Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хамидуллина Людмила Васильевна

Живая природа:

Цель:

-закреплять знания о зимующих птицах;

-формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

-воспитывать желание заботиться о них и охранять.

 Неживая природа:

Цель:

- формировать представление о свойствах снега;

- закреплять знания о сезонном явлении- снегопаде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы

Тема: наблюдение за живой природой «Зимующие птицы»,  

                                     неживой природой «Снегопад»

Возрастная группа: старшая

Программное содержание:

Живая природа:

Цель:

-закреплять знания о зимующих птицах;

-формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

-воспитывать желание заботиться о них и охранять.

 Неживая природа:

Цель:

- формировать представление о свойствах снега;

- закреплять знания о сезонном явлении- снегопаде.

Оборудование : иллюстрации

Словарная работа: снегопад, лучики, сыплются, хлопьями, снег, кристаллик.

Предварительная работа:

Жив. Природа: рассматривание иллюстраций (зимующие птицы и те, что улетают в теплые края), беседа;

Нежив. Природа: рассматривание снегопада в окно и на иллюстрациях, беседа.

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

-организация детей на наблюдение;

- организация беседы по наблюдаемому объекту;

- подведение итогов

Наблюдение за живой природой:

-Организую  наблюдение (прошу подойти ко мне детей и встать полукругом):

Цель:

-закреплять знания о зимующих птицах;

-формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

-воспитывать желание заботиться о них и охранять.

В ходе наблюдения обращаю внимание на голые ветви деревьев, на которых сидят вороны. Загадываю загадку про ворону. Обращаю внимание на внешний вид, задаю также вопросы:

-какие это птицы: перелетные или зимующие?,

-каких птиц называют зимующими?,

-чем они питаются?,

-каких зимующих птиц вы еще знаете?,

-почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?,

-как человек может помочь зимующим птицам?» Рассказываю о том, почему они не улетают на юг: «Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, т.к. и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами, плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм возле жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам-синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.»

 В конце наблюдения спрашиваю,                                                                                                                                                                                                              что нового они узнали, повторяем новые слова.

Неживая природа:

- На участке собираю детей полукругом, прошу детей проверить наличие на руках рукавиц. Обращаю внимание детей на погоду, на явление погоды (снегопад). Прошу детей посмотреть на небо.

- « Снег из тучи прилетел,

   Лечь на землю захотел.

   Ищет места – не найдет,

   Задержался у ворот.»

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Посмотрите, снежинки похожи на маленькие звездочки. Можно их поймать и рассмотреть! Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. А иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики у снежинок. Снег – это очень много снежинок.

Вопросы детям:

*Почему скрипит снег?

*Где образуются снежинки? Почему?

*Какой на ощупь снег?

*Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

*Из какого снега легко лепить? Почему?

*Что такое снег?

- Ребятам было интересно разглядывать снежинки, активно

протекала беседа. Цели проведения наблюдения были достигнуты

-Дети подходят к воспитателю и обращают внимание на каркающих ворон;

-определяют- зимующие они или нет, как выглядят, чем питаются, чем люди помогают им, делают вывод почему вороны являются зимующими птицами,- называют дополнительно зимующих птиц, которых знают.

- дети встали полукругом напротив В. Проверили наличие варежек на руках. Дети смотрят на снегопад и обращают свое внимание на небо.

- Слушают стих и обращают внимание на В.

Разглядывают снежинки, сравнивают их по величине, узору и слушают В. Далее отвечают на вопросы:

*Ломаются лучики у снежинок (некоторые говорили- ломается снежинка);

*На небе, на тучках, потому что сейчас холодно и капельки замерзают, пока летят на землю;

*Снег мокрый, холодный;

*Мокрый снег бывает, когда на улице нет ветра и сильного мороза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...

Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

В данном материале содержится планирование наблюдений за обьектами природы для детей младшего возраста....

Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

В данный материал можно использовать в календарном планировании наблюдений за обьектами живой и неживой природы для детей младшего возраста....

Конспект ОД по разделу «Познавательное развитие» ознакомление с объектами живой и неживой природы в старшей группе «Путешествие по телевизионным передачам».

Цель: закрепление знаний детей о живой и неживой природе.Программные задачи:Образовательные: совершенствовать умение отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о не...

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы

Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.Задачи:1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные призна...