Конспект открытого занятия "Прохождение экологической тропы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сотникова Людмила Васильевна

игра-путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 127»

Конспект открытого занятия

 в старшей группе

«Прохождение экологической тропы»

Воспитатели: Лантрат И. А.

          Сотникова Л.В.

2021г.

«Прохождение экологической тропы»

Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.

Цель: обобщить знания детей об окружающей среде, научить детей различать и называть растения, расширить представление детей об объектах экологической тропы, а также его сезонных изменениях в природе, систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.

Задачи:

  1. Расширить и закрепить представления детей о сезонных изменениях  в природе, сформировать у детей интерес к природе, желание активно познавать природные субъекты, уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
  2.  Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
  3. Сформировать бережное отношение к окружающей среде, приобщить к культуре общения с природой.
  4.  Воспитать у детей стремление охранять  и сохранять природный мир, следовать простым правилам во взаимоотношениях с природой.

Материалы и оборудование: объекты экологической тропы (берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень, спортивный инвентарь для выкладывания экологической тропинки)

Предварительная работа: наблюдение за птицами, рассматривание, изучение деревьев и их компонентов, растущих на участке, разучивание стихотворений об осени

Методы и приёмы: Сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание.

Ход занятия

Организационный момент (дети заходят в зал, становятся в полукруг)

Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями.

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!        

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах , как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!».

Грустит глубокая река, Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас , береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

Ты береги нас, береги!

-О чём говорит поэт в этом стихотворении? (Ответы детей)

Основная часть

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?

Дети: Это лес, деревья, реки. Моря, почва, воздух.

Воспитатель:: Да, ребята. Это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, всё живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.

Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?

Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.

Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, даёт всё необходимое для жизни.

А человек что делает для природы?

Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить отправиться в гости к природе и посмотреть, нужно ли ей чем-то помочь? Согласны? А вы любите путешествовать ? А  правила поведения в природе помните?  (Ответы детей) Тогда в путь!

Но мы с вами будем не только путешествовать, но и собирать странички Книги Природы. Дело в том, что в лесу был сильный ветер и странички Книги разлетелись по всему лесу. И наша задача собрать их.

Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмёмся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Зовёт своей листвой. ( Звучит музыка «Звуки леса») (идут змейкой)

Воспитатель:: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?

Дети: Чистый, свежий.

Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?

Дети: Да, отличается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потомучто в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель: Давайте все вместе вдохнём глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем, руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили, и ещё раз повторили.

А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей)

Воспитатель:Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте нос рукой. Вы можете дышать ? Почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить. Кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы). Ребята, путешествовать по лесу небезопасно, можно и заблудиться.

 Сейчас я вам загадаю загадку,  и вы поймёте, кто нам будет помогать в нашем путешествии.

 Очень добрый старичок по лесу гуляет

Он природу охраняет, он леса нам бережёт,

Браконьеров прогоняет, а зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек. (Дед Лесник).

Дети здороваются с дедом Лесником.

Дед Лесник: Здравствуйте, ребята! Меня зовут дед Лесник, меня так называют, потому что я живу в лесу и знаю много тайн и секретов природы.

Воспитатель: Дед Лесник, наши ребята очень любознательные, они очень хотят узнать все секреты природы, правда ребята? (ответы детей)

Дед Лесник: Ребята. А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Дед Лесник: А кто мне может рассказать стихотворение про осень?

Дети: Осень лисьим шагом

Крадется по оврагам,

Вдоль речек и речушек

И вдоль лесных опушек.

Крадется, и при этом

Всё красит лисьим цветом;

Берёзка стала желтой,

Рябина стала рыжей,

И покраснели клёны.

А осень ближе, ближе…

Она прогонит лето.

Как печально это! (И. Токмакова «Осень»)

Дед Лесник: Какие же вы молодцы! Порадовали меня! А теперь следуйте за мной ( ведёт по тропинке, подводит к деревьям)

Я для вас приготовил загадки, попробуйте их отгадать:

Белоствольные девицы

Дружно встали у тропинки,

Книзу веточки склонили,

А на веточках серёжки повисли. (берёза).

Ствол могучий! Крона в тучах.

В кроне жёлуди видны.

Ведь не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны. (Дуб)

Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках – круглый год! (Ёлка)

В гроздьях горьких ягод красных

Нарядилась, как на праздник.

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых …(рябинка)

Будто рыженькая свечка,

На холме стоит у речки.

Растрепалась ото сна

В иглах, в шишечках… (сосна)

Дед Лесник: А какие же деревья растут на территории вашего детского сада?

Дети: Березы, рябины, каштаны, ели, тополя, клены

Дед Лесник: Молодцы! Все мои загадки отгадали. А может теперь отгадаете от какого дерева листочек? (Дети отгадывают и находят страничку от Книги Природы)

Дед Лесник: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка

Листопад, листопад, листья жёлтые летят, (Дети берут листочки и   разбегаются в разные стороны),

Ветер дунул: раз- два-три, оторвались от земли(дети разбегаются в разные стороны),

Мы взлетели высоко, но до неба далеко.

Покружились и опять опустились наземь спать(дети садятся на корточки).

Дед Лесник по экологической тропинке приводит детей к клумбе.

Ребята, а вы знаете , как называются цветы, которые растут на клумбе? (ответы детей).

Воспитатель: как вы думаете зачем люди сажают цветы на клумбах?(ответы детей).

Клумбы тоже бывают разных размеров и разной формы: и круглой, и квадратной.

Дети находят следующую страничку из Книги Природы.

Дед Лесник дальше ведёт ребят по экологической тропинке и подводит к дереву со скворечником.

Дед Лесник: а вы знаете, кто живёт в этом домике? ( показывает на скворечник).

Дети: Да, птицы.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель обобщает ответы детей

Воспитатель: Дети, а вы знаете, какие птицы улетают последними на юг?

Лебеди. Поздней осенью они собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до весны. Черные и белые лебеди занесены в Красную книгу.

Дед Лесник: Молодцы дети! И с этим заданием вы справились.

Дети находят третью страничку из Книги Природы.

Дед Лесник ведет дальше детей по экологической тропинке и подводит к пеньку.

Дед Лесник: Ребята, а я пришёл к вам не один (У пенька детей встречает белочка)

Белочка: Здравствуйте, ребята! Кто мне скажет, что такое пень? (ответы детей)

Белочка: всё правильно, посмотрите, когда – то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а потом его спилили. Вместо этого остался пень. Как вы думаете, живёт ли кто-то на пеньке? (ответы детей)

Белочка: правильно, ребята, в пеньке прячется очень много маленьких букашек и жучков, они забираются в пенёк и живут там весь холодный период, зимой это их дом. Из пенька может вырасти травка, цветок и даже грибочек.

Белочка : а сейчас отгадайте мою загадку:

Хоть вкусна, да не малина,

С терпким вкусом – не калина,

Дрозд, снегирь, другая птица

Могут ею угоститься

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос. (Рябина)

Белочка : Правильно, ребята. Как вы догадались, что это рябина?

Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды  рябины. Эти ягоды очень любят птицы.

Воспитатель предлагает детям внимательно изучить листочки рябины. Обращает внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень (дети трут ладошки друг о друга)

Приходи! – (дети поочерёдно сжимают кулачки)

Осень, осень,  (дети трут ладошки)

Погляди ! – (дети прикладывают ладошки к щекам)

Листья жёлтые кружатся, - (дети двигают ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. – (дети поглаживают коленки)

К югу птицы полетели, -(дети скрестили ручки и пошевелили пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. – (дети постучали  пальчикам по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем – (дети делают вид)

И ботинки обуваем – (дети стучат ногами)

Знаем месяцы: - (Дети хлопают ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.- (дети показывают кулак, ребро,ладонь).

Дети находят четвёртую страничку из Книги Природы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот такие остановки мы сделали  на нашей экологической тропинке и нашли все странички Книги Природы. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?

Воспитатель: Спасибо, ребята за отличную работу! Давайте попрощаемся с дедом Лесником и Белочкой.

Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила, я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Детям вручаются эмблемы «Защитники природы!»

Дети  произносят КЛЯТВУ «Защитников природы»:

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших!

Клянусь беречь растения , высаживать деревья и ухаживать за ними!

Клянусь беречь водоёмы от загрязнения!

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде!

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект путешествия по экологической тропе.

Конспект позволяет расширить представление детей о растениях ближайшего окружения....

Конспект занятия на экологической тропинке «Путешествие в осень»

Цели: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практической применении через рису...

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

     Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

Конспект НОД на экологической тропе II младшая группа «Покормите птиц зимой.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи. Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в на...

Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.

Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...

Конспект "Путешествие по экологической тропе детского сада"

Важное место в систем накопления каждым ребенком личного опыта экологичеки правильного взаимодействия с природой ближнего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответстви...