«Осень – чудная пора»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тип проекта: групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели и родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (ноябрь)

Цель: расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_-_chudnaya_pora.docx68.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                      МДОУ «Колосок»

ПРОЕКТ

«Осень – чудная пора»

                                 

2021г.

Тип проекта: групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели и родители. 

Сроки реализации проекта: краткосрочный (ноябрь) 

Цель: расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи: 

- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Ожидаемые результаты: 

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной теме;

- активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

- воспитание экологического сознания детей группы;

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

- осенние развлечение «Осень в гости к нам пришла». Выставка творческих работ.

 Актуальность:   

         Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

    Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

                       

  Этапы реализации проекта. 

Подготовительный этап: 

1.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. 2.Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту. 

3. Привлечение родителей к реализации проекта. 

Основной этап: 

Мероприятия по работе с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр мультфильмов

- Беседы

- Разработка конспектов ООД

- Рассматривание альбомов и картин

- Наблюдение

- Экспериментирование

- Сбор природного материала

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

- Дидактические игры

- Пальчиковые игры

Мероприятия по работе с родителями:

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.

- консультация для родителей «Как не заболеть осенью», индивидуальные беседы «Одежда детей в группе и на прогулке».

Заключительный этап: 

ООД «Прощание с Осенью»

Паспорт проекта

Тема проекта

«Такая разная осень»

Актуальность проекта

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

Деревья, травы, насекомые, птицы- их лучше изучать в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря, расширение кругозора детей об осени (ее основных признаках, названиях месяцев). В осенний период все вокруг меняется: и погода, и одежда людей, и природа.

Цель

Расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи

  • - расширить представления об изменениях в природе осенью;
    - развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
    - привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
    - развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • - расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
    - способствовать творческому выражению своих впечатлений;
    - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Вид (тип)

 групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный

Целевая аудитория проекта

дети, воспитатели, родители

Сроки реализации

14.09.2020г.- 05.10.2020г.

План реализации проекта

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

ООД «Что нам осень принесла»

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

ООД «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

ООД «Прощание с осенью»

Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина); рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Беседы:

«Осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

«Почему птицы улетают на юг»

Цель: закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли, гуси.

«Что изменилось в осеннем лесу»

Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.

«Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе

«Почему деревья сбрасывают листья»

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.

Ситуативная беседа:

«Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Целевые прогулки:

«Путешествие по территории детского сада».

Цель: закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.

«Осенние приметы»

Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; передавать в высказываниях свое отношение к природе.

«Мы заботимся о птицах»

Цель: формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.

Экспериментальная деятельность

«Простые опыты с природным материалом».

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.

Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

Цель: учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

«Огород-огород, очень много с ним хлопот»

Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.

"Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Чтение художественной литературы:

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Осень» (отрывок)

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку»

А. Фет «Ласточки пропали»

А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Составление рассказов об осени из личного опыта, по картинам и иллюстрациям

Словесные игры:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.

Игра: «Вершки-корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

«Осеннее путешествие в лес»

Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.

«Магазин. Хлеб»

Цель: учить творчески отражать в игре полученные знания. Продолжать учить развивать сюжет и замысел игры. Учить отражать в игре труд пекарей.

Дидактические игры:

«Времена года»

Цель:

различать изменения природы в разные времена года;

уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

«Грибная полянка»

Цель: продолжать учить распознавать и называть грибы: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, опята. Закреплять названия деревьев: дуб, осина, берёза, сосна, ель.

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.

«Когда это бывает?»

Цель: закрепить представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам.

Игры - драматизации по произведениям:

«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)

«Под грибом» (В. Сутеев)

«Мешок яблок» (В. Сутеев)

«Колосок» на стихотворения Е. Благининой.

«Репка».

Трудовая деятельность:

Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев).

Уборка опавшей листвы.

Подготовка клумбы группового участка к зиме.

Укрывание корней деревьев упавшей листвой.

Беседа:

Тема: «Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Беседы по ОБЖ:

 «Правила поведения в лесу»

Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.

Рисование « Осенний лес». «Птицы улетают на юг». «Сбор урожая».

Лепка «Сливы и лимоны» «Арбузная долька», «Грибная полянка».

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

дыхательная гимнастика «Ветерок»;

хороводная игра «Что нам осень принесла»;

П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц»;

Игра-соревнование «Кто быстрее оббежит лужи».

Беседы:

«Как одеваться осенью».

«Чтобы не болеть».

Подвижные игры:

«Листопад»

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.

«Длинная змейка»

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

«Филин и птицы»

Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.

Игры-соревнования:

 «Кто быстрее оббежит лужи»

Физкультминутки:

«Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

«Мы, листики осенние»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Пальчиковая гимнастика:

«Ветер по небу гуляет»

«Капуста»

Взаимодействие с родителями:

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских поделок.

- консультации и индивидуальные беседы для родителей «Как не заболеть осенью», «Одежда детей в группе и на прогулке».

Анализ результатов работы.

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом. Работа по проекту помогла развить у ребят группы художественный вкус, эстетическую восприимчивость. 

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Приложение:

      Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию (формирование целостности картины мира)

                «Прощание с Осенью».

Цель: обобщение представлений детей об осени.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

- Расширять представление об овощах и фруктах.

- Закреплять умение отгадывать загадки.

Развивающие:

- Развивать речь, расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

- Развитие моторики, двигательной сферы.

- Способствовать развитию любознательности и мышления, мелкой моторики.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материал:  муляжи фруктов и овощей, картинки с изображением сада и огорода, картинки с изображением фруктов и овощей, листья, картинки с изображением осенних пейзажей, 2 обруча, цветные карандаши.

ИКТ-магнитофон.

Ход занятия.

-«Прошла по лугам, по лесам, по полям

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

О каком времени года загадка?

Ответы детей.

- А после какого времени года наступает осень?

Ответы детей.

- Ребята, а по каким приметам можно узнать осень?

Ответы детей.

- Молодцы ребята. А сейчас мы с вами поиграем.

Проводится игра «Найди осенние картинки».

(на столе разложены картинки времен года, дети отбирают картинки осени и выставляют на магнитную доску.)

- Ребята посмотрите, что еще приготовила нам осень. (Воспитатель показывает детям корзинку с овощами и фруктами). Но осень сложила вместе и овощи, и фрукты. Вы поможете разложить их по разным корзинкам?

- У меня два обруча: красный и зеленый. В красный обруч нужно положить фрукты. В зеленый  - овощи.

Проводится игра «Собери урожай»

- Давайте посчитаем сколько овощей? Сколько фруктов?  Чего больше?  Молодцы ребята, показали свои знания!

/ Звучит запись воя ветра и шум дождя /

- Ребята, что за звуки вы слышите?

Проводится игра «Погода осенью»

Идет дождь – дождливая погода ; ветер – ветреная ; мороз – морозная ; тепло – теплая ; сыро – сырая ; холодно – холодная ; пасмурно – пасмурная ; ясно – ясная.

- А теперь пришла пора нам размяться с осенними листочками

Физминутка. Подвижная игра «Мы - листочки»

Мы – листики осенние, на веточках сидели (Дети приседают)

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели (Бегают на носочках)

И на землю тихо сели (Дети приседают)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Дети встают)

Повертел их, покружил. (Дети кружатся на месте)

    И на землю опустил.

- Ребята, осень приходит к нам в гости один раз в году. Вот и подошла пора прощаться с ней. Вспомните какая разная была осень, в какие цвета она раскрашивала листочки на деревьях. Давайте раскрасим эти листочки в осенние цвета и подарим Осени. Приступайте к работе.

       Дети раскрашивают осенние листья и складывают в конверт, адресованный Осени.

Консультация для родителей «Как не заболеть осенью»

На смену летнему теплу пришла холодная осень со своей капризной погодой. Не секрет, что осеньюпогода очень переменчива: холодно утром – тепло днём, дождливая погода, ветер. Следовательно, возникают первые простуды как у детей, так и у взрослых. Вирусные и инфекционные заболевания атакуют население с новой силой, имеют все больше шансов подорвать и ваш иммунитет.

Тем не менее подобное развитие событий можно с легкостью предотвратить, если заботиться о себе и о своем здоровье.

Вот несколько ценных советов, которые гарантированно помогут вам укрепить иммунитет и не заболеть осенью.

1. Употребляйте в пищу лук и чеснок.

Считается, что в луке и чесноке просто невероятное содержание полезных веществ. Также распространено мнение, что лук и чеснок способны «блокировать» все вирусы и, следовательно, избавить вас от опасности заболевания простудой или гриппом.

2. Правильно питаемся.

Вирусам не всё равно, что мы едим. Доказано, что если человек увлекается сладким, то более подвержен нападению патогенных микроорганизмов. А вот пищу, содержащую белки,вирусы не любят: мясо, курицу, рыбу. Вирусы также не переносят, когда «хозяин» кушает железосодержащую пищу (мясо, гречку, гранаты и прочее).

3. Держим тело в тепле, особенно ноги.

Вирусы любят, когда мы переохлаждаемся, это создаёт отличные условия для их развития. Выходя на улицу, следите за тем, чтобы одежда соответствовала погоде.

4. Делаем зарядку.

Зарядка помогает избавиться от тех же застойных явлений, укрепляет мышцы, улучшает кровообращение. Замечено, что спортивные люди болеют намного реже.

5. Принимаем витамины.

Витаминно-минеральные комплексы поддержат все системы организма в период иммунодефицита. Многие витамины являются антиоксидантами, а также укрепляют сосудистые стенки. Это чрезвычайно полезное свойство в противостоянии вирусам.

6. Получаем как можно больше положительных эмоций.

Вирусы любят слёзы. Стрессы молниеносно подавляют иммунитет. Стоит расстроиться, обидеться или повздорить с кем-то, ждите нападения вируса. Напротив, улыбка, доброжелательность и позитивное отношение ко всему, что окружает и случается, укрепляют нашу защиту.

7. Кушаем фрукты.

Фрукты богаты клетчаткой, очищающей кишечник и способствующей росту его нормальной микрофлоры. А ещё фруктовые плоды — источник минералов и витаминов.

Сочетая все указанные выше советы, вы сможете значительно повысить свои шансы на победу в борьбе с вирусами, а возможно и совсем не заболеть в наступающие холода осени и зимы. Приятной вам профилактики!

Консультация для родителей «Одежда детей в группе и на улице»

Цель: - познакомить родителей с основными правилами правильного подбора одежды для детей, привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению здоровья детей.

        Каждый из родителей без сомнения хочет, что бы его ребенок оставался здоровым и счастливым в течение всего времени пребывания в садике. Одним из главных факторов остается то, во что ребенок будет одет. 

Только родители решают, во что будет одет ребенок - всё сугубо индивидуально. Однако существуют общие рекомендации.

  1. У детей в шкафчике должен быть как минимум один запасной комплект                одежды: сменная футболка, трусики (шортики) и носочки не будут лишними (ведь ребенок может просто вспотеть).
  2. Если в детском саду жарко - подбирается легкий комплект одежды (например, футболка, шортики, юбочка, гольфы); если холодно – более теплый (кофта, свитер, колготы,  брюки).
  3. Понадобятся несколько комплектов одежды и обуви – для простого нахождения в группе, для сна, для занятий физкультурой, для прогулок.

     Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть, ни запутаться в одежде и не упасть из - за одежды.

    Рекомендации по выбору одежды пребывания в группе:

1.        Одежда малыша должна быть удобной, сшита из натуральных тканей.

2.        Нужно отдавать предпочтение таким вещам, большинство из которых ребенок сможет одеть самостоятельно (это удобно не только ребенку, но и воспитателю, т.к. значительно облегчает процесс переодевания).

3.        Пуговицы на одежде лучше исключить, отдать предпочтение липучкам и кнопкам.

4.        Одежда должна быть, как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности

5. Обувь необходимо подбирать точно по размеру (она должна четко фиксировать стопу), избегать «сложных» застежек (лучше отдать предпочтение застежкам-липучкам). Наиболее популярны в детском саду – сандалии, также в качестве сменной обуви для группы можно использовать тапочки с закрытой пяткой.        

 6. Старайтесь, чтобы одежда не затрудняла движения, дыхание и кровообращение ребенка.

7. Подбирайте фасон детского платья такой, чтобы он был простым, красивым и соответствовал своему назначению, не повторяйте варианты моды взрослых, так как при этом детская одежда теряет свою привлекательность.

Ничто не должно раздражать малыша; платье, костюм должны соответствовать его размеру: быть не слишком длинным и широким, не очень узким и коротким.      

Словесные игры:

Игра «Один – много»

Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.

лужа — лужи                           Лист — листья        

дерево — деревья                  Ветка — ветки        

туча — тучи                            Птица — птицы

цветок — цветы                      Дождь — дожди

Луковица — луковицы            Огурец — огурцы

Морковка — морковки            Свёкла — свёклы

Кабачок — кабачки                  Кочан — кочаны

Горошина — горошины           Стручок —стручки

Яблоко – яблоки                       Груша – груши

Вишня – вишни                         Лимон – лимоны

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.

Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.

Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.

Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

«Подбери признак».

Цель: образование относительных прилагательных.

-Листья осенью (какие?)  - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

-Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) - ранней- с разноцветными листьями, поздней- голые.

 «Назови ласково

Задачи: учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

     Яблоко — яблочко

Апельсин — апельсинчик

Лимон — лимончик

Слива — сливка

Мандарин — мандаринчик

    Ананас — ананасик

Вишня — вишенка

Помидор — помидорчик

Огурец — огурчик

Морковь — морковочка

Репа — репочка

Редиска — редисочка

Свёкла — свеколочка

Чеснок — чесночек

Лук — луковичка

Перец — перчик

Баклажан - баклажанчик

Игры с речевым сопровождением:

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)

 Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

«Дождик»

Приплыли тучи дождевые:

 Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:        

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

 Льет, льет, льет.

 Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Дидактические игры:

 «Овощи и фрукты»

Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игра «Что изменилось?»

Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.

Показать картинку, например, с изображением яблока.

- Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.

- Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)

Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…

2 вариант:

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов.

«Что за птица»

Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.

«С какого дерева листок»

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.

«Что лишнее?»

Задачи: учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор...

Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)        

Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)        

Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Помидор, редька, лук, репа (помидор)

Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко) 

Салат, редис, капуста, лук (лук) 

Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок) 

Клюква, малина, груша, рябина (груша) 

Киви, банан, груша, брусника (брусника)

Редька, лук, баклажан, черника (черника) 

«Что дерево рассказывает о себе».

Задачи: учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.

«Разрезные картинки».

Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал,                            Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:                         Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                 Укладывают ладони на коленки  

Н.Нищеева

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,              (Загибают пальчики, начиная с  большого.)

Будем листья собирать.                     (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

 Маме осенний букет отнесем.         («Шагают» по столу средним и указательным  пальчиками.) 

Н.Нищева

"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять,        Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая   — начиная с

                                                       мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять.            
Беспорядочные удары. 
Шел неспешно по  привычке,    
"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:          
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько:"Ох!"
Часто и ритмично бьют в ладоши. 
И ушел. Газон засох.                    
Ритмичные хлопки по коленям. 

«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»

Раз, два, три, четыре, пять       (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с

                                                         больших пальцев)

В лес идем гулять.                       (обе руки "идут" указательными и средними

                                                          пальцами по столу)

За черникой,                                 (загибать пальчики, начиная с большого)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

«Мы капусту рубим – рубим…»

Мы капусту рубим, рубим,          (имитация движений)

Мы капусту режем, режем,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!   

Подвижные игры:

«Гуси – гуси»

Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.

Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

 Слова хозяйки гусей:
 Гуси! Гуси!
 Есть хотите?
 Ну, летите!
 Почему?
 
 Ну, летите как хотите,
 Только крылья сберегите!

Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.

«У медведя во бору»

 Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Ход: за чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.

Ведущий говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят:

                                    «У медведя во бору

                                    Грибы, ягоды беру,

                                    А медведь сидит

                                     И на нас рычит.»

Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.

 «У медведя во бору»

Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся»

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.

Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

В.  Сутеев «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Г. Юдин "Как варить компот"

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

- Ну и как же его варить?

- Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной!

Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

- Готово! Кушайте на здоровье.

Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:

- Компот называется! Сам ешь!

Почему же так невкусно получилось? — мрачно задумался кот.

А.Н. Толстой "Мужик и медведь" (русская народная сказка)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: – Мужик, я тебя сломаю.

– Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

– Быть так, – сказал медведь. – А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: – Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. – Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: – Мужик, куда ты едешь? – Еду, медведюшка, в город корешки продавать. – Дай-ка попробовать – каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

– А-а! – заревел. – Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает: – Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит: – Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

 

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

А. Барто «Осенью»

В саду пожелтели,

Осыпались клёны,

И только скамейка

Осталась зелёной.

Стоит она

В тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка

Под голой рябиной...

Летом была она

Автомашиной,

Она самолётом

Красивым была,

Приделали к ней

Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце

Завтра поутру,

Вновь начнут ребята

Шумную игру.

Поплывёт по Каме,

По Волге поплывёт

Украшенный флажками

Зелёный пароход.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды... 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

 

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи
.

А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


 К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осень - чудная пора, любит осень детвора..." в старшей группе.

Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Расширять и обогащать социально-нравс...

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

Сценарий осеннего праздника «Осень – чудная пора»

Конспект развлечения для детей 2 младшей группы....

Сценарий осеннего праздника "Осень чудная пора"

Представлен осенницй праздник в ДОУ для детей младшего возраста...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...