Конспект образовательной деятельности "Человек родился, чтобы трудиться"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудерко Светлана Анатольевна

Создание социальной ситуации развития детей дошкольного возраста через расширение представлений о профессиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_rodilsya_chtoby_truditsya.doc868.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 "Умка"

муниципального образования г. Саяногорск

Конспект образовательной деятельности

«Человек родился, чтобы трудиться»

                                                                                                                             

                                                                                                                                                                             

   Кудерко Светлана Анатольевна

                                                                                                                                                                                                                     воспитатель

г. Саяногорск, 2021

Тема: «Человек родился, чтобы трудиться»

Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей дошкольного возраста через расширение представления о профессиях.

 Задачи:

- способствовать расширению и закреплению представлений у детей о профессиях, их названиях, назначении и орудиях труда;

-  способствовать активизации в речи детей глаголов, упражнять в четком проговаривании слов и предложений во время инсценировки, закрепить навыки автоматизации свистящих и шипящих звуков в словах;

-  создать условие для знакомства детей с новым материалом по теме (забытые профессии);

-  создать условия для развития связной речи (составление рассказа по картинкам с использованием плана-схемы, включение в диалог, посредством ответов на вопросы);

-  содействовать проявлению активности, самостоятельности, инициативности, формированию навыков взаимодействия и  межличностного отношения со взрослыми и сверстниками, желанию работать коллективно;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к людям труда и их результатам;

- создать условия для развития двигательных навыков (физическое развитие).

Организация детских видов деятельностей:

1. общение ребенка со взрослым;

2. общение ребенка со сверстниками;

3. самостоятельная деятельность ребёнка.

Методы и приемы:

Наглядные  (рассматривание, показ, демонстрация);

Словесные  (объяснение, пояснения, указания, вопросы к детям, беседа, словесные инструкции, инсценировка);

Практические, игровые, создание проблемной ситуации.

Педагогические технологии: гуманно-личностные, игровые.

Оборудование и материалы: Игрушки (орудия труда), сундук, мяч,  предметные картинки (профессии), план-схема для составления рассказа, обруч.

ТСО: мультимедийная установка

Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», беседа о профессиях; рассматривание иллюстраций, фотографий и составление рассказов по ним; показ презентаций «Профессии».

Ход образовательной деятельности.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого – педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

Вводная часть

(Организацион-ный и мотива-ционный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Проводится беседа

Проводится игра с мячом

На столе стоит сундук

Проводится игра «Доскажи словечко» с мультимедийным сопровождением

Знакомство детей с новым материалом с мультимедийным сопровождением

Проводится игра «Угадай, что я делаю»

(Физминутка)

Проводится мультвикторина с мультимедийным сопровождением

Проводится сценка

 Воспитатель: Ребята,  присаживайтесь на коврик

Воспитатель: - Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы и взрослые?

- Для чего люди ходят на работу?
-Ребята, а что означает слово «профессия»?

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны,

И актуальны, и важны:

Спасатель, фермер, гувернёр,

Телеведущий и актёр,

Автомеханик, финансист,

И менеджер, и визажист…

И ты скорее подрастай,

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить.

Воспитатель: А вы знаете, кем работают ваши родители?

Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч. И тот, у кого в руках он окажется, называет профессию своих родителей.

Я вам предлагаю отправиться сегодня в путешествие в страну «Профессий».

– Хотите в эту страну?

А попадем мы туда, пройдя через этот волшебный обруч

Воспитатель: Вот и оказались мы свами в стране профессий.

-Посмотрите, сундук. Интересно, что в нем? Хотите посмотреть? (достаю из сундука шприц, градусник, фонендоскоп, швейную машинку, нитки,  поварешку, руль, весы, указку, фен, ножницы и т.д).

А как назвать одним словом всё, что вы сейчас назвали?

-Правильно, это орудия труда, которыми пользуются люди разных профессий.

- Еще в сундуке лежат картинки, на них изображены люди разных профессий. Назовите их.

(Выкладываю картинки по порядку на столе)

-А, вам, ребята задание, разделиться на пары, выбрать картинку с профессией  и подобрать к ней орудия труда, назвать их и составить   рассказ по плану-схеме о той профессии, которую вы выбрали.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стульчики и поиграем в игру «Доскажи словечко».

И если вы правильно продолжите текст игры, то на экране появится картинка.

  • Он рассказывает внятно,

Он экскурсию ведёт.

Нам становится понятно

То, что он ….(экскурсовод).

  • Безбилетник не проник:

Ведь в вагоне….(проводник).

  • Тепловозы я вожу,

Пассажирам я служу.

Я не токарь, не горнист.

Я весёлый ….(машинист).

  • Шью я куртки и штаны,

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому, что я ….(портниха).

  • Я бегун, прыгун, пловец,

Я здоровый молодец.

Жду рекордных перемен,

Потому, что я ….(спортсмен).

  • Я грузы кранами вожу,

В высокой будке я сижу.

Я не привык ходить пешком,

Меня зовут ….(крановщиком).

  • Драгоценный сувенир

Изготовит….(ювелир).

  • Щуки, окуни, судак –

Нам улов принёс ….(рыбак).

  • Знает точно детвора:

Кормят вкусно….(повара).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как много профессий вы назвали.

А я хочу вам рассказать о профессиях забытых. Они были, когда то востребованы в давние времена, а сегодня таких профессий нет.

Гончар - это мастер, который изготавливает глиняную или керамическую посуду. Орудие труда гончара - это гончарный круг, глина и умелые руки.

Фонарщик – городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий. Когда темнело, по площадям ходили люди и зажигали керосиновой лампой уличные фонари, а рано утром они же эти фонари гасили.

Бондарь – мастер, изготавливающий деревянные бочки, большую деревянную посуду типа лоханок, корыт и прочего.

Кузнец – мастер, занимающийся обработкой металла. Это одна из древнейших профессий. Кузнецы изготавливали необходимые для человека предметы: инструменты, оружие, подковы, строительные элементы, украшения. Главный материал для работы кузнеца – металлы: железо, чугун, сталь, бронза, медь, свинец, благородные металлы.

Звонарь – профессия «звонарь» на сегодняшний день является одной из редких. Его задача – не просто дать сигнал к началу службы в храме, но и сделать так, чтобы человек услышал «голос» церкви и пришел в храм.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Вставайте в круг, поиграем в игру (воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.

(Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и по возможности, передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке. поворачивает что-то в мясорубке и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули! Присаживайтесь на стульчики

Воспитатель: А теперь мультвикторина:

1. В каком мультфильме главные герои маленькие человечки, которые занимаются ремонтом разной аппаратуры и техники? («Фиксики»)

2. В этом мультфильме главный герой – врач-ветеринар. Он лечит больных зверей. («Доктор Айболит»)

3. Какая профессия была у Печкина в мультфильме про Простоквашино? (Почтальон)

4. Человек, какой профессии нашел Чебурашку в ящике с апельсинами? (Продавец)

5. Герои этого мультфильма были уличными музыкантами («Бременские музыканты»)

Сценка «Кем быть?»

Воспитатель: Дни и месяцы идут,

Дети все растут, растут,

Выросли большие – вот какие.

Стали они вслух мечтать,

Кем хотели б в жизни стать.

1 Ребенок. Я буду врачом, ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.

2 Ребенок. А я буду строителем, ведь строитель главнее врача. Он строит больницы.

3 Ребенок. Нет, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать.

4 Ребенок. Значит, главнее повара – продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед.

5 Ребенок. А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

1 Ребенок. Его вылечит врач.          

6 Ребенок. Так кто же тогда главнее?

Воспитатель: Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии важны, потому что они приносят пользу людям. А чтобы овладеть профессией, от человека требуется упорство, дисциплина, умение, знание, трудолюбие.

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Сколько их – не сосчитать.

Обо всех не рассказать.

Только важно, очень важно

Человеком в жизни стать.

 Воспитатель: Дети,  на этом наше путешествие заканчивается, нам нужно возвращаться в детский сад. В стране «Профессий» еще много интересных профессий и мы обязательно с ними встретимся, но в следующий раз. А сейчас нас ждет наш детский сад.

Воспитатель: А как мы вернемся обратно в сад?

Конечно, через наш волшебный обруч.

Воспитатель: Вот, мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие?

А что вы делали?

Что больше понравилось?

А что запомнилось?

Что было самым трудным?

Что было самым веселым?

Что было самым необычным?

Дети садятся на коврик

Ответы детей (взрослые, мамы и папы ходят на работу)

Ответы детей (чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины)

Ответы детей (дело, работа, занятие)

ответы детей

дети переползают через обруч

ответы детей

дети называют предметы

ответы детей (орудия труда)

дети называют профессии

дети выполняют задание

Дети садятся на стульчики

Дети отгадывают

Дети играют

Дети отвечают на вопросы

Ответы детей

Ответы детей

Условия для проявления речевой активности.

Условия взаимодействия друг с другом.

Условия для проявления речевой активности.

Условия для принятия решений.

Условия для развития связной речи

Условия взаимодействия друг с другом.

Условия для закрепления навыков автоматизации свистящих и шипящих звуков в словах

Условия для проявления речевой активности.

Условия для автоматизации шипящих и свистящих звуков в словах

Условия для проявления речевой активности.

Условия для знакомства с новым материалом

Условия для проявления речевой активности.

Условия для развития двигательных навыков.

Условия для проявления речевой активности.

Условия для развития умения четко проговаривать текст во время инсценировки

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для проявления речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по художественному труду в средней группе "Клубочки для котенка"

Конспект образовательной деятельности по художественному труду в средней группе детского сада - "Клубочки для котенка"....

Конспект образовательной деятельности по художественному труду в средней группе "Листопад"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы....

Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: «Воздушный змей»

В конспекте представлена работа с операционными картами по изготовлению поделки воздушный змей....

Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: Мастерская ДЕДА МОРОЗА

В конспекте представлена деятельность по изготовлению поделок к новому году с помошью схем....

Конспект образовательного события «АБВГДейка» Тема: «Труд».

Конспект образовательного события «АБВГДейка» Тема: «Труд». ...

Конспект образовательной деятельности по художественному труду " Кондитерская поваренка Вани ".

Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через освоение  различных технических приемов и способов лепки из соленого теста....

Конспект образовательной ситуации «Ученье и труд все перетрут»

Возрастная группа: старшаяЦель: создание условий по уходу за комнатными растениями в уголке природы.Задачи: Обучающие:Закреплять умения детей ухаживать за комнатными растениями;Формировать умения план...