Экологический проект "Зеленая елочка - живая иголочка"
материал по теме

Прибыльнова Ирина Александровна

 

Главной целью нашего проекта – сохранение зеленых насаждений в округе  детского сада в преддверии новогодних праздников. Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме и длине игл, по шишкам); расширить представление детей о состоянии живой природы зимой; закрепить умение  находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремиться беречь ее. Развивать наблюдательность, любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc37 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost.docx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3

Экскурсия

  Тема «Поет зима — аукает — мохнатый лес баюкает»

Задачи. Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме и длине игл, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега, с его ролью в жизни растений в зимних условиях.

Предварительная работа. Чтение: А. Вахрушев «Звуки зимы», Н. Верзилин «В лесу». Дидактические игры: «Кто живет в лесу?», «Когда это бывает?»

Беседа перед экскурсией. Чтобы заинтересовать детей предстоящей экскурсией, педагог использует игровой сюжет: Лесовичок просит детей помочь ему побывать в лесу зимой. Педагог сообщает детям цель экскурсии: куда они пойдут, зачем, что узнают, что будут собирать. Затем педагог напоминает правила поведения в лесу; Лесовичок вместе с детьми повторяет правила поведения в лесу: не нужно шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и чтобы услышать их голоса и шорохи; ходить надо по дорожкам, протоптанным в лесу по снегу; стараться не задевать кусты — зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.

Ход экскурсии Дети останавливаются на опушке леса. Педагог обращает внимание детей на красоту леса, предлагает поздороваться с ним, читает стихи.

Педагог.   Здравствуй, лес, дремучий лес,

             Полный сказок и чудес!

             Кто в глуши твоей таится?

             Что за зверь? Какая птица?

             Все открой, не утаи:

             Ты же видишь — мы свои!

              (С. Погореловский)

Педагог. Эти лесные ворота называются опушкой леса. Видите, здесь на опушке нас встретили елочки. Они приглашают нас в свой дом. Лес — это дом для растений и животных.

Дети идут по дорожке,  рассматривая заснеженный лес. Воспитатель  обращает их внимание на величавые, засыпанные снегом  ели, на сосны, поднявшие свои пышные кроны высоко, рассказывает, что лес, где растут только сосны и ели,  называется хвойным.

Педагог:  Рядом с дорожкой растут две подружки – маленькая сосна и елочка. (Педагог приглашает детей подойти  поближе и внимательно рассмотреть их хвою.) Иголки ели и  сосны — это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка - хвоинка живет долго, несколько лет, а потом падает  на землю, но ели и сосны никогда не сбрасывают хвою.  Это вечнозеленые растения, иголки у них сменяются постепенно.

Педагог. Посмотрите и скажите, чем отличаются иголки  ели и сосны и чем они похожи?

Дети. Похожи тем, что они зеленые, острые, узкие, колются.  Не похожи длиной. У елки иголочки короче, а у сосны длиннее.

Педагог. Правильно, а если еще внимательнее посмотреть, то можно увидеть, что у сосны хвоинки не только длинные,  но они прикреплены к ветке по две хвоинки сразу, а у елочки по одной.

Затем педагог обращает внимание детей на кору деревьев.

 Педагог. Посмотрите на большую сосну и скажите, какой у нее ствол, какого цвета кора и какая она, а теперь сравним ее с корой ели.

Дети:  Ствол у сосны толстый, прямой, высокий, кора  иного цвета, а внизу коричневая, толстая, шершавая. У ели ствол плохо виден под ветками, он весь коричневый.

Педагог. Да, верно, подойдите поближе, потрогайте кору. Понюхайте, сравните еще раз.

Проводится игра: «Найди по описанию».

Лесовичок обращает внимание детей на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем: следы,  осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки,

сброшенные шишки.

Педагог рассказывает детям о  том, как важен  снег для растений в зимних условиях.  Воспитатель:  В народе говорят: «Белее зима - зеленее лето», «Снег холодный,  а от стужи укрывает». Под снегом земля отдыхает, растения спят глубоким сном. Снег укрывает от мороза растения, жучков, зверушек в их норках. Под снегом тепло и уютно. Давайте раскопаем снег и посмотрим, что под ним.

Педагог раскапывает снег с подветренной стороны у большой разлапистой ели. Дети видят под снегом ярко-зеленый мох, рассматривают его, трогают руками и снова закапывают снегом, чтобы ему было тепло до самой весны.

Лесовичок предлагает собрать со снега несколько шишек и рассмотреть их. Вот эти длинные, узкие шишки - от ели, а небольшие округлые - от сосны. Дети рассматривают, сравнивают по длине, размеру, цвету, запоминают.

Педагог. Посмотрите на большую ель, видите, как много на ней шишек? В каждой шишке много семян. Семена ели и сосны — любимое лакомство лесных жителей — клестов и дятлов, белок и мышей.

                    Спросите у белки и скажет она:

                     «Сосновая шишка отменно вкусна».

                     Спросите синицу, ответит синица,

                   Что с белкою можно вполне согласиться.

                           (Ю. Ефремов)

Педагог. Хвойный лес зимой не только кормит зверей и птиц, но и спасает их от холода. Зимой в нем не бывает ветра. В морозы в гуще молодых сосенок тепло и тихо. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми сосновыми веточками.

Воздух в хвойном лесу всегда чистый, потому, что запах сосны и ели убивает микробов. Из смолы и хвои люди делают лекарства. Из толстых еловых бревен люди строят теплые деревянные дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей. У ели самая звонкая и певучая древесина, поэтому из нее делают скрипки, балалайки и другие музыкальные инструменты.

Педагог: Наша  экскурсия заканчивается.

                       Даже елки мы вначале

                       От сосны не отличали.

                        Раз торчат иголочки —

                         Значит, это елочка!

                        А когда на ветку ели

                       Мы получше посмотрели,

                        Оказалось, что она

                       Не такая как сосна.

                       (С. Погореловский)

Педагог: Лесовичок,  мы очень много увидели, узнали о твоем лесе. Нам  очень понравилось. Да, дети? (Реплики детей.) Давайте попрощаемся с лесом и отправимся в детский сад.

                          Лес дремучий, до свиданья!

                           Ты расти на радость людям!

                           Мы дружить с тобою будем,

                            Добрый лес, могучий лес,

                              Полон сказок и чудес!

                             (С. Погореловский)

На  обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, пословицы, поговорки о лесе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция «Зеленая елочка- живая иголочка».

Экологическая акция " Зеленая елочка- живая иголочка"...

Экологическая акция "Елочка - живая иголочка".

Экологическая акция "Ёлочка - живая иголочка" направлена на формирование бережного отношения к ели....

Презентация на тему "Елочка - живая иголочка"

Презентация направлена на фомирование экологической культуры детей и родителей....

«Зеленая елочка – живая иголочка»

Экологический проект «Зеленая елочка – живая иголочка» Актуальность реализации проекта «Зеленая елочка – живая иголочка» очевидна. По традиции в канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую е...

Презентация "Зелёная елочка - живая иголочка" (экологический проект)

Цель проекта:  формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам , повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей....

Из опыта работы. Экологический проект: "Зеленая елочка-живая иголочка"

Из опыта работы.Цель: способствовать формированию экологической культуры воспитанников и их родителей....

Экологический проект «Зеленая елочка – живая иголочка»

По традиции в канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую елочку. Повсеместно открываются елочные базары. Проходя мимо них, мы наслаждаемся неповторимым хвойным ароматом, представляем себе, ...