Наблюдения. Время года-Зима.Старший возраст. МДОУ "Детский сад № 98 "Сказка", г. Петрозаводск.Вос-ль: Анфимова Е.И.
материал по окружающему миру (старшая группа)

Анфимова Елена Ивановна

 Темы наблюдений в природе. Примерный перечень.Время года-Зима.Старший возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya.zima_._starshiy_vozrast.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

                     Варианты наблюдений в природе. Зима.

                                          Старшая группа.

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д.)    

 Наблюдение № 2

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

 Наблюдение № 3

Наблюдение за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер). Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

Наблюдение № 4

Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

 Наблюдение № 5

Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки?  (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)

 

Наблюдение № 6

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).   

 Наблюдение № 7

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Наблюдение № 8

Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Солнце в декабре светит, но не греет.

Декабрь – пора хмурого неба и рано убывающих дней.

Год декабрем кончается, а зима начинается.

В зимний холод всякий молод.

Не велик мороз, да краснеет нос.

    
Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»). 

Игра “Снежная куча”.

Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

Есть слово длинное – снегопад.

Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).

Есть слово — человек, сказочный персонаж – Снегурочка.

Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

Есть слово – цветок – подснежник.

Есть слово — птица — снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Наблюдение № 10

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Упражнение «Назови правильно»

След зайца – заячий.

След лисы – лисий.

След птицы – птичий.

След от лыж – лыжный.

След от санок – санный.

 
Наблюдение № 11

Опыт. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. Лед какой? (прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий).

 Наблюдение № 12

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Наблюдение № 13

Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

 Наблюдение № 14

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь.   (тень).

 Наблюдение № 15

Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Наблюдение № 16

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Наблюдение № 17

На метеоплощадке. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Наблюдение № 18 

Опыт со снегом. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т.д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

Дидактическая игра «Снег-хорошо, снег- плохо».

Наблюдение № 19

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Наблюдение № 20

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Приметы:

В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

Снег прилипает к деревьям – тепло будет.

Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму.

Начало февраля погожее - и весну жди раннюю и пригожую.

Теплый февраль приносит холодную весну.

То, что январь упустил, февраль подберет.

Февральский снег весною пахнет.

Февраль три часа дню прибавит.

Хоть февраль и злится, но весну чует.

Январю - морозы, февралю - метели.

Февраль богат снегом, апрель - водою.

Февраль-бокогрей - кривые дороги.

Февраль воду подпустит, а март подберет.

Вороны устроили в небе хороводы - к снегопаду.

Снегирь зимою поет - на снег, на вьюгу.

Високосный февраль - самый тяжелый месяц.

 

Наблюдение № 21

Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Игра: «Снег руками нагребаем».

Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:

Смотри, какой большой сугроб:

   Вот это у сугроба – лоб,

   Вот это – лапы, это – нос.

   «Ты кто?» - задай ему вопрос.

   И, притвориться не сумев,

   Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

 Наблюдение № 22

Наблюдение за состоянием погоды. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.

Ветер (что делает?) дует, метет, несет(снег), завывает, воет, кружит.

 
Наблюдение № 23

Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

дым из трубы столбом – к морозу;

 чем больше снега, тем больше хлеба;

 дым стелется – к оттепели;

 собаки валяются в снегу – к метели;

 птица хохлится – к непогоде;

 ярко сверкают звезды – к морозу; 

снежная зима – к затяжной весне и дождливому лету.

 

Наблюдение № 24

Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра). 

В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете?  («Бабушка Метелица» братья Гримм, «Морозко» русская народная сказка, «Двенадцать месяцев» В. Одоевский и др.)

Наблюдение № 25

Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал? (Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

Наблюдение № 26

Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев), ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

 

Наблюдение № 27

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня, сильные ветры.

Пословица: Февраль придёт, все пути занесёт.

Наблюдение № 28

Опыт. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующий день дети видят, что бутылка лопнула. Обсудить с детьми, почему это произошло, подвести детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

 

Наблюдение № 29

Продолжать наблюдение за изменением термометра. Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

     Скоком – боком, скоком – боком

     Ходит галка мимо окон.

     Ветром вся взъерошена,

     Снегом запорошена,

     Тяжелы, мохнаты провода – канаты.

     Каждый звонок, как струна, -

     Загудела вся страна.

     Сразу градусник отметил –

     Прилетел морозный ветер:

     Между черточек и точек

     Синий столбик стал короче.

 

Наблюдение № 30

Наблюдение за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

 

Наблюдение № 31

Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

 

Наблюдение № 32

Наблюдение за строением почек. Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время – смола исчезнет и почки раскроются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно интеллектуального мероприятия «Мама милая моя», посвященного Дню Матери в подг. гр. «Красная Шапочка». МДОУ детский сад №98 «Сказка» г. Петрозаводск. В-ли : Анфимова Е.И., СмирноваМ.А. Инстр. по физо: Фофанова ,муз.рук. Артамонова С.П

Праздник проводиться в конце ноября. Зал украшен разноцветными шарами,  на стене написаны слова « Мама милая моя».Участники мероприятия: дети подготовительной группы « Красная ш...

Музейное занятие.Подготовительная группа МДОУ д. с. № 98"Сказка".Г.Петрозаводск. Вос-ли: Анфимова Е. И.,Смирнова М.А.

13 февраля мы с детьми подготовительной к школе группы «Красная шапочка» в очередной раз посетили Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Тема экскурсии была: «Загадки нат...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. МДОУ д.с.№98"Сказка".Г.Петрозаводск. В-ль Анфимова Е.И.

Тема: Решение примеров, решение арифметических, логических  задач, ориентировка на листе бумаги, работа на листе в клетку.Цели: Продолжить решать примеры и арифметические задачи.Закреплять умения...

Картинно-графический план время года "Зима".(старшая группа)

Учим рассказывать по картинно-графическому плану "Зима". Развиваем внимание,связанную речь, память.....

Картинно-графический план время года "Зима".(старшая группа)

Учим рассказывать по картинно-графическому плану "Зима". Развиваем внимание,связанную речь, память.....

Наблюдение в природе. Средняя группа. Тема: «Елка на участке детского сада». МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г. Петрозаводск.Вос-ль: Анфимова Е.И.

 Наблюдение в природе. Средняя группа.       Тема: «Елка на участке детского сада».      Цель:       - Закрепить представление...