнастика

Дождик, дождик, веселей! (Показываем руками как капает дождик)

Капай, капай, не жалей! (Показываем брызги пальчиками)

Только нас не замочи! (Поднимаем ручки «домиком» над головой)

Зря в окошко не стучи. (Стучим кулачком)

Брызни в поле пуще: (Показываем брызги  пальчиками)

Станет травка гуще (Растопырить пальчики и покачать «травкой»)

Опыт

Воспитатель: Ребята, мы с вами сделаем настоящее волшебство, но чтобы все получилось, нужно быть внимательными и брать только те предметы, которые я вам скажу. Вы взрослые и воспитанные  капельки, поэтому нельзя тыкать друг в друга разными предметами, не нужно спорить друг с другом, не нужно торопиться и если возникают вопросы – спросить меня. Вы согласны с этими правилами?

Дети: Да!

Воспитатель: Я приготовила для вас стаканчики с водой и один большой стакан пустой, баллончики с волшебной пеной, синяя водичка со множеством капелек и волшебные палочки - пипетки. Вылейте свои стаканы с водой в один большой стакан. Пустые стаканчики нам больше не нужны, поэтому давайте сразу их уберем на поднос. Теперь мы с вами сделаем облако из нашей пены. Пусть каждый возьмет баллончик и сделает свое маленькое облачко в большом стакане с водой. Но ваши маленькие облака нужно сделать так, чтобы из них образовалось одно большое облако. Ох, и красивые облака у вас получились. Баллончики нам больше не пригодятся, поэтому можете отдать их мне. А теперь самое главное! Помните,  как капелькам воды стало очень тесно в облачке, так тесно, что им захотелось убежать оттуда?

Дети: Да!

Воспитатель: Они стали падать с облачка вместе с дождем. Мы сейчас возьмем наши волшебные палочки –пипетки и посадим капельки на наше облачко. Для этого, посмотрите на меня: нажимаем на волшебную пипетку пальчиками, опускаем в синюю водичку с капельками, разжимаем пальчики, вынимаем волшебную пипетку и льем эти синие капельки прямо на наше облачко.

А теперь, посмотрите, нашим капелькам тоже стало тесно, и они падают вниз вместе с дождем! Посмотрите, как красиво, правда, ребята?

Дети: Да, очень!

Капелька: Ой, ребята у вас так здорово получился дождик. Именно так  я попадаю  на землю.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, сделали большое облако, из которого капельки воды дождем упали на землю.  А когда  солнышко нагревает капельки, то они в виде пара попадают опять на облачко.  Именно так и происходит круговорот воды в природе.Ребята, помните, мы же волшебные капельки, давайте, сейчас мы выйдем из-за столов и опять станем морем рядом с нашей Капелькой. Ребята, а кто знает, что происходит с капельками зимой? Кем они становятся, когда падают на землю зимой? Откуда берутся сугробы? И, что вообще происходит с водой зимой?

Дети: Капельки падают в виде снежинок, когда снежинок много получаются сугробы, а вода замерзает и превращается в лед.

Воспитатель: Верно! Зимой дождика не бывает, с неба падают снежинки. А когда снежинок совсем много, то из низ получаются сугробы, из которых мы с вами катаем снежные комочки. Одним из таких комочков и была наша Капелька!!

Капелька: Ребята, мне у вас очень нравится. Вы внимательно выслушали мою историю, спасибо вам большое, но мне уже пора возвращаться к своей семье.

Воспитатель:Ну, что ж, Капелька, мы очень рады были принимать такую гостью и надеемся, что ты еще не раз к нам придешь. Правда, ребята?

Дети:Да!

Воспитатель:Давайте попрощаемся с Капелькой и пожелаем ей доброго пути. А сейчас нам нужно обратно превратиться в ребят: для это нужно опять повторить волшебное заклинание и  снять ваши «капельные медальоны».

Брум-тити, Брум-тити

В ребят обратно нас преврати!

Заключительная часть (2-3 мин)

Воспитатель: Ну, что же, ребята, мы сегодня здорово провели время.

 Давайте вспомним, кто к нам сегодня приходил?

Дети: Капелька.

Воспитатель:А какую историю нам поведала Капелька? Как она называется?

Дети: Она рассказала нам о своем путешествии. Оно называется круговорот воды в природе.

Воспитатель: Кто помнит, во что капельки превращаются благодаря солнышку?

Дети:Они превращаются в пар.

Воспитатель:А что образуется из пара?

Дети:Облачко.

Воспитатель:А как капельки попадают обратно на землю?

Дети:Они попадают с дождем.

Воспитатель:А зимой в каком виде капельки попадают на землю?

Дети:А зимой капельки превращаются в снежинки и падают с неба.

Воспитатель: Мы с вами сделали настоящий опыт и познакомились с таким явлением природы, как дождь. Ребята, скажите, нам все капельки воды нужны? Для чего?(Ответы детей)

Воспитатель:Верно! Вы настоящие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вулканы» ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием исследовательских технологий.

Тема: «Вулканы» ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием исследовательских технологий....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием исследовательской технологии на тему: «Жили-были овощи»

Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.Воспитывать у детей культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать товарища.Ре...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

Тема: «Вулкан» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе с использованием исследовательских технологий.

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самос...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием исследовательской технологии Тема: «Жили-были овощи»

Образовательные технологии:Здоровьесберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей в разной пространственной ...

Конспект НОД в старшей группе с использованием исследовательской технологии. «Путешествие в стеклянный город»

Знакомство детей со свойствами стекла: гладкость, прозрачность, хрупкость, водонепроницаемость, окрашиваемость, мелодичность....