Технологическая карта НОД "Спасение речки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сакара Раушания Нуриахметовна

Технологическая карта к образовательной деятельности по теме "Спасение речки" с элементами экспериментирования по образовательной области "Познавательное развитие"

Ссылка на презентацию  https://disk.yandex.ru/i/1t4ShRnxIzqTXw

 Ссылка на фильм  https://disk.yandex.ru/i/QW7gXJLy5_Etcg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gmo.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

города Когалыма «Золушка»

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ»

в старшей группе

Воспитатель:

Сакара Раушания Нуриахметовна

г.Когалым, 2021г.

Организованная образовательная деятельность

с элементами экспериментирования

по образовательной области «Познавательное  развитие»

в старшей группе по теме: «Спасение реки»

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование в  совместной игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды»;

- закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

Развивающие:

- формировать умение получать сведения об объекте в процессе его практического исследования;

- продолжать развивать  умение обобщать, анализировать и делать выводы по проведенному опыту;

- развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

- закрепить собственно-познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, схем, условных заместителей, моделей)

 Воспитательные:

- воспитывать у дошкольников гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности;

- воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми,  интерес к окружающему миру.

Материал:

Мультимедийные: интерактивное оборудование.

Практические: фартуки, нарукавники, контейнерах с водой, ведерки для мусора, сачки, бутылочки, удочки-магниты,    ложки, витамины «Аскорбиновая кислота», схемы работы по экспериментированию, картинки-схемы подсказки о свойствах воды.

Словарная работа:

- обогащение: масляное пятно, обесцветилась вода.

- активизация: опыт, эксперимент.

Методы и приемы:

Наглядный метод: мультимедийная презентация, картинки-схемы, схемы работы по экспериментированию.

Словесный метод: рассказ-сопровождение для презентации, вопросы,

прием эмоциональной заинтересованности: отправление в путешествие.

Практический прием: детское экспериментирование: опыт «Магниты», опыт «Очистка воды от масла», опыт «Обесцвечивание воды»,  опыт «Живые цветы».

Предварительная работа:
- Беседа «Живая и неживая природа», беседы о воде, ее роли в жизни человека;

- Рассматривание иллюстраций  на тему «Вода»; картин «Наводнение», «Град» из серии «Расскажем детям о природе»

- Чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки);

- Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи).

- Игры с магнитной - доской и магнитными буквами;

- Игры с магнитом в уголке экспериментирования,

- Знакомство с правилами безопасного  поведения во время экспериментирования.

-Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды, изготовление мозаики из цветного льда, «инея», растворимость веществ в воде)

- Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».

Планируемые результаты:

- проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- выдвигать предположения, способы их решения;

- проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач;

- фиксировать этапы действий, уметь действовать в соответствии с алгоритмом;

- в диалоге с взрослым пояснять ход деятельности, делать выводы.

 

                   Ход организованной образовательной деятельности  

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап - мотивационный

Занятие проходит в групповой  комнате. Ребята, проходите, посмотрите какой сегодня солнечный день, у всех прекрасное настроение. Приглашаю вас встать в круг и пожелать друг другу доброго утра.

дети встают в круг:

«Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе  начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

- «Ребята, а вы обратили внимание, что у нас в группе появилась  посылка. От кого и что там я не знаю, решила дождаться вас, чтобы  вместе  посмотреть»

Воспитатель предлагает открыть посылку, которая пришла с далёкого сказочного  городка. Дети открывают посылку и обнаруживают в коробке  видео,  письмо и странную бутылку с мутной водой.

Воспитатель читает письмо:

- «Дорогие, ребята! В нашем замечательном городе случилась беда, вода стала слишком грязной, много мусора  плавает на поверхности  и  есть  на дне реки. Помогите  нам, спасите наших речных  жителей  и  речку!

От кого же  эта посылка и письмо?

Воспитатель предлагает посмотреть видео.

Дети выполняют движения под стихотворение

Шагают

Повороты головой

Наклоны головой

Пружинки

Хлопки

Улыбка

Руки к плечам, вверх

Машем руками вверху

Дети слушают сообщение, эмоционально реагируют.

               2 этап - постановка проблемы

Создаёт проблемную ситуацию.

Эмоционально включает детей в деятельность, устанавливает зрительный контакт.

Ребята, вы поняли от кого это сообщение?

Что произошло?   И действительно, посмотрите,  какая  речка грязная.

Ребята как вы считаете, мы сможем помочь?

Мне понравилась идея: почистить речку.

От мальчиков, Чебурашки и крокодила Гены.

Фабрика сбрасывает отходы в воду и загрязняет воду в реке.

Предположения детей.

Участвуют в формулировке проблемы.

Но сначала давайте, ребята,  вспомним, что же  мы знаем о воде?

Для чего нужна вода?

Картинка-схема: три состояния воды. Картинка-схема: горячая, холодная вода.

Картинки-схемы: не имеет цвета, запаха, вкуса, формы.                                                                        Картинка-схема: тонет, не тонет.

Ребята, а хотите поиграть в игру. Называется она «Тонет, не тонет»

Молодцы, как  много вы знаете о воде.

Чтобы помочь нашим друзьям, нам необходимо попасть в их городок.

Я предлагаю  произнести волшебные слова и выполнить действия: «Раз, два, три - глаза закрой,  повернись, в сказочном городке окажись». 

Добро пожаловать в сказочный городок.

Помните, ребята,  жители городка, попросили помощи, нам необходимо  очистить речку от мусора и загрязнений. Давайте дойдем до реки и посмотрим, с чего же мы можем начать нашу работу.

Дети рассматривают картинки-схемы                                                                              и рассказывают о свойствах воды.  

                                                                           Ответы детей о свойствах воды.

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Устанавливают контакт с педагогом, выполняют движения. Смотрят на экран.

Предположения детей.

3 этап – практическая деятельность

Вовлекает детей в практическую деятельность.

Но для начала наденем фартуки и нарукавники.

Посмотрите, и действительно вода в реке сильно загрязнена. Что вы видите? Скажите с чего можно начать очистку реки?

 

-У вас у всех есть необходимый набор для очистки воды:

Давайте подумаем, чем мы можем воспользоваться, чтобы  собрать мусор с поверхности  воды. Почему мы сначала собираем мусор сверху?

Почему мусор плавает на поверхности?

-Какой мусор  лежит на дне реки, почему? Каким приспособлением  вы воспользуетесь, чтобы  достать мусор, который на дне?

 - Какие предметы вы достали со дна реки? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать?

Организует смену вида деятельности для предупреждения утомляемости

Потрудились, отдохнем?

На полянку все пойдем,

Встали, руки опустили,

Всем улыбку подарили.

Музыкальная динамическая физ. минутка  «Капельки  прыг-прыг»                

Ребята, на поверхности воды в некоторых местах реки плавают масляные пятна. Нам необходимо очистить воду от масла. Посмотрите внимательно, где находиться масляное пятно?  Как вы думаете, почему оно не растворяется в воде, не смешивается с водой?

Что же нам надо для того, чтоб удалить это пятно?

Давайте посмотрим  на схемы и попробуем рассказать, как мы будем очищать воду?

 - Давайте теперь попробуем это повторить.

Что у вас получается?

В чем же секрет?

Масло и вода разной плотности.  Чем выше плотность, тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшей плотностью окажется наверху.

- Ну что же, ребята, мы с вами почти очистили воду. Какая вода должна быть по цвету? Как вы думаете, что еще мы с вами не сделали. Посмотрите, у нас в контейнере осталась  капсула с таблетками. Давайте попробуем опустить таблетки в воду и посмотреть, что же произойдет.

Что случилось с водой?

Вовлекает в практическую деятельность

Давайте, пройдем вдоль реки и посмотрим,  везде  ли стало чисто.

Ребята посмотрите, речка стала чистой и в ней опять стали плавать рыбки, расти водоросли и распускаться цветы.

Приходилось ли вам наблюдать, как распускаются  цветы? Хотите посмотреть на это волшебство. Ребята посмотрите, наши кувшинки спят, а как их можно разбудить? Давайте наши кувшинки аккуратно положим на поверхность воды.

Ну что же, ребята, речка стала чистой, вода прозрачной, можно и умыться .

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Вышли на берег крутой

И отправимся  домой.

 Давайте произнесем слова: «Раз, два, три - глаза закрой,  повернись, в детском саду окажись». 

Самостоятельно решают поставленную задачу.

На поверхности плавает мусор: бумага, пластик, деревянные палочки, листья. На дне тоже лежит мусор: скрепки, гвозди, проволока. На поверхности видны масляные пятна и цвет воды грязный.

В такой воде жить невозможно, пользоваться ее тоже нельзя.

Опыт «Соберем мусор с поверхности воды»

Потому что, он легкий, это растения, деревянные предметы, щепки, бумага, листья.

Дети берут сачки и вылавливают мусор, который плавает на поверхности воды.

Опыт «Соберем мусор со дна воды»

Этот мусор тяжелый, это гвозди, скрепки, проволока.

Магнитом. (Дети опускают магнит в воду)

Магнит притягивает железные предметы

Выполняют физические упражнения по тексту

Ответы детей:

Масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности. Они не перемешиваются, потому что это две разные жидкости и у них разная плотность.

«Очищение воды от масла»

  1. На столе стоит емкость, наполненная  водой с маслом.
  2. Зажать дырочку на крышке  пальцем
  3.  Перевернуть аккуратно бутылку и подождать    пока

вода  опустится вниз, а масло поднимется.

  1. Снять пленку  и зажать дырочку пальцем.
  2. Убрать палец с крышки и слить воду в емкость. Масло оставить в бутылке.

Опыт «Обесцвечивание воды»

Дети берут капсулу с витамином С и бросают в воду, размешивая ложкой.

Предположения детей. Витамин С соединился с краской и она стала бесцветной.

Дети берут по одному цветку. Предположения детей. Цветы нужно опустить в воду, и они распустятся.                                       Опыт «Живые цветы»                         Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Лепестки намокают и распускаются.

Бег на месте

Наклоны вперед, умываются

Встряхивают руки

Шагают на месте

Четвертый этап – рефлексия

- Мои юные друзья, что больше всего вам понравилось, запомнилось?

- Все справились с опытами, которые проводили, или кому-то что-то не удалось?

Рассуждения, высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта краткосрочной образовательной практики "я рисую солнце, я рисую речку"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной практики компьютерной направленности «Я рисую речку, я рисую солнце…»для детей 6-7 лет  Аннотация для родителей (о...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений«Геометрическая речка в стране Фребеля»

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представлений  «Геометрическая речка в стране Фребеля» Шляхтина Све...