"казанский собор"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тихомирова Светлана Васильевна

Технологическая карта к занятию по Петербурговедению в подготовительной группе "Казанский собор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazanskiy_sobor.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности.

Образовательная область

Познавательное развитие

Дата

26.02.2021

Возраст

6-7 лет

Тема

Казанский собор

Цель

Ознакомление и закрепление знаний у детей о достопримечательности родного города и истории Казанского собора.

Задачи (максимум 5 задач)

Обучающие

• Углублять и уточнять знания детей о достопримечательностях родного города;

• Познакомить детей с внешним видом и внутренним устройством собора.

Развивающие

• Развивать стремление как можно больше знать о прошлом и настоящем родного города;

• Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные 

• Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

• Воспитывать любовь к родному городу.

• Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию

Формирование предпосылок УУД

 

Познавательные

  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • умение пользоваться  простейшими  инструментами.

Регулятивные

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, клей) – сформированность мелкой моторики рук.

Коммуникативные

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • умение слушать собеседника.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнёра высказывания;  

Личностные

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;  
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение к памятникам архитектуры)

ТСО

Презентация «Казанский собор»

Демонстрационный материал

Иллюстрации и фотографии с изображением Казанского собора.

Раздаточный материал

Листы, силуэты Казанского собора, карандаши.

Методы и приемы

Методы

Приемы

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий

Показ образца.

Словесные

Рассказ педагога

Беседа.

Чтение художественной литературы

вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

пояснение;

педагогическая оценка;

беседа (по ходу просмотра презентации) .

Игровые

Дидактическая игра

выполнение воспитателем игровых действий;

создание игровой ситуации.

Практические

Моделирование

Этапы / продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

Вводная часть.

Мотивационно – побудительный 1 мин.

Активизировать внимание детей, используя игру «Пожалуйста».

Правила игры:

Водящий просит игроков выполнять разные движения - поднять руки вверх, попрыгать, присесть. Но игроки выполняют команду, только если водящий произносит слово "пожалуйста".

Если водящий не называет вежливое слово, то движение выполнять не надо.

Дети играют в игру.

Привлечение направленного внимания.

Проблемная ситуация 2 мин

Ребята, мы с вами отправляемся на прогулку по нашему городу. Кто мне скажет, в каком городе мы с вами живем? Слайд 2

Сейчас мы оказались на главном проспекте Санкт – Петербурга, правда я совсем забыла, как он называется, кто мне напомнит? Слайд 3

Шагаем мы с вами по Невскому проспекту и внимательно смотрим по сторонам, красивые здания по обеим сторонам нас окружают. Вот мы приблизились к одному великому памятнику архитектуры (показ демонстрационного материала). Кто знает, какое название носит этот памятник архитектуры? Слайд 4

Ответ детей: Санкт – Петербург.

Ответ детей: Невский проспект.

Ответ детей: Казанский собор.

Внутренняя мотивация на деятельность

Основная часть. Восприятие и усвоение нового или расширение имеющихся представлений  15 мин

Сегодня я расскажу вам историю Казанского собора. Построен он на Невском проспекте двести лет назад, тогда, когда еще не было ни вас, ни ваших мам и даже бабушек с дедушками.

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была деревянная церковь Казанской Божией Матери.

 Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) стала заметным украшением Невского проспекта. 2 июля 1737 года сюда перенесли икону Казанской Божией Матери.  По хранимой здесь иконе его в народе стали именовать «Казанским».

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором.

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта.  

Во второй половине XVIII века император Павел I, путешествуя по Европе, приехал в Россию в восхищении от величия и красоты собора Святого Петра в Риме.

Слайд 5

Государь пожелал, чтобы такой же храм построили в Петербурге, и объявил конкурс на проект собора, который заменит обветшавшую церковь Рождества Богородицы. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери – главная реликвия страны.

 Слайд 6

 Проект молодого талантливого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, отвечающий требованиям императора, получил одобрение царя. Слайд 7

 Строить храм решили на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток, что осложняло планы архитектора: к парадному проспекту оказался обращенным боковой фасад собора. Проблему Воронихин решил гениально. К боковому фасаду зодчий пристроил величественную полукруглую колоннаду, зрительно превратив боковой фасад в главный. А 96 колонн, поставленных в 4 ряда, напоминали о соборе Святого Петра в Ватикане, чего и желал Павел I. Слайд 8

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал новый император — Александр I.

Строили храм 10 лет. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил новый Казанский собор.
В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. При торжественном освящении Казанского собора графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. На церемонии его открытия А.Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
Слайд 9 

Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью. Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику.

Слайд 10

 Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.

Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра. Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года.

 После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен.

13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. Слайд 11

В 1837 году рядом с собором открыты памятники русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.

Слайд 12

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.  В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора. 

В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.

Слайд 13

И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.

Слушают рассказ воспитателя, смотрят презентацию.

Знакомство с новым материалом.

Динамическая пауза  3 мин

Физкультминутка.

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда, ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Практическая часть  10 мин

Предлагаю вам изобразить Казанский собор на листах бумаги. Вам надо вспомнить, какие памятники находятся около собора, поместить их на свои места, нарисовать сквер перед собором.

Выполняют работу самостоятельно.

Развитие творческих способностей, ориентировка в пространстве.

Гимнастика для глаз 1 мин.

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Выполняют гимнастику.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости глаз.

Заключительная часть. Рефлексия  1 мин

- Я предлагаю вам сказать пару слов о том, что вы сегодня узнали и что вам понравилось!

- Сегодня мы с вами более подробно узнали о Казанском соборе, достопримечательности нашего города.

- Я всех вас благодарю за внимание и за старание. Наше занятие подошло к концу.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Осознание себя участником образовательного процесса. Обмен впечатлениями от работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Собор Покрова Богородицы. Собор Василия Блаженного».

Цель: познакомить детей с архитектурным памятником – Собором Василия Блаженного.Задачи: расширять представления детей о Российских архитектурных строениях, известных на весь мир; дать знания о истории...

Казанский собор

Презентация к занятию по петербурговедению...

«На Невском, где все восхищает наш взор, стоит грандиозный Казанский собор»

Чудесный и красивый город Санкт - Петербург, с которым несомненно нужно знакомить юных петербуржцев. Сегодняшняя остановка - Казанский собор....

Знакомьтесь, Казанский собор!

Знакомство детей с Казанским собором в городе Санкт - Петербурге....

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собора

Методическая разработкаМастер класс для воспитанников старшей группы  по изготовлению макета  Казанского собораСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н. Цель: ознакомление и закрепление знани...

Презентация : Казанский собор

Презентация : Казанский собор                                     Дата проведения:18.05.2023...

Изучение прекрасного собора Санкт-Петербурга- Исаакиевского собора

Ребята старшей группы, сегодня узнали что, 8 июля (н. ст.) 1819 года принято считать днем рождения Исаакиевского собора, крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор сегодня пр...