Познавательно-исследовательский проект "Путешествие с Муми-троллем"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Криничная Любовь Валерьевна

Интересный познавательный проект для детей 5-7 лет по одноименному произведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_mumi-trollem.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект:

«Путешествие с Муми-троллем».

Паспорт проекта

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2020-май 2021.

Актуальность: изменение в системе образования, ориентация на формирование творческой личности выдвигают в число важных и существенных задач развития интересов и способностей каждого ребёнка.

Так, на смену учебно-дисциплинарное модели образования пришла личностно-ориентированная система образования, предполагающая обеспечения детям равных возможностей для получения знаний и умений, достижения каждым из них более высоких результатов, учёт их индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированное обучение признаёт уникальность субъективного опыта самого ребёнка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании окружающего мира. Субъектный опыт ребёнка во многом зависит от уровня развития познавательного интереса.

Стремление к познанию заложено у ребёнка самой природой. Развить это стремление, закрепить его, дать возможность перерасти в стойкий познавательный интерес- вот цель педагогической работы с дошкольниками.

Цель проекта: Формирование познавательных действий и представлений об объектах окружающего мира, развитие любознательности и познавательной мотивации.

Задачи проекта:

1.Углублять у детей знания о явлениях природы, совершенствовать умения детей различать природные объекты, углублять представления детей о камнях, формировать умения получать знания путем экспериментирования;

2.Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, зрительное восприятие, наблюдательность;

3. Воспитывать умение работать в команде, самостоятельность, отзывчивость. Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Предполагаемые результаты: углублённые и активизированные знания у детей о природных явлениях и объектах, и о правилах безопасного поведения. Сформированные представления о возможности и целесообразности получения знаний через экспериментальную деятельность.

Форма проведения:

Практическая деятельность, образовательная ситуация, беседы, совместная деятельность педагога с детьми с использованием ИКТ, рассматривание иллюстраций, работа с родителями, игровая деятельность.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный

  • Определение цели реализации проекта;
  • подбор методической, художественной и научно популярной литературы;
  • создание презентаций по темам проекта;
  • исследование сформированности познавательных способностей до начала реализации проекта.

2. Практический - работа с детьми

  • Познавательное развитие
  • Ситуативные беседы и образовательные ситуации: «На пикнике», «Что такое секрет?», « Что берём с собой в поход?».
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми с использованием ИКТ:

«Сокровища мира», «История создания компаса», «Национальные музыкальные инструменты», «История одной ниточки» «Мир диких животных, признаки маскировки», «Важные изобретения», «Хищные растения», « Отважные путешественники», « Свойства дерева», «Танцы народов мира», «Спасайся кто может»  (правила поведения при эвакуации), «История огня», «Объекты неживой природы: водопад», «Объекты неживой природы: полёт кометы», «Объекты неживой природы: грот», «Объекты неживой природы: вулкан».

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Мир превращений:  недра земли»
  • Тематический досуг: «В гостях у Морского царя»
  • Опыты, экспериментирование: «Куда исчезает вода?», «Температура воды», «Как вода отражает предметы?», «День ветра», «Извержение вулкана», «Наш друг - солнечный зайчик», «Как растения пьют воду?», «Компас в мире современного человека».
  • Конструирование, ручной труд: «Волшебный мост», «Кораблик – плот», «Гамак для Муми – тролля», «Костёр».

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Рисование:” Извержение вулкана”,” Море», «Волшебный закат”.
  • Рисование с элементами аппликации:” Полет кометы”, ” Мир русалки”.

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Сюжетно-ролевая игра: « Супермаркет», «Идём в поход», «Спасатели», «Советы повара: походная еда», «Как выжить в лесу».
  • Подвижные игры: «Прятки наоборот», «Горящий лес», «Лес, болото, озеро», «Через реку».

  • Речевое развитие
  • Театрализованная игра: «Идём в поход»
  • Чтение художественной литературы: Туве Янсон: «Муми-тролль и комета»;

Загадки:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку - малиной,

А Васю - хворостиной.

(лес).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём.

(лес).

Вот иголки и булавки

Вылезают из под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

(ёж).

У кого из зверей

Хвост пушистее и длинней?

(лиса).

Пословицы:

Кошка только на мышей и храбра.

Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

Конь бежит - земля дрожит.

Кусают и комары до поры.

Речевые игры:

«Птицы, рыбы, звери».Цель: упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

«Растения леса, сада, огорода» Цель: расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

«Вопрос-ответ» Цель: развивать умения отвечать на поставленные вопросы.Проявлять находчивость, сообразительность.

Промежуточный результат: организация выставки “Муми - тролль и его друзья”.

2.Заключительный этап:

Итог проекта: викторина “Юный путешественник”.

Продукт проекта: создание лэпбука: “Памятка путешественника”.

Мероприятия к проекту

I-е полугодие:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми с использованием ИКТ и экспериментированием: “История создания компаса”

-Досуг: ” Спасайся кто может”

-Совместная деятельность воспитателя с детьми «Мир превращений:  недра земли»

-Совместная деятельность воспитателя с детьми с использованием ИКТ: ” История одной ниточки”

Промежуточный результат: организация выставки “Муми - тролль и его друзья”.

II-е полугодие:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми с использованием ИКТ: ” Важные изобретения”

-Развлечение: “Идём в поход”

-Совместная деятельность воспитателя с детьми с использованием ИКТ:” Хищные растения”

-Тематический досуг: «В гостях у Морского царя»

Итог проекта: викторина “Юный путешественник”.

Продукт проекта: создание лэпбука: “Памятка путешественника”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Презентация "Все о Муми-троллях"

Презентация к столетию шведской писательницы Туве Янссон....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Квест-технология в детском саду. Квест для детей старшей группы "Муми-тролли в гостях у детей"

На сегодняшний день одной из самых актуальных технологий является квест-игра. Использование квест-игры в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки о...