"Путешествие во времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гусева Ирина Анатольевна МБДОУ Первомайский детский сад

Цель. Формирование у детей 4 – 5 лет осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, умения видеть прекрасное в каждом времени года.

Задачи:

  • систематизировать и расширять представления детей 4 – 5 лет о характерных признаках времен года (учить детей самостоятельно находить изменения, происходящие в жизни  растений (дерева);
  • развивать у дошкольников логическое мышление; навыкипознавательно-исследовательской деятельности, умение делать простейшие умозаключения и выводы о взаимосвязях между объектами и явлениями природы;
  • развивать представления о состояниях воды в зависимости от температуры окружающей среды средствами экспериментирования;
  • создавать условия для развития конструктивных умений (аппликация, ручной труд) в работе с природным материалом;
  • активизировать речевую деятельность воспитанников (учить отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы);
  • развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук,  координацию движений в сочетании с речью;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой, умение ценить значимость природных объектов в каждом времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vremena_goda.docx1_.docx121.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

1622242654_49-oir_mobi-p-derevo-vremena-goda-priroda-krasivo-foto-54.jpg

конспект организованной образовательной

деятельности по познавательному развитию

 с элементами экспериментирования  с детьми 4 – 5 лет

Гусева Ирина Анатольевна,

                                                                               воспитатель

2021

Тема «Путешествие во времени»

Цель. Формирование у детей 4 – 5 лет осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, умения видеть прекрасное в каждом времени года.

Задачи:

  • систематизировать и расширять представления детей 4 – 5 лет о характерных признаках времен года (учить детей самостоятельно находить изменения, происходящие в жизни  растений (дерева);
  • развивать у дошкольников логическое мышление; навыкипознавательно-исследовательской деятельности, умение делать простейшие умозаключения и выводы о взаимосвязях между объектами и явлениями природы;
  • развивать представления о состояниях воды в зависимости от температуры окружающей среды средствами экспериментирования;
  • создавать условия для развития конструктивных умений (аппликация, ручной труд) в работе с природным материалом;
  • активизировать речевую деятельность воспитанников (учить отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы);
  • развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук,  координацию движений в сочетании с речью;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой, умение ценить значимость природных объектов в каждом времени года.

Словарная работа: крона дерева, сизаль, листопад, времена года, состояние воды.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за  явлениями в природе (листопад, лужи, снегопад, таяние снега); экспериментальная деятельность на прогулке;  чтение стихов и загадок о временах года; рассматривание иллюстраций.

Оборудование: телевизор, ноутбук (презентация); дидактическая игра «Какого дерева лист» (листья деревьев из цветного картона, изображения березы и клена); зонт «Времена года» ( из четырех секторов, отображающих характерные признаки каждого времени года); разноцветные ледяные снежинки; контейнеры с водой контрастной температуры; макет дерева; природный и бросовый материал для продуктивной деятельности (сизаль, шишки, вата, скотч),  изобразительные средства.

Ход занятия

I. Оргмомент

Воспитатель.Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в сказку… Ребята, вспомните, пожалуйста, мультфильм про фею Динь-Динь. Она прилетела к нам в гости.(Звучит стихотворение из мультфильма, на экране телевизора появляется изображение феи Динь-Динь)

Воспитатель.Ребята, фея Динь-Динь, рассказала мне, что в ее королевстве под названием Времена года случилось несчастье. Злой чародей заколдовал волшебное дерево, и теперь оно не помнит, как надо вести себя в разное время года. Вы согласны помочь волшебному дереву? (Ответ детей). Мы же знаем как живут деревья зимой, весной, летом и осенью.

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:КОНКУРСЫ ПЕДАГОГОВ:ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА (ГУСЕВА И.А) :IMG_20211208_090109.jpg

С помощью волшебного зонтика, который мне дала Динь-Динь мы будем путешествовать по временам года! Итак, наше путешествие начинается, мы улетаем в сказку!

 (Звучит музыка из м/ф «Феи» «Полетели с тобой в облака».педагог приглашает детей под зонтик, вместе кружатся).

II. Зима (загадка, беседа, подвижная игра, проблемная ситуация, экспериментирование со льдом)

Воспитатель.Ребята, в каком же времени года мы очутились? Ой, смотрите, снежинка! Слушайте загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...   (Дети: Зима!)

Воспитатель(привлекает внимание детей на экран телевизора с изображением феи в зимней одежде)

- Ребята, посмотрите, а  Динь-Динь уже переоделась. как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель (обобщает ответы детей).Правильно,  зимой на улице бывает очень холодно и мы надеваем теплую одежду. Но несмотря на холод, зимой бывает много игр и забав! Какие зимние игры вы знаете? (Ответы детей)

  • Сейчас я предлагаю вам  поиграть в снежки! (Проводится игра в снежки из ваты). Ну вот мы и  согрелись.
  • -Ой, ребята, посмотрите на волшебное дерево, ему, наверно, очень холодно зимой. Как вы думаете мы сможем ему помочь? (Ответы детей)

Воспитатель.Да, мы сможем помочь волшебному дереву: зимой люди подсыпают к стволам деревьев снег, и мысогреем волшебное дерево снегом.(Дети утепляют макет волшебного дерева снегом (ватой)

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:КОНКУРСЫ ПЕДАГОГОВ:ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА (ГУСЕВА И.А) :IMG_20211207_075449.jpg

Воспитатель.Ребята, а вы знаете, что такое снег и лед? (Ответы детей).Молодцы, ребята, снег и лед - это состояние воды при низкой температуре. От мороза вода замерзает. Потрогайте лед, возьмите его в ладони и подумайте, что происходит со льдом в теплых руках? (Ответы детей)

III. Весна(проблемный вопрос,беседа о весне, продуктивная деятельность: изодеятельность и ручной труд).

Звучит музыка «Полетели со мной в облака» из м/ф «Феи». Дети собираются под зонтик. Путешествие продолжается. Педагог переворачивает макет дерева на весеннюю сторону. На экране телевизора появляется Динь-Динь в весенней одежде.

Воспитатель.Ребята, как вы думаете, почему растаял лед у вас на ладонях? (Ответы детей). Правильно, лед растаял от тепла ваших рук. Так и на улице: наступает весна, ярко светит и греет солнце, снег и лед от солнечного тепла начинают таять.  Во что превращаются снег и лед весной? (В воду) и бежит она веселыми, звонкими ручейками. Дерево весной просыпается, пьет весеннюю талую воду, и на нем появляются… А что появляется? (Ответы детей) Правильно, на дереве весной появляются молодые зеленые листочки. А на некоторых деревьях распускаются нежные весенние цветы.

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:КОНКУРСЫ ПЕДАГОГОВ:ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА (ГУСЕВА И.А) :IMG_20211207_075501.jpg

  • Ребята, давайте поможем нашему волшебному дереву стать по-настоящему весенним! Украсим его бело-розовыми цветами.
  • Самостоятельная продуктивная деятельность детей

(Дети берут заготовки из сосновых шишек в виде цветочков и раскрашивают их в бело-розовый цвет, затем прикрепляют к макету дерева на двусторонний скотч).

Вот теперь это настоящее весеннее дерево!

IV. Лето (беседа о лете, продуктивная деятельность: ручной труд, музыкальная физкультминутка, изучение свойств воды).

Звучит музыка «Полетели со мной в облака» из м/ф «Феи».

Воспитатель.Ребята, слышите, нам пора в путь.(Дети собираются под зонтик. Педагог переворачивает дерево на летнюю сторону. На экране телевизора фея изображена в летней одежде)

  • Какое время года наступает после весны? (Лето). Молодцы, ребята, какие летние приметы вы знаете? (Ответы детей).
  •  Как выглядят деревья летом? (Много зеленых листьев). Летом бывает очень жарко, и мы любим отдыхать в тени деревьев. А эта тень возникает  от кроны дерева, то есть от большого количества листьев. Ой, ребята посмотрите, на волшебном дереве совсем нет листьев… Как же помочь дереву?

Воспитатель. - Конечно, мы с вами сумеем помочь дереву! У меня есть кусочки сизаля (показывает детям). Сизаль – это, как и шишки, природный материал, ведь егозаготавливают из настоящих листьев. Вернем дереву листья!

- Совместный ручной труд педагога и детей

(Берем кусочки сизаля зеленого цвета и скатываем в комочки, затем приклеиваем к веткам макета дерева на двусторонний скотч)

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:КОНКУРСЫ ПЕДАГОГОВ:ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА (ГУСЕВА И.А) :IMG_20211207_075512-1.jpg

Воспитатель.Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем!

  • Музыкальная физкультминутка

Утром солнышко встает выше, выше, выше

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже

Хорошо, хорошо, солнышко смеется

И под солнышком всем весело живется

потянулись вверх

опустили руки, присели

хлопают в ладоши

Воспитатель. Когда солнышко светит ярко,  на улице становится жарко,  мы едем купаться на речку. Подойдите к емкости с водой, потрогайте пальцами воду. Какая стала вода летом? (Теплая).Правильно, от жаркой погоды, от высокой температуры воздуха летом вода в реке становится очень теплой.

V. Осень (загадка, беседа об осени, дидактическая игра «Какого дерева лист», исследование температуры воды, проблемный вопрос)

Звучит музыка «Полетели со мной в облака» из м/ф «Феи». Дети собираются под зонтик.Педагог берет клиновый лист, читает загадку

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

 Наступила…. осень.

Воспитатель.Правильно, ребята, пришла прохладная осень в гости, солнечные лучи стали греть слабее и вода в водоемах остыла. (Дети подходят к емкости с прохладной водой). Ребята, опустите пальцы в чашку. какая вода стала осенью? (Ответы детей).

- Верно. С наступлением каждого времени года вода в природных водоемах меняет свою температуру. От чего это зависит?

- Ребята, а в каких нарядах деревья встречают осень? (Ответы детей). (Воспитатель переворачивает макет дерева на осеннюю сторону)

- Посмотрите, ребята, листья, которые мы вернули дереву, осенью изменили свой цвет.

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:КОНКУРСЫ ПЕДАГОГОВ:ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА (ГУСЕВА И.А) :IMG_20211207_075522.jpg

Воспитатель.После того, когда все листья  на дереве пожелтеют и покраснеют, что с ними происходит? (Они падают с дерева). Верно, как это явление называется? (Листопад).Ой, посмотрите, сколько листьев  упало с деревьев! (Педагог разбрасывает листья). Давайте найдем этим листьям соответствующее дерево! (Проводится игра «Какого дерева лист»)

VI. Итог занятия (беседа о путешествии, о последовательной смене времен года, обобщение педагога)

Звучит музыка «Нам пора…» из м/ф «Феи». На экране телевизора картинка волшебного дерева«Четыре времени года».

Воспитатель.

  • Ребята, вам понравилось путешествие?
  • Что понравилось больше всего?
  • Как изменяется дерево в каждом времени года?
  • Какие состояния воды мы запомнили?
  • От чего зависит температура воды в водоемах?

Сегодня мы с вами побывали в сказочной стране «Времена года», помогли волшебному дереву. Мы вспомнили, как оно живет и изменяется зимой, весной, летом и осенью. Мы почувствовали его красоту, пользу для человека. Мы помогали дереву, играли. Мы с вами обязательно продолжим наблюдать за окружающими нас деревьями, и, конечно, будем экспериментировать и играть.

VII. Литература

  • О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой». Система работы в средней группе детского сада.
  • Л.Г. Горькова. Сценариизанятий по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Н.В. Нищева. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.  
  • Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие во времени" для детей с нарушением зрения 5-6 лет

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с нарушением зрения адрессован моим коллегам - учителям-дефектологам, студентам педвузов, родителям.Занятие «Путешествие во времени». Старшая группа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Путешествие во времени». МДОУ детский сад № 28 «Росинка». Воспитатель : Матвеева Татьяна Владимировна.

Образовательная область «Познание» (РЭМП).Интеграция с другими областями:- игровая деятельность,- образовательная область «Коммуникация»;- использование художественной литературы;- музыкальная д...

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Занятие с использованием блоков Дьенеша: "Путешествие по временам года"

Помогает научить детей  правильно, называть части, на которые обручи делят плоскость;закреплять  названия времен года, количественный и обратный счет, умение кодировать и декодировать ...

Презентация "Путешествие по временам года"

Презентация к занятию "Четыре времени года"...