НОД по Ознакомлению с миром природы в старшей группе «Как дикие животные готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Викторовна Якимова

НОД «Как дикие животные готовятся к зиме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: расширение представлений о жизни диких животных (волк, медведь, белка, заяц, лиса)

Задачи:

Образовательные:  

Закреплять знания детей о диких животных, их внешнем виде.

Формировать представления детей об образе жизни диких животных, о способах питания зимой.

Развивающие:  

Развивать у детей логическое мышление, внимание.

Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной   деятельности.

                           Развивать любознательность, познавательный интерес.

Воспитательные: 

                           Воспитывать бережное отношение к природе, к диким животным.

 Средства: иллюстрации по теме, мяч, картинки для игры «Кто, чем питается», проектор, ноутбук, презентация «Дикие животные зимой»

Способы: вопросы к детям, художественное слово, беседа, положительная оценка, рефлексия, дидактическая игра «Подскажи словечко», физкультминутка, Дидактическая игра «У кого кто?» (с мячом), Упражнение «Чем питаются дикие животные».

Форма организации: фронтальная

Подготовительная работа: чтение стихов и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?», Д/ И «Животные нашего леса», Д/И «Как дикие звери спасаются зимой?».

Дифференцированный подход: дети с уровнем развития «сформировано» самостоятельно определяют способы приспособления всех предложенных животных к зиме (6), с уровнем «стадия формирования» - определяют способы приспособления у четырех животных, с уровнем «точка роста» - определяют способы приспособления у двух животных при помощи воспитателя.

   Этапы

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

1

Организационно-мотивационный (вводная часть)

Положительно настроить детей на предстоящую деятельность

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да). Я вам буду загадывать, а вы догадайтесь, когда бывает то, о чём я вам говорю.

- Дел у меня немало –                          

 Я белым одеялом                                

 Всю землю укрываю,                          

 В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,                                

Зовут меня… (зима).                            

Солнце печёт,

Липа цветёт.

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (летом)

Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года. (весной)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  (осенью)

Вопросы к детям

Художественное слово

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2

Основной этап

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Молодцы! Все загадки отгадали.

Ребята, а какое сейчас время года? (зима).

А зима наступает после какого времени года?

Дети, а когда вы шли сегодня в детский сад, вы сильно замёрзли?.. Кто-то немного замёрз, а кто-то совсем не замёрз. А почему так получилось? Что вас согревало? (Одежда, тёплые вещи, куртки, пальто, штаны, сапоги, перчатки, шапки). Дети, а животные, которые живут в лесу, могут купить себе одежду? (нет) А как же они живут в лесу и не замерзают? (У животных есть шерсть, она их греет). Да, а к зиме у всех зверей шубки становятся ещё пушистее и теплее.

Ребята, каждое животное готовится к зиме по-разному. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, как это происходит? (посмотреть фильм, почитать книгу, посмотреть в энциклопедии, отправиться на прогулку в лес).

Молодцы, много вариантов предложили. Но выбрать нужно только один. (дети выбирают прогулку)

Сегодня мы совершим увлекательную прогулку в лес. Мы встретим там много разных животных, а каких вы узнаете, если отгадаете загадки. Если ответ правильный, отгадку вы увидите на экране.

Первым нас встречает… Этот зверь живет в лесу,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц) (на экране появляется картинка заяц)

Зачем зайчику белая шубка?

Ребята, зайчик очень интересно меняет шубку: сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными.

- Кого боится заяц?

- Если выследила его лиса, как ему спастись?

Зайцу помогают быстро бегать сильные задние лапы, при беге он выбрасывает вперед сначала длинные, задние лапы, а потом передние, короткие.

- Где же заячий дом?

Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.

Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь.

Молодцы. Шли мы, шли и встретили…

Отгадайте следующую загадку

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса) (картинка с изображением лисы)

У рыжей лисы красивая, густая шерсть, длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, ноги короткие, тонкие. Лиса зимой как в валенках, потому что отрастает густая шерсть у неё на лапах, и они не мёрзнут.

- Как называется жилище лисы?

- На кого она охотится?

- Любит она из-под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.

Ой, какие вы молодцы.

Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это?

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать. (Белка.)

- Белка - маленького роста, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки.

- Зачем белке большой пушистый хвост?

Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.

- Как белка готовится к зиме? Какой корм она запасает?

- Белочка меняет шерстку?  Объясните, почему?

- Как называется дом у белки?

- В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход сухой травой, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.

Вот еще один лесной житель. Отгадайте, кто это?

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, острые зубы. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие, острые когти. У волка прекрасное зрение и слух. Он видит даже в темноте.

-Ребята, как волки готовятся к зиме?

Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.

-Чем питается волк?

- Когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово — это большая нора или расщелина, которая находится недалеко от водоёма.

Следующая загадка

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью; большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза, небольшие уши. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками, поэтому его и прозвали косолапым.

- Чем медведь питался всё лето и осень?

На зиму он не делает запасов. Подумайте почему?

- Где спит медведь всю зиму?

- Медведь уже улегся спать в своей берлоге.

 - Ребята, как вы думаете, нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние?  Конечно, нужно.  У них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька.

Мы повстречали в лесу много разных животных и многое про них узнали. А чтобы проверить, как вы все запомнили, надо правильно сложить картинки.

Но сначала мы немного отдохнем

ФИЗМИНУТКА

«Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала! (Дети работают в парах, определяют способы приспособления животных к зиме).

Ребята, все животные питаются по разному. Помогите разобраться, кто что ест?

Упражнение «Чем питаются дикие животные» (работа с карточками)

Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).

Лиса питается мышами (рыбой).

Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками, корой).

Молодцы, ребята.

Рассказ воспитателя

Вопросы

Художественное слово

Просмотр презентации

Вопросы

Поощрение

Просмотр презентации

Физкультминутка

Дидактическое упражнение

Игровое упражнение

Отгадали загадки. Ответили на вопросы.

Выполняют действия по показу воспитателя, проговаривают текст

Принимают условия и правила игры. Отвечают на вопросы

Подбирают картинки по правилам, называют, чем питаются животные.

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта.

Вот и закончилась наша увлекательная прогулка. Надеюсь, она вам понравилась.

Ребята, вы большие молодцы.  Сейчас вспомните, с кем мы сегодня встречались во время прогулки? Что нового узнали? Вам понравилось наше небольшое путешествие?

Рефлексия

Положительное подведение итогов.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"

Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...

Открытое занятие в старшей группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Путешествие в осенние лес. Наблюдение за тем как готовятся дикие животные к зиме....

Конспект н.о.д.в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Этот материал будет полезен воспитателям работающим с детьми среднего возраста....

интегрированное занятие для старшей группы "Как дикие животные готовятся к зиме"

занятие для детей старшей группы "Как дикие животные готовятся к зиме"...

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "Как дикие животные готовятся к зиме?"

Закреплять обобщающее понятие «дикие животные»; учить отгадывать описательные загадки о диких животных; расширить представления детей о подготовке диких животных к зиме;формирова...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Как дикие животные готовятся к зиме"...