Картотека игр по экологии
картотека по окружающему миру

Орлова Ольга Анатольевна

Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни животных и растений.Игры направлены на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр по экологии40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по экологии для младшего школьного возраста

«Угадай правило»

Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Материал:рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу, не мусори и др.

Игровое действие:педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила. После усвоения правил рисунки используются для обозначения действий на экологической тропе.

«Экологический светофор»

Цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы.

Материал:3 кружка: красный, желтый, зеленый. Картинки: мальчик выбрасывает мусор на улице, мальчик гуляет с собакой, мальчик ловит бабочек, мальчик белит дерево, мальчик сажает цветы, мальчик делает кормушку и т.д.

Ход игры: 

Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.

Зеленый цвет-помощник природы, её настоящий друг.

Красный цвет-стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.

Желтый цвет+будь осторожен! Не нанеси вреда.

«Настроение природы»

Цель: формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей связную речь.

Материал:картинки изображающие настроение «природы».

Ход игры:

 Детям предлагается картинка- «настроение природы», плохая или хорошая ситуация в природе. Дети должны объяснить настроение природы.

«Магазин «Цветы»

Цель:учить находить, называть и описывать комнатные растения по характерным признакам.

Материал:комнатные растения.

Ход игры: 

Выбирается продавец, у которого магазин «Цветы» (на столе расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное растение, не называя его. Продавец должен узнать растение, назвать его и выдать покупку. Можно предложить образец описания.

Сюжетно-ролевые игры по экологии

«Катя в магазине»

Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.

Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и отправляйтесь в магазин».

Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Картотека дидактических игр по экологии для старшего школьного возраста

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

  • голубая ткань или бумага (пруд),
  •  несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход игры:

 детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Материалы и оборудование: мяч.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы

«Цепочка»

Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением объекта живой и неживой природы.

Ход игры:

     У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

Цель: развивать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением животных,
  • карточки с изображением мест обитания различных животных.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Сюжетно-ролевые игры по экологии

«Посещение животноводческой фермы»

     Цель: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.    

     Задачи: ознакомить детей с трудом животновода; воспитывать интерес и доброе отношение к животным.

 Ход игры.

    Воспитатель в группе или другом помещении устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.

Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.

Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.

Примечание. Если ИОС проводилась в группе, педагог может не разбирать сооруженные фермы, дошкольники воспользуются им для самостоятельной игры.

«Тайна лесной поляны»

    Цель: уточнение представления детей о лесе, о поляне;

    Задачи: показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать Доброжелательное отношение ко всему живому.

Ход игры. 

В помещении группы (или зале) создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты - зеленое покрытие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручеек». По краям покрытия можно поставить макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т. д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Воспитатель предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает внимание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет. Рассказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы.

В конце путешествия знакомит детей с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками, предлагает расставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фотографировать» птиц и зверей, а в свободное время проявить «фотографии» (сделать рисунки), оформить выставку.

Экологическая сюжетно-ролевая игра «Мы – спасатели»

Задачи:

- формировать знания детей о профессиях пожарных, спасателях, о ветеринарных врачах;

- развивать умение принимать образ спасателя, выполнять разнообразные действия с атрибутами спасателей;

- развивать связную диалогическую речь, логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: макеты деревьев; вёдра; атрибуты для игры «Больница»; макет автомобиля; спортивное оборудование: наклонная доска, маты, перекладина, дуга.

Предполагаемые роли: врач; ветеринары; спасатели; санитары; пожарные.

Организационный момент

Дети смотрят мультфильм по телевизору, вдруг мультфильм прерывается и звучит сообщение:

Внимание! Внимание!

Тревога! В лесу пожар

Звери и птицы попали в беду!                              

Требуется срочная помощь!

Воспитатель: Дети, нужна помощь! Поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда спасатели, пожарные, врачи – срочно на выезд!

(диалог пожарных)

Пожарный: Есть на выезд!

Воспитатель: Приготовиться к тушению пожара.

Пожарный: Есть приготовиться к тушению пожара!

Воспитатель: Надеть спасательные костюмы!

Спасатель: Есть надеть спасательные костюмы!

Воспитатель: По машинам!

Спасатель: Есть по машинам!

(Дети надевают костюмы, халаты и идут в лес.)

Воспитатель: Медики, приготовиться к приёму пострадавших зверей и птиц. (место пожара)

Воспитатель: Приступить к тушению пожара!

(Дети разворачивают рукава, начинают тушить).

Воспитатель: Первый! Первый! Я – пятый! Как слышите?

Пожарный: Пятый! Пятый! Я – первый! Слышу вас хорошо.

Воспитатель: Доложите обстановку!

Пожарный: Сильное задымление. Плохая видимость. Тушу деревья. Пострадало много зверей и птиц. Нужна помощь спасателей.

Воспитатель: Спасатели! Срочно приступить к работе! Животные нуждаются в вашей помощи!  

Спасатели: Вас поняли, приступаем к работе!

Спасатель: - Посмотри белочка! Сейчас мы ей поможем! (несут в больницу)

Спасатель: - А вот лисичка! Посмотри, у неё хвостик обгорел. (несут в больницу)

Спасатели: Маму – белку спасли, а вот и бельчонок. Сидит, бедненький, дрожит. Давай отнесём его в ветеринарную лечебницу!

- А зачем? Он же не пострадал?

- Там же его мама. Без нее он погибнет!

Воспитатель: Прием! Прием! Доложите, как идёт спасение зверей? Кого уже удалось спасти?

Спасатели: Спасли белку с бельчонком и лисичку.

Воспитатель: Продолжайте работать!

Спасатели: Посмотри, а вот зайчик. У него обгорело ушко. Ой, да у него обгорели оба ушка. Скорее надо вести его в больницу! (несут в больницу)

Спасатели: Смотри, кого я нашел! Да это же медвежонок. Он плачет. Наверное, потому, что потерял свою маму. А может ему больно? Давай посмотрим. Конечно больно, ведь у него болит спинка. (несут в больницу)

6) Спасатели: А это, кто забился в уголок? Смотри, олененок! Он еще совсем маленький!      У него сломана ножка. Сейчас мы тебе поможем. (несут в больницу)

Воспитатель: Прием! Прием! Спасатели, доложите обстановку!

Спасатели: Пятый! Пятый! Докладываю: спасение зверей закончено.

Воспитатель: Хорошо. Возвращайтесь на базу.

(Пожарные снимают красные «огоньки» и складывают их в корзину)

Воспитатель: Пожарные прием! Как дела с тушением пожара?

Пожарный: Тушение пожара в лесу закончено.

Воспитатель: Хорошо! Пожарные рукава свернуть.

Пожарный: Есть свернуть пожарные рукава!

Воспитатель: Пожарным вернуться на базу.

Ветеринарная лечебница.

Воспитатель: Алло! Алло! Прием, я руководитель. Прошу соединить меня с главным врачом ветлечебницы. Как обстоят дела с пострадавшими животными?

Врач: Я главный врач веет. лечебницы. Докладываю: «Всем пострадавшим животным оказываем необходимую медицинскую помощь».

Воспитатель: Лекарств, бинтов, инструментов хватает?

Врач: Да, все необходимое есть.

Воспитатель: Продолжайте!

Пожарные и спасатели ставят машины на стоянку, берут угощения и идут проведывать больных зверей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Снова какое – то объявление! Последние новости. Давайте послушаем.

По телевизору: Последние новости! Объявляем благодарность детям детского сада «Дюймовочка» за спасение зверей и тушение пожара! Наградить всех, кто принимал участие медалями «За отвагу и мужество».

Воспитатель награждает детей медалями, жмет руку.

Экологическая сюжетно-ролевая игра «Экологическая служба спасения: спасаем лес от мусора»

Задачи: 

- создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом;

- расширять представления детей о гуманной направленности работы службы

спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях;

- развивать речь детей, обогащая новыми словами.

Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от помощников планеты Земля, они приглашают ребят сходить в лес и собрать вкусную и полезную землянику, но когда приходят на место, то видят кругом мусор. Что же делать?

Роли: спасатели, водители, врачи, лесные жители, попавшие в беду.

Оборудование:

- набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;

- символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;

- использование атрибутов из других игр, например, «Скорая помощь», «Полиция».

Примерные игровые действия:

1. Вызов по тревоге спасателей. (дети надевают атрибуты: шапочки, повязки и т. д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток)

2. Осмотр места происшествия, ориентировка на местности.

3. Распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения.

4. Спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; (по задумке детей.)

5. Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.

Экологическая сюжетно-ролевая игра «Экологическая служба спасения»: спасаем реку»

Задачи:

- создать условия для проведения игры;

- расширять представления детей о гуманной направленности работы службы

спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях;

- познакомить с профессиями спасателей;

- развивать речь детей, обогащая новыми словами.

Игровой материал: конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки, костюм и маска для водолаза.

Игровые роли: спасатели, водолазы, водители, врачи, экологи, речные обитатели, попавшие в беду. Также можно включать дополнительную роль журналиста.

Мотивация к игре: дети получают письмо от девочки Маши, где сообщается, что ее любимая речка в беде. Ребята решают помочь Маше.

Методические рекомендации: в игре воспитатель не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.

Ход игры: 

     Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать видео экскурсию на реку, вместе с детьми понаблюдать за водными ресурсами, обсудить возникающие вопросы. После этого в группе он проводит беседы «Что мы видели на реке?», «Как мы можем помочь речке?».

     Примерные игровые действия:

  1. Подбор оборудования для очистки реки: лопата, сети, грабли…
  2. Прибытие на место катастрофы (макет загрязненной реки)
  3. Распределение обязанностей.
  4. Действия спасателей: очистка реки от мусора, подкормка рыб, очистка прилежащей территории
  5. Итоговая беседа

Экологическая подвижная игра-эстафета «Спасатели приходят на помощь»

Задачи:

- способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах;

- воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу;

- формировать нравственные качества: отзывчивость, сочувствие, сопереживание;

- формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях;

- развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни.

Оборудование: мячи среднего размера по количеству детей, два бубна, шведская стенка

а, два обруча, кубики пластмассовые по количеству детей, мягкие игрушки по количеству детей.

Мотивация к игре

Вопросы к детям:

- Что можно назвать экстренным случаем? (наводнение, землетрясение, пожар, катастрофа).

- Кто придёт к нам на помощь, когда с нами случится беда? (спасатели, МЧС, пожарные).

- Какими качествами обладают спасатели? (сила, мужество, доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание).

- Хотели бы вы побывать сегодня в роли спасателей? (Да)

- Тогда отправляемся в путь, на помощь к тем, с кем случилась беда.

- Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями?  (дружная).

Дети командами встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

- А теперь пора приступить к спасательным операциям.

Эстафеты:

 «Пожарные на учении». Добежать до шведской стенки, подняться наверх, ударить рукой о бубен, спуститься, передать эстафету.

- Игрушки решили поиграть на реке на льду. Можно это делать? Правильно, нельзя. Поэтому с ними приключилась беда. Лёд раскололся, и они оказались на льдине. Им срочно нужна помощь спасателей.

«Спасатели». В позиции «паучок» надо дойти до обруча, в котором лежат игрушки, положить игрушку себе на живот и вернуться назад.

- В игрушечном городе произошло землетрясение. Под завалом оказался мишка. Необходимо разобрать завал и спасти его.

«Спасём мишку». Пролезь в обруч, пройти по верёвке, перепрыгнуть через бруски, взять 1 кубик, вернуться назад. Последний игрок берёт мишку.

- Все наши игрушки в безопасности, но в катастрофе мишка поранил лапу. Что же нам делать? Правильно, необходимо оказать первую медицинскую помощь. Как это сделать? (промыть рану водой, наложить на вату мазь, приложить к ране и забинтовать).

- Молодцы, ребята. Вы с честью справились со всеми трудностями и спасли игрушки от беды. Вы настоящие спасатели. Какие качества вам пригодились при выполнении спасательных операций? (сила, ловкость, сочувствие, отзывчивость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта        Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух.     Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...

Картотека опытов по экологии

Картотека опытов по экологии...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

картотека игр по экологии

подборка по темам...