ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 1 «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Белюкова Валентина Ивановна

Задачи проекта:

Образовательные:                                                                                                                                                                                                                             

- познакомить детей с перелетными и зимующими птицами  Саратовской области;

- формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Воспитательные:

-формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;

-воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Развивающие:

-развивать у детей экологическую культуру, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности;

- развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность детей, стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- развивать связную речь через придумывание небольших историй про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение;

- развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 1

«ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

МДОУ «Детский сад № 148»

2021-2022 учебный год

                   

                                Разработала:        

                                             воспитатель высшей квалификационной категории

                                             Белюкова Валентина Ивановна

     

2021

Актуальность проекта: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Большинство современных  детей редко общается с природой. Проведенная беседа показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно. Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц, через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей через реализацию проекта «Птицы - наши друзья». Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И, мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Тип проекта: исследовательски-творческий, познавательно-речевой.

Продолжительность  проекта: долгосрочный (сентябрь-май).

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители подготовительной группы.

Цели: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих и перелетных птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

Образовательные:                                                                                                                                                                                                                            

- познакомить детей с перелетными и зимующими птицами  Саратовской области;

- формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Воспитательные:

-формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;

-воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Развивающие:

-развивать у детей экологическую культуру, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности;

- развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность детей, стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- развивать связную речь через придумывание небольших историй про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение;

- развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Интеграция образовательных областей:

  •  «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие».

Предполагаемый результат:

В ходе проекта у детей будут сформированы знания  о перелетных и зимующих птицах Саратовской области. Они смогут различать птиц по окраске оперения, по голосам, по повадкам;

Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе, познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки;

- приобретут практические навыки, научатся экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научатся контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.

1 этап проекта - Подготовительный

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр.

3. Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира), речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.

2 этап проекта – Практический

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап проекта – Заключительный

-Оформление результатов работы по проекту в виде презентации;

-Трансляция результатов проектирования родителям (выставка книжек -малышек «Птицы Саратовской области»;

- Представление отчета о работе проекта на итоговом педсовете ДОУ.

Взаимодействие с семьей:

- консультация с родителями о проекте;

- экскурсии в осенний лес, рассматривание птиц в лесу, сравнивание друг с другом, сходство и отличие, фотографирование птиц в природе;

- конкурс по изготовлению книжки-малышки «Птицы Саратовской области»;

- подбор книг, иллюстраций по теме;

- участие в акциях ДОУ «С каждого по зернышку», «Домик для птиц».

План проекта «Птицы - наши друзья»

Дата проведения

Тема

Цель

сентябрь

Беседа: «Польза птиц в природе, о том, что хищные птицы это «санитары» полей, лесов, степей.

Наблюдение: «Птицы, что изменилось в поведении осенью?»

Дидактическая игра: «Кто где живет»

Подвижная игра: «Кошка и воробьи»

Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек»

Расширять знания детей о птицах в осеннее время года. Развивать речь.

Чтение художественной литературы:

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Отгадывание загадок.

ООД Аппликация: «Голубь» (конспект)

Развивать творческие способности детей.

Экспериментальная деятельность: «Кто улетит, кто останется?», О.В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр.23

Учить детей понимать зависимость жизни животных от изменений в неживой природе.

октябрь

Беседа: «Птицы нашего края»

Наблюдение: Наблюдение за птицами на участке.

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Подвижная игра: «Жаворонок»

Пальчиковая гимнастика: «Птички»

Расширять знания детей о птицах в осеннее время года. Развивать речь.

Чтение художественной литературы:

Г. Снегирев «Птицы наших лесов»

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, знакомить детей с повадками птиц.

Лепка «Петушок с семьей» (коллективная композиция) Т.С.Комарова, стр.16

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе

Трудовая деятельность: сбор семян деревьев.

Экспериментальная деятельность: «Почему первые птицы не летали?»,  О.В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр. 140

Учить детей выявлять особенности в строении птиц, помогающие им держаться в воздухе.

ноябрь

Беседа: «Перелетные птицы»

Наблюдение: Наблюдение за птицами на участке.

Дидактическая игра: «Откуда птица прилетела»

Подвижная игра: «Совушки»

Пальчиковая гимнастика: «Птички в гнезде»

Расширять знания детей о птицах в осеннее время года. Развивать речь.

Чтение художественной литературы:

В. Звягина «Воробей»

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

ООД Рисование: рисование иллюстрации к сказке  Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

ООД Аппликация «Синичка»

Развивать творческие способности.

Трудовая деятельность: Подкормка птиц.

Развлечения: «Синичкин день».

Экспериментальная деятельность: «Почему птицы могут летать?»  О.В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр.26

Учить детей находить особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособится к окружающей среде.

12.11.21. Тематический день «Синичкин день» (акция «Покорми птиц»)

Привлечь детей и родителей к изготовлению кормушек

декабрь

Беседа: «Птицы – наши друзья»

Наблюдения:  «Наблюдение за следами птиц на снегу»

Дидактическая игра: «Посчитай птиц»

Подвижная игра: «Воробьи-вороны»

Пальчиковая гимнастика: «Птичий дом»

Расширять знания детей о птицах в зимнее время года. Развивать речь.

Чтение художественной литературы:

Т. Евдошенко «Берегите птиц»

Отгадывание загадок.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

ООД Лепка: «Птица», Т.С.Комарова, стр.60

ООД Рисование: «Волшебная птица», Т.С.Комарова, стр. 61

Развивать умение создавать сказочные образы птиц.

Трудовая деятельность: «Изготовление кормушек»

Экспериментальная деятельность: «У кого какие клювы?», О.В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр. 64

Развивать трудолюбие, творческие способности.

январь

Беседа: «Птичья столовая»

Наблюдение:  «Чем питаются зимующие птицы»

Дидактическая игра: «Кто как голос подает?»

Подвижная игра: «Коршун и наседка»

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка»

Расширять знания детей о птицах в зимнее время года. Развивать речь.

Чтение художественной литературы: Ю. Никонова «Воробьишко»

Воспитывать у детей сострадание и сочувствие к героям книги, развивать чувство юмора.

ООД Лепка: «Петух», Т.С.Комарова, стр. 75

Акции: «Накорми птиц зимой»

Учить передавать в лепке образ дымковской игрушки, воспитывать бережное отношение к птицам.

февраль

Беседа: «Интересные факты о жизни птиц»

Наблюдение:  «Наблюдение за воронами»

Дидактическая игра: «Сосчитай птиц»

Подвижная игра: «Пингвины на льдине»

Пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока»

Расширять знания детей о птицах в зимнее время года. Развивать речь.

Чтение художественной литературы: Л. Яхтин «Дятел»

Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Акция «Домик для птиц» (изготовления и развешивание скворечников)

март

Беседа: «Каких птиц называют перелетными?»

Наблюдение:  «Наблюдение за вороной»

Дидактическая игра: «Назови птенца»

Подвижная игра: «Птица и кошка»

Пальчиковая гимнастика: «Пришла весна»

Расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края. Развивать речь.

Чтение художественной литературы:

Г. Снегирев «Птицы наших лесов»

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников, учить по иллюстрациям называть птиц.

Трудовая деятельность: подкормка птиц.

Экспериментальная деятельность: «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?», О.В.Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр. 80

Воспитывать бережное отношение к птицам.

апрель

Беседа: «Где птицы вьют гнезда?»

Наблюдение:  «Наблюдение за птицами»

Дидактическая игра: «Назови птенца»

Подвижная игра: «Соловушка»  

Пальчиковая гимнастика: «Птички»

Расширять знания детей о птицах в весеннее время года. Развивать речь.

Чтение художественной литературы:

А. И. Куприн «Скворцы»

Учить внимательно и заинтересованно слушать произведение, учить по иллюстрациям называть птиц.

Акции: «День Земли»

Развлечения: «День птиц» (1 апреля) Экспериментальная деятельность: «Из чего птицы строят гнезда ?» О.В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр.2

Май

Беседа: «Птенцы учатся летать»

Наблюдение:  Наблюдение за воробьями»

Дидактическая игра: «Узнай по голосу»

Подвижная игра: «Сова»

Пальчиковая гимнастика: «Ласточка»

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь»

Закреплять и обобщать знания детей о птицах как представителях живого на Земле; Воспитывать бережное отношение к природе, учить сопереживать птицам, вызывать желание помочь им.

Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы»

Экспериментальная деятельность: «Как устроены перья у птиц?», О.В. Дыбина «Опыты и эксперименты для дошкольников», стр. 79

Учить детей устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12.

                                                                                                                                                 Приложение №1

Сценарий итогового мероприятия по теме «Здравствуйте, птицы».

Цель: Создать условия для обобщения знания детей о птицах.

Задачи:

 Обучающие: Закреплять и обобщать знания детей о птицах как представителях живого на Земле;

Формировать представления о птицах перелётных и зимующих;

 Закреплять навык составления примеров на сложение;

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные (твёрдые и мягкие) звуки, составлять схемы слов;

Закрепление представлений о жизни птиц,  этапах развития от птенца до взрослой птицы;

Развивающие: Развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы;

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, учить сопереживать птицам, вызывать желание помочь им;

Материалы: карточки с изображением птиц зимующих и перелётных; квадраты синего, красного и зелёного цвета и карточки со словами «дятел», «дупло» (для проведения звукового анализа слов); картинки, иллюстрирующие этапы развития птиц (строительство гнезда,  высиживание, вылупление птенцов, кормление птенцов родителями, подросшие, оперившиеся птенцы, взрослая птица); карточки для составления математических примеров; ТСО – мультимедийный проектор с экраном.

Ход мероприятия

Воспитатель: дети послушайте пожалуйста  стихотворение .

  Клювик остренький,

  Бочок пёстренький,

  Крылья тонкие,

  Песни звонкие.

  Весной распевают,

  Зимой забывают (о птицах)

Воспитатель: о ком  это стихотворение?

Ответы детей (о птицах).

Воспитатель: Ребята, хотите  поиграть в игры и узнать много интересного о птицах? Ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы начать нашу игру нужно  разделится  на две команды и выбрать название своей команде.

Дети делятся на две команды с помощью считалки и выбирают название своей команде.

Начинается считалка:

На дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец,

И считалочке конец!

1. Задание: «Узнай птицу среди других представителей живой природы»

Дети располагаются около мультимедийного экрана. Из представленных на доске моделей выбирают те, которые имеют отношение к птицам; Каждая команда получает фишку за правильный ответ.

2. Задание:  «Отгадай загадку о птицах».

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(аист)

Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(воробей)

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?

(ворона)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(сова)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(соловей)

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая …

(сорока)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

3.Задание : «Нарисуй портрет слова»

Дети каждой команды группируются вокруг своего стола с табличками, на одной из которых написано «ДЯТЕЛ», на другой – «ДУПЛО», читают слово-задание и составляют его схему с помощью квадратов красного, синего и зелёного цвета.

Подвижная игра «Огородник и воробей»

Дети стоят в кругу. «Огородник» ходит внутри круга и произносит слова:

«Воробей, воробей,

Ты не клюй каравай,

Ни мой, ни чужой,

Ни соседский!

А за то, что ты мой каравай поклевал,

Я тебя по носу щёлкну!»

Ребёнок, около которого он остановился, становится «воробьём» и бегает от «огородника»

4. Задание: «Раздели птиц на группы (в сопровождении песни «Скворцы прилетели»)

Дети из одной команды называют птиц зимующих, из другой – перелётных. Затем выбирают из набора карточки с изображением названных птиц и прикрепляют на магнитную доску в соответствующую группу (под схематичным изображением зимы и лета)

5. Задание:  «Определи правильно  этапы роста и развития  птиц»

Ребята должны самостоятельно разложить по порядку картинки, иллюстрирующие рост и развитие  птиц (строительство гнезда, откладывание и высиживание яиц, вылупление птенцов, кормление птенцов родителями, подросшие, оперившиеся птенцы; взрослая птица); задание выполняется каждой командой отдельно со своим комплектом карточек

6. Задание - эстафета «Перелёты птиц»

Дети в каждой команде встают парами, сцепляют руки «крендельком», машут свободными руками – «крыльями». Пары по очереди бегут до конуса, обегают его и возвращаются на место. Побеждает команда, которая быстрее и технически правильнее выполнила задание.

7. Задание: «Сосчитай птичек»

Команды рассаживаются вокруг столов, на которых лежат карточки с изображением птенцов, сидящих в гнезде, и взрослых синичек, летающих вокруг гнезда. Задача ребят: к каждой картинке составить пример и сосчитать, сколько всего птичек на ней нарисовано. Команды  получают   фишки за каждое правильно выполненное задание.

8. Задание: «Подбери корм для каждого вида птиц».

На столах картинки птиц и виды корма. Каждая команда за своим столом подбирает корм для определенного вида птиц. 

Воспитатель: Вот и подошли к концу наши соревнования. Что нового вы сегодня узнали ? Почему птицы улетают в теплые края ? Каким кормом нельзя кормить птиц ?

Предлагаю сегодня во время прогулки понаблюдать за птицами прилетающими на наш участок.

А сейчас предоставим слово жюри для подведения итогов соревнования.

Подведение итогов соревнования жюри.

Награждение медалями участников соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Птицы – наши друзья»

Задачи:- продолжать знакомить с зимующими птицами, изучать их особенности;- совершенствовать умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;- развивать умение грамматически правильно строить...

Досуг в подготовительной группе "ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ"

Цель. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе через синтез искусств. Задачи.Учить эмоционально откликаться на знакомые муз. образы. Совершенствовать вокальные и танцевальные навыки. Ра...

Проект по организации работы детьми подготовительной группы "Птицы – наши друзья".

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос...

Педагогический проект совместной деятельности в младшей группе «Птицы – наши друзья»

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Птицы – наши друзья

Закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам; воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних условиях, развивать умение ...