Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кощеева Наталья Валентиновна

Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки ветра.

2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам.

3. Продолжать развивать речь как средство общения.

4. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства ветра.

5. Совершенствовать диалогическую форму речи.

6. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект наблюдения за явлением неживой природы в подготовительной группе.

Выполнила: воспитатель Кощеева Н.В

Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки ветра.

2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам.

3. Продолжать развивать речь как средство общения.

4. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства ветра.

5. Совершенствовать диалогическую форму речи.

6. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Материалы и оборудование: загадки о ветре, картинка флюгера, вертушки, колонка с музыкой.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, угадайте загадку:

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает,

Людей с ног сшибает, слышишь его, да не видишь его?

Д:Ветер

В: Правильно, сегодня наши наблюдения будут за ветром. Знаете ли вы, что такое ветер? Ветер – движение воздуха. Мы можем его увидеть?

Д: Он невидим.

В: Давайте посмотрим на небо. Обратите внимание, как бегут облака?

Д: То медленно, то быстро

В: А что их гонит?

Д: Ветер

В: Правильно, если ветер сильный, то облака бегут… .

Д: Быстро

В: Если ветер слабый, то… .

Д: Медленно

В: По каким признакам можно узнать, есть ли ветер на улице и как можно определить его силу?

По ветвям деревьев можно определить силу ветра?

Д: Да

В: Иногда у ветра не хватает сил заставить дрожать даже легкий березовый листик на ветке, такой ветерок называется бриз, но случается, его порывы вырывают с корнем толстые стволы крепких деревьев. Как вы думаете, как он называется? Правильно, он называется штормовой, или ураганный. Разным бывает ветер: и ласкающим тихим, и пугающе грозным.

В: Обнаружить ветер просто: можно посмотреть рябится ли вода на поверхности лужи или озера, раскачиваются ли ветки деревьев, развиваются ли полотнища флагов, бегут ли облака по небу.

В: А с помощью еще чего еще мы можем определить, откуда дует ветер?

Д: С помощью деревьев, вертушек, и палочек с ленточками

В: А определить с какой стороны дует ветер можно с помощью флюгера.

Что такое флюгер?

А теперь давайте порассуждаем вместе. Когда дует ветер – это хорошо или это плохо?

Почему ветер – это хорошо? (Потому, что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам)

Почему ветер – это плохо? (Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков).

Словесная игра «Что делает ветер».

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Послушайте стихотворение М. Исаковского «Ветер»

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Поиграл немного ветками черемух,

Пожурил за что-то воробьев знакомых

И, расправив бодро, молодые крылья

Полетел куда-то вперегонку с пылью.

Как вы думаете, о каком ветре идет речь в стихотворении? Какое время года описывает поэт?

Познавательно- исследовательская деятельность:

В: Давайте проведем эксперимент.

Мы с вами сделали вертушки – флюгеры, которые помогут определить нам, есть ли ветер на улице. (дети с помощью вертушек определяют, с какой стороны дует ветер)

А теперь давайте определим направление ветра. Какой прибор нам поможет в этом? (Компас) (Воспитатель показывает детям как определить направление ветра с помощью компаса).

Двигательная деятельность:

Игра «Северный ветер».

Какой характер у северного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной, ураганный, порывистый. Как мы называем такой ветер? – ветрище, буря, ураган, шторм.

Выбирается водящий и ему на руку привязывают синюю ленточку. Водящий встает у одной условной линии. Игроки свободно ходят или бегают по площадке (нужно заранее оговорить, до какой линии можно бегать, т. е. каковы размеры площадки для игры). По команде «Ветер» на площадку выбегает северный ветер и пытается задеть (коснуться рукой) – «заморозить» как можно большее число игроков. Игроки должны перебежать за вторую условную линию.

Игра малой подвижности:

Веселая гимнастика «Непоседа – ветер».

А теперь давайте отдохнем! И поиграем в игру «Непоседа – ветер»

Непоседа - ветер

Знает все на свете (машем руками над головой).

Знает, как поет лягушка: «Ква-ква-ква» (сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать, как она).

Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу» (ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому).

Знает, как кричит ворона: «Кар-кар-кар» (дети поднимают руки вверх и машут ими как крыльями).

Знает, как мычит корова: «Му-му-му» (дети показывают рога коровы и мычат «мууу»).

Знает, как грохочет гром (дети грохочут, как гром),

Знает, как топочет слон (имитируют шаги слона),

Знает все на свете непоседа- ветер.

Трудовая деятельность: подмести листья, которые раздул ветер. Самостоятельная игровая деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...

Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы.

Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы. Материал, который удобно использовать на занятиях и во время организованной деятельности по ФЦКМ....

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы в старшей группе

Живая природа:Цель:-закреплять знания о зимующих птицах;-формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;-воспитывать желание заботиться о них и охранять. Неживая природа:Цель:- форм...

Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа

Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа...

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы. Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы»

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы» Цель: «Формирование целос...