Экологический проект "Елочка - зеленая иголочка"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Экологический проект для воспитанников среднего дошкольного возраста совместно с родителями и педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elochka_2021.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»

городского округа г. Бор Нижегородской области

Экологический проект

 «Елочка – зеленая иголочка»

(по сказке В.Г. Сутеева «Елка»)

(снежные постройки, оформление группы и веранды на участке)

                                                               

Творческая группа:

  руководитель - Рябинина Т.Е, воспитатель,

  члены группы:

- Хохрякова Е.С., воспитатель,

- Сундарева Ю.С., помощник воспитателя,

- Балабонина Ю.В. и Терехина Н.А. - родители.

                                                                 

                                                                 

г.о.г. Бор

2021-2022 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

Елочка – зеленая иголочка

Вид проекта:

Экологический, общественно-полезный, исследовательски-творческий, краткосрочный

Продолжительность:

01.12.2021 – 01.02.2022

Постановка проблемы:

Привлечение внимания родителей к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми в зимний период.

Проблемные вопросы: 

- Для чего нужны елочки в лесу?

- Чем можно заменить настоящую елочку в Новом году на праздник?

- Сколько елочек можно спасти в нашем детском саду за один год?

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми в группе и на прогулке в зимнее время.

Воспитание у детей экологической культуры, направленной на гармоничное взаимодействие человека с окружающей природной средой.

Задачи проекта:

- Спроектировать и создать развивающую среду для всестороннего развития детей в зимнее время на прогулке;

- установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

 - формировать привычку здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взрослых;

- развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок и снежные постройки по  мотивам сказок.

Руководитель:

Рябинина Т.Е., воспитатель.

Творческая группа:

- Хохрякова Е.С., воспитатель,

- Сундарева Ю.С., помощник воспитателя,

- Балабонина Ю.В. и Терехина Н.А. - родители.

Участники проекта:

педагоги,  воспитанники, родители  (законные представители) воспитанников.

Формы реализации проекта:

- Наблюдение за елями на территории детского сада.

- Беседы. Развлечения у Новогодней елки

- Оснащение РППС.

- Чтение сказки В.Г. Сутеева «Елка», стихов о елке, зиме и новом годе.

- Работа с родителями.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Зима — волшебница» - так называют это время года наши дети. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе.

В среднем дошкольном возрасте представления детей о неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание окружающей действительности и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

В МАДОУ детском саду № 21 «Ладушки» сохраняется многолетняя добрая традиция превращать территорию детского сада в снежную сказку, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.  

       Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому без привлечения родительской общественности не обойтись. И благодаря совместным усилиям педагогов, воспитанников и их родителей снежные постройки обязательно появятся на игровых площадках детского сада.

О елке – новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта.

Лесная тень, лесная тишь,

Полным полно чудес,

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка эта – лес.

Ты эту сказку сохрани,

Люби, жалей и береги.

Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. По обычаю, встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи – как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку.

С давних пор Новый Год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – «новогоднее дерево». Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор.

Для создания благоприятных условий воспитательно-образовательной работы с детьми в группе и на участке во время прогулки в зимнее время творческой группой был разработан проект «Елочка - зеленая иголочка».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня она, как ребенок,

В лесу на опушке стоит,

А завтра – нарядна и колка-

В квартире народ веселит.

Но после волшебного бала

Забудут ее – как всегда.

Она пожелтела, опала…

Она умирает… Беда…

Зачем же губить понапрасну

Зеленую эту красу?

Она была так прекрасна

В зимнем белом лесу.

Всем известно, что Новый год - самый радостный, красивый, волшебный праздник. Начиная с 1700 года по приказу Петра I, мы отмечаем его 1 января праздничными гуляниями, шествиями, хороводами. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение, дарит нам неповторимый аромат леса.

Но отшумит праздник, погаснут яркие огни фейерверков и гирлянд, и сотни тысяч ёлок, ещё недавно таких красивых и нарядных, превращаются в самый обыкновенный мусор. А ведь это были молодые 15 – 20-летние деревца, которые могли бы превратиться в могучих лесных великанов. На сегодняшний день актуальная проблема, это чтобы новогодние красавицы не валялись на свалках.

Актуальностью проекта  является: создание условий для укрепления связи с семьями воспитанников группы, творческого подхода к формированию снежных построек на участке для проведения зимних прогулок и оформлению группы для создания праздничного настроения.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В ходе разработки проекта возникли проблемные вопросы, которые постараются рассмотреть и исследовать участники данного проекта:

- Для чего нужны елочки в лесу?

- Чем можно заменить настоящую елочку в Новом году на праздник?

- Сколько елочек можно спасти в нашем детском саду за один год?

Привлечение внимания родителей к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми в зимний период.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми в группе и на прогулке в зимнее время.

Воспитание у детей экологической культуры, направленной на гармоничное взаимодействие человека с окружающей природной средой.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- Спроектировать и создать развивающую среду для всестороннего развития детей в зимнее время на прогулке;

- установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

 - формировать привычку здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взрослых;

- развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок и снежные постройки по мотивам сказок.

ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

- Социально-коммуникативное развитие,

- Познавательное развитие,

- Речевое развитие,

- Художественно-эстетическое развитие,

- Физическое развитие.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Воспитанники должны уметь выделять ель из ряда других деревьев, знать ее отличительные особенности;

- Знать стихотворения и песни о елочке;

- Различать характерные признаки предметов различными анализаторами, бережно и с любовью относится к природе.

- Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

- Сокращение использования живых елей в новогодние праздники.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этап проекта

Совместная деятельность

1 этап: информационно-подготовительный

  • Формулируется проблема, цель и задачи проекта.
  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Предварительная работа с детьми по теме.
  • Ознакомление родителей воспитанников с проектом.
  • Анкетирование родителей
  • Родительское собрание по теме
  • Беседа «Лес - наши легкие, наша жизнь»

2 этап: организационно - практический

  • ООД «Елка»
  • ООД «Новогодняя красавица» (аппликация)
  • Экскурсия по территории детского сада «Желанная гостья, живи ты у нас!»
  • Организация выставки совместных работ детей и родителей.
  • Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Любимая традиция – новогодняя ёлка»
  • Чтение художественных произведений по теме
  • Разучивание песен про елочку
  • Разучивание стихотворений про ёлку.
  • Цикл наблюдений за елью на прогулке.
  • Дидактические игры.
  • Консультация с родителями «Сохраните елке жизнь»
  • Презентация для детей «Для чего нужны елочки в лесу»
  • Оформление группы и участка

3 этап:

итоговый

  • Подведение итогов.
  • Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки.
  • Оценка этапов реализации проекта воспитанников.
  • Новогодний праздник у елки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.  Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Помочь детям увидеть красоту и тайну леса, научить беречь природу – стало целью данной педагогической работы.  Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Снежные постройки способствуют не только физическому развитию детей, но и положительному эмоциональному настрою на двигательную активность во время прогулки. Мы постарались сделать снежные фигуры многофункциональными, помогающие закрепить двигательные умения ребят.

При оформлении территории большое значение придавалось безопасности, функциональности и эстетичности построек.

Проект «Елочка – зеленая иголочка» с такими интересными мероприятиями обязательно отложится в памяти детей, и они будут бережно относиться к природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –  Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.
  3. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы/ С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005. 
  8. Ивянская И. Мир жилища. – М.: Дограф, 2000.
  9. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Арти, 2005.
  10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  11.  Сутеев В.Г. Елка. – М.: Детская литература, 1972.

Приложение 1.

Дидактические игры

«Наряди елочку».

Оборудование: 3 елочки, картонные елочные шары (по 4 красного, синего, желтого цвета, обратная сторона шаров белая с изображением капусты, моркови, веточки с листочками, гриба, шишки, орешка, сосиски, блюдечка с молоком, рыбы); игрушки: белочка, зайчик, медвежонок, котенок, банты красного, синего и желтого цвета.


Цель: развитие речевой и познавательной активности.
Задачи:

  • закрепить представления детей о традиции украшения елки игрушками;    
  • развивать умение различать цвета, развивать элементарные умения группировать предметы по цвету и зрительно его соотносить;
  • расширять словарный запас, активизировать в речи признаки: большой, маленький, называть игрушку, выделяя её характерные признаки (у зайца длинные ушки и т.д.);
  • закрепить названия цветов, уметь употреблять предлоги;
  • развивать мелкую моторику рук.


Ход игры:

На столах стоят елочки, в стороне спрятаны игрушки с завязанными на них бантами. В коробке перемешаны елочные шары. Воспитатель достает игрушки, дети называют их. Обговариваем внешний вид игрушек, их размер. Игрушка располагается под елкой, дети говорят, где сидит Белочка, Зайчик или Мишка.

Воспитатель: «У Зайки, Белочки и Мишки праздник. К ним скоро придет Дед Мороз. Они нарядились, повязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? (красного) Какого цвета бантик у Белочки? (синий). А какой бантик у Мишки? (желтый) Игрушки у нас нарядные и очень хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста, повесим на елочку Зайчика все шарики, такого же цвета как его бантик (шары красного цвета) Какие шарики нам надо повесить на елочку Белочки (все синие шарики), а на елочку Мишки? (все желтые шарики)» 

При затруднении детей обращаем их внимание на цвет бантика, сидящей под елкой игрушки. «Смотри, у Зайчика красный бантик, значит, ему нужен красный шарик» Дети самостоятельно вывешивают шары на елку.

«Чудесный мешочек».

Цель: воспитывать у детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ход игры:

Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

Тот, кого вызывают, должен отгадать, что положили в мешочек. В начале игры воспитатель просит хорошо рассмотреть игрушки и запомнить их.  Далее ребенок отворачивается. Воспитатель кадет игрушки в мешочек, ребенок потом отгадывает, что туда положили. Опускает  руку в мешочек. Угадывает, что там лежит. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, угадывает её.

«Разложи  по цвету».

Цель: закрепление у детей знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.

Материал:

А) Карточки с изображением 4 предметов (яблоко, ель, шар, солнце) основных цветов. (красный, зеленый, синий, желтый).

4 кармана соответствующего цвета.

Б) Карточки с изображением 4 домов основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый)

4 крыши соответствующего цвета.

Ход игры:

Предложить ребенку (пришить) к ели карман зеленого цвета (красного, синего, желтого); домам подобрать крышу соответствующего цвета

Приложение 2.

Цикл наблюдений за елью во время прогулки.

Наблюдение 1. «Чем ель не похожа на другие деревья?»

У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель – хвойное дерево.

Наблюдение 2. Как различить ель, сосну и лиственницу?»

У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.

         Шишки ели                Шишки сосны         Шишки лиственницы

Наблюдение 3. «Чем ель на участке отличается от игрушечной ёлки?»

На улице живая ель: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки – старые опадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботится: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху.

Игрушечная ёлка маленькая и неживая, с ней можно играть.

Наблюдение 4. «Сколько лет ёлке?»

Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет (количество мутовок плюс один). Ёлочка, которой пять или семь лет, еще невысокая, ниже ребенка, которому столько же лет. Ель растет медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.

Наблюдение 5. «Как себя чувствует сломанная ёлка?»

Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой, но остается живой и продолжает расти. Боковые ветви превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая елочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать.

Наблюдение 6. «Ель очень красивое и полезное дерево».

Ель – стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк.

Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.

В свободное время воспитатель вспоминает с детьми песню «В лесу родилась елочка…», в разговоре подводит их к мысли, что эта песня устарела, так как рубить елочки в лесу не следует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зеленая елочка - живая иголочка"

Главной целью нашего проекта – сохранение зеленых насаждений в округе  детского сада в преддверии новогодних праздников. Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме и длине игл, п...

Экологическая акция «Зеленая елочка- живая иголочка».

Экологическая акция " Зеленая елочка- живая иголочка"...

Из опыта работы. Экологический проект: "Зеленая елочка-живая иголочка"

Из опыта работы.Цель: способствовать формированию экологической культуры воспитанников и их родителей....

Экологический проект «Зеленая елочка – живая иголочка»

По традиции в канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую елочку. Повсеместно открываются елочные базары. Проходя мимо них, мы наслаждаемся неповторимым хвойным ароматом, представляем себе, ...

Экологическая акция «Елочка красавица – зеленая иголочка» (номинация «Береги природу»)

Цель: формирование у жителей города Лесосибирска активной гражданской позиции, экологической культуры и ответственного отношения к природным богатствам малой Родины....

Экологический проект «Сохраним елочку- зеленую иголочку» в старшей группе

Экологический проект «Сохраним елочку- зеленую иголочку» в старшей группе...

Экологическая акция "Елочка - зеленая иголочка"

Акция имеет своей целью воспитание основ экологической культуры у младших дошкольников. В материале кратко представлены различные виды как совместной с педагогом, так и самостоятельной деятельности де...