Конспект "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хохлова Любовь Алексеевна

Занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие
по экологическому воспитанию в подготовительной
к школе группе
Тема: «Путешествие капельки»

Подготовила и провела:

 Хохлова Л.А

Программное содержание:

Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью; объяснить как образуется дождь; закрепить навык работы с разными видами бумаги, умение складывать лист в разных направлениях.

Материалы и оборудование: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года, тонированный и разделенный на четыре части лист акварельной бумаги, белая и цветная бумага (разные оттенки синего, серого цвета), кисть, подставка для кисти, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим глобус. Глобус- модель нашей земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус?

Дети: Округлую

Воспитатель: Что обозначено на глобусе желтым цветом?

Дети: Суша

Воспитатель: А вот голубым цветом обозначена вода - океаны и моря. Маленькие овалы - это озера, тонкие синие линии - это реки, (дети ищут на глобусе указанные объекты). Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.

Опыт №1

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что находится на подносах?

Дети: Стаканчики с водой

Воспитатель: Что можно сказать о воде? Какая она?

Дети: Прозрачная, чистая.

Воспитатель: Попробуйте воду, есть ли у нее вкус?

Дети: В первом - нет, во втором - соленая

Воспитатель: Да, в одном стакане находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная - пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как вы думаете, должны ли мы ее беречь? Если да, то как?

Дети: Нужно закрывать краны, расходовать воду экономно. Воспитатель: Давайте рассмотрим воду в стаканчиках и нальем небольшое количество жидкости на поднос: из чего состоит вода?

Дети: Из маленьких капелек.

Воспитатель: Эти капельки - известные путешественницы. Вместе с одной из них мы отправимся в путешествие по временам года. (Показ изображения веселой бумажной капельки)

Первая остановка путешествия: фотография с изображением осенней природы.

Воспитатель: Какое время года изображено на снимке?

Дети: Осень

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки

Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило,
(дождь)

Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы -
Мелководные пруды,
(лужа)

Воспитатель: Каким бывает осенний дождь?

Дети: Грустный, печальный, серый, холодный.

Воспитатель: Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды?

Дети: В озере, в реке.

Вторая остановка: фотография зимнего пейзажа.

Воспитатель: Какое это время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Снег лежит, холодно

Воспитатель: Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(снежинка.)

Воспитатель: Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку?

Дети: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно.

(лед.)

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю,
(иней.)

Удивительный художник

На окошках побывал.

Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены -
На окошках лес густой.

Только белый не зеленый
Лес чудесный, не простой,
(морозные узоры.)

Воспитатель: Лед, снег, иней, морозные узоры - это что?

Дети: Вода

Воспитатель: Но вот солнышко пригрело , и капелька отправилась дальше.

Третья остановка: фотография с изображением весенней природы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое это время года?

Дети: Весна

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Тает снег, проталины, потекли ручьи

Воспитатель: А теперь— загадки о весенней капельке: С крыши белый гвоздь торчит, Солнце взойдет И гвоздь упадет.

(сосулька.)

Воспитатель: Сосулька - это твердая вода.

Четвертая остановка: фотография с изображением летнего пейзажа.

Воспитатель: Какое время года изображено на снимке? Дети: Лето.

Воспитатель: Где мы в природе встречаемся с водой? Дети: Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.

Воспитатель: Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по - разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды - моря, океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется - становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотная как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда - то на Земле начинается дождик, и мы бежим за Зонтами. Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной и летом. А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки - снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежные - звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

Опыт №2

Воспитатель: Ребята, давайте «создадим» дождь. У вас на столах лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. На что похожи эти губки?

Дети: На подушку, на конфету, на облако.

Воспитатель: Представьте, что губка - это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно ее сжать. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь?

Дети: Капелек воды мало.

Воспитатель: Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать?

Дети: Пошел дождь Воспитатель: Какой он? Дети: Тихий.

Воспитатель: А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? Дети: Сильный.

Воспитатель: Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным. Задание детям

Детям предлагается сделать по две - три капельки летнего и осеннего дождя, снежинку и сосульку.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на лежащий на столе лист акварельной бумаги. Вертикальная и горизонтальная линии делят его пополам. На сколько частей поделен лист?

Дети: На четыре

Воспитатель: Каждый квадрат имеет свой цвет. Что напоминают вам эти цвета?

Дети: Времена года.

Воспитатель: Какое время года отражает зеленый цвет?

Дети: Весну, появляется травка, листочки.

Воспитатель: Каким цветом лучше обозначить лето?

Дети: Красным, летом много ярких цветов, жарко. Воспитатель: Осень?

Дети: Оранжевым цветом - цвет листьев.

Воспитатель: Какого цвета наша зима?

Дети: Синяя, зимой холодно.

Воспитатель: Давайте прикрепим свои капельки, сосульки и снежинки в цветные квадраты так, чтобы состояние капельки воды соответствовало времени года. Молодцы ребята, вы со всем справились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...