Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Шеина Галина Александровна

Формирование представлений о зимующих  птицах через познавательную деятельнгсть детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx304.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Шеина Галина Александровна

УМК

Методические пособия к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа 3-4 года. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014. Наглядно-дидактические пособия: Плакаты «Птицы»; Серия «Расскажите детям о птицах».

Общее количество часов, отведённое на изучение темы

60 мин, первое занятие по теме.

2.

Доминирующая образовательная область

 Познавательное  развитие

3.

Вид деятельности детей

 Познавательная деятельность

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Зимующие птицы

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  Аудиозаписи, показ, беседа, смена видов деятельности, сюрпризный момент.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательно развитие;  

 речевое развитие

4.

Возрастная группа:

 Младшая группа

5.

Цель:

 Формирование представлений о зимующих птицах через познавательную деятельность детей.

6.

Задачи:

6.1

 Образовательные: формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.

6.2

Развивающие: развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями.  

6.3

 Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

6.4

6

 Активизировать словарь: зимующие птицы, сорока, воробей, синица и.д.р.

7.

Планируемые результаты:

Отвечает на вопросы воспитателя, знает и называет зимующих птиц.

Активизирует словарь.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

  Аудиозапись музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь»),  презентация с изображением зимующих птиц.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

  Беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

    Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила!

Какое же время года сейчас гостит у нас?

Дети: Зима.    

1.2

Мотивация деятельности детей

  Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют:

стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках). Посмотрите в окошко, полюбуйтесь на зиму!

Вот и к нам пришла зима:

На деревьях бахрома,

Мороз трещит на стёклах,

Сквозняк стучится в окна!

Показ иллюстрации «Зима».

 

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

 Воспитатель: А давайте-ка мы сядем на коврик, закроем глазки и попробуем услышать песенку зимы в лесу. ( Звучит мелодия, но без птичьего пения).

Дети, а почему в лесу не слышно птичьих голосов, почему так тихо?  (Птичкам холодно, многие улетели в тёплые края.)

- Все птички улетели?  (Некоторые остались.)

- А какие остались?

- Как мы их назовём одним словом?  (Зимующие птицы)

- А как же они живут зимой? ( Плохо зимой птичкам, холодно, нечего есть.)

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- А как мы с вами можем помочь зимующим птичкам?

 (можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 Воспитатель вносит кормушку.

 - Ребята, а что же это за предмет такой интересный? (ответы детей)

(это кормушка)

- А для кого она?

(кормушка для птиц)

- А зачем птицам нужна зимой кормушка? (зимой, когда очень холодно и много снега, птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются. Поэтому часто кормушки называют еще столовыми для птиц.)

- Ребята, а из чего сделана наша кормушка?

(эта кормушка из дерева)

 -Можно сделать кормушку из другого материала? (да)

- Из каких частей состоит наша кормушка?

 (у кормушки есть дно или пол, куда насыпается корм и есть крыша, чтобы снег или дождь не намочил птичий корм.)

- Ребята, а зачем нужно вешать кормушку высоко на дерево?

(птички летают высоко, садятся на деревья и вверху им легче увидеть корм, на дереве им никто не помешает клевать зернышки, ни кошка, ни собака птичек не достанет.)

-Давайте насыплем корм, который я взяла, в нашу кормушку – это семечки - и повесим ее на дерево, когда пойдём на прогулку. Вот так. (Дети берут семечки и насыпают в кормушку)

- А теперь давайте посмотрим, какие птички могут прилететь на нашу кормушку.        (Просмотр презентации «Зимующие птицы нашего края»)                                        

 

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

 Посмотрите, я приготовила вам картинки, на которых изображены зиму-ющие птицы. (Воспитатель показывает а дети называют птиц).  

 Погуляем с вами в зимнем лесу, становитесь, дети в круг, сейчас мы пре-вратимся в птичек.

  Физкультминутка.

Мы по лесу гуляли

За природой наблюдали:

Как красив зимою лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Вверх на небо поглядели,

К нам птички прилетели,

Вокруг нас летали,

Крыльями махали!

В лесу тихо и покой,

Ну а нам пора домой!

                                                                                                                   

III.

Заключительная часть

П/И «Птички летают».

  ЦЕЛЬ: Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу; приучать детей помогать друг другу.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

 Ребята, что нового вы сегодня узнали?

С какими птицами познакомились?

Как нам помочь птицам, чтоб они не погибли зимой?

 

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пополнить  уголок  с/р игр шапочками  с изображением птиц.

В режимные моменты проговаривать название зимующих птиц.

Рекомендовать родителям почитать детям рассказы о зимующих птицах.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕТЫ

 1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

 2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

 3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

 4. Перед метелью воробьи чирикают.

 5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

 6. Синицы порхают под окном – к холоду.

 7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

 8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

 9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

СТИХИ ПРО ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ

На дворе морозище

 Градусов под сорок.

 Плачутся воробышки,

 Что весна не скоро.

 В. Звягина

 Воробышки игривые,

 Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.

 Озябли пташки малые,

 Голодные, усталые,

 И жмутся поплотней.

 С. Есенин

 Вот ворона сидит на заборе.

 Все амбары давно на запоре.

 Все обозы прошли, все подводы,

 Наступила пора непогоды.

 Суетится она на заборе —

 Горе ей, настоящее горе!

 Ведь ни зернышка нет у вороны

 И от холода нет обороны.

 Н. Рубцов

 Голуби, голуби,

 Раз, два, три...

 Прилетели голуби-сизари.

 И. Токмакова

 Скачет шустрая синица,

 Ей на месте не сидится.

 Прыг-скок, прыг-скок,

 Завертелась как волчок.

 А. Барто

 Выбегай поскорей,

 Посмотри на снегирей!

 Прилетели, прилетели!

 Стайку встретили метели,

 А Мороз Красный Нос

 Им рябинки принес.

 А. Прокофьев

 Трудно птицам зимовать,

 Надо птицам помогать!

 Распилить я попросил

 Досочку еловую,

 Вместе с папой смастерил

 Птичкину столовую.

 А. Чепуров

 У нас под окошком береза стоит.

 На ней птичий домик - кормушка висит.

 И к ней на обед, с холодных ветвей,

 Слетается стайка пернатых гостей.

 Там дружно клюют снегири и синицы,

 Воробушкам тоже есть чем поживиться.

 Когда на кормушку садится вдруг галка,

 То, быстро вспорхнув, улетает вся стайка.

 Но только покинет тот домик она,

 Как вновь мелких пташек кормушка полна.

 Щебечут, чирикают между собой.

 Наевшись, садятся на ветки гурьбой.

 Зимой очень трудно найти им еду.

 Нам надо помочь не попасть им в беду.

 Поэтому птичкам поможем мы выжить,

 Чтоб летом в лесу щебетанье их слышать.

Н.Астахова

 

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

ЗАГАДКИ

Грудка ярче, чем заря,

 У кого? (у снегиря)

 Как лиса среди зверей,

 Эта птичка всех хитрей.

 Прячется в зеленых кронах,

 А зовут ее… (ворона)

 Угадай, какая птица,

 Бойкая, задорная,

 Ловкая, проворная,

 Звонко тенькает: тень-тень.

 Как ой хороший зимний день! (синица)

 Кто летает, кто стрекочет –

 Рассказать нам новость хочет? (сорока)

 Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

 Словно кошки не боится –

 Собирает крошки,

 А потом на ветку – прыг,

 И чирикнет: Чик-чирик! (воробей)

 

Днем молчит,

 Ночью кричит.

 {Филин, сова)

 Посередь деревьев кузнецы куют.

 (Дятел)

 Ты с модницей этой,

 Конечно, знаком:

 Вертушке на месте

 Никак не сидится —

 Все хвастает

 Синим своим сюртуком

 И шапочкой синей

 Гордится... (синица).

 Е. Ильин

 От простуд он не страдает,

 Не страшится злобных вьюг

 И к зиме не улетает

 На далекий знойный юг.

 Пусть покроют снега груды

 И пригорок, и пустырь —

 Раз красавец прилетел к нам,

 Житель севера... (снегирь).

 Е. Ильин

 В серой шубке перовой

 И в морозы он герой,

 Скачет, на лету резвится,

 Не орел — а все же птица!

 (Воробей)

 Черный жилет,

 Красный берет,

 Нос как топор,

 Хвост как упор.

 {Дятел)

 Непоседа пестрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая!

 (Сорока)

 Днем спит,

 Ночью летает,

 Прохожих в лесу пугает.

 (Сова)

 Вертится, стрекочет,

 Весь день хлопочет.

 (Сорока)

 На голом суку сидит,

 На весь двор кричит:

 "Кар-кар-кар!"

 (Ворона)

 Чернокрылый, красногрудый,

 И зимой найдет приют:

 Не боится он простуды,

 С первым снегом

 Тут как тут!

 (Снегирь)

 А. Чепуров

 Странный доктор есть на свете,

 Он деревья лечит, дети.

 — Где болит? Тук-тук!

 А, нашел. Тут, тут.

 (Дятел)

 Е. Серова

 Чик-чирик!

 К зернышку прыг,

 Клюй, не робей,

 Кто это?

 (Воробей)

 Синяя косынка,

 Темненькая спинка,

 Маленькая птичка,

 Звать ее... {синичка).

 Выпал снег, а эта птица

 Снега вовсе не боится.

 Эту птицу мы зовем

 Красногрудым... (снегирем).

 Живет в лесу,

 Ухает, как разбойник,

 Люди его боятся,

 А он людей боится.

 (Филин)

 Это кто там на дорожке

 Испугался нашей кошки?

 Это кто там поднял крик —

 Чик-чирик да чик-чирик?

 (Воробей)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Сорока - белобока

 Сорока — белобока

 Кашку варила,

 Деток кормила.

 Этому дала (4 раза)

 Этому не дала:

 Зачем дров не рубил?

 Воды не носил?

 Знай вперед:

 Здесь водица -

 холодненькая (Между кистью и рукой,

 Здесь — тепленькая (в сгибе локтя,

 А здесь — горяченькая (под мышкой,

 Здесь — кипяток, кипяток! (пощекотать) .

 Покормите птиц

 Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

 Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

 К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

 Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

 Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

 И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

 Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)

 К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

 Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

 Нам встречать весну.

 

 Птички

 Птички прилетели, ( Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие

                                     пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

 крыльями махали

 Сели.  Посидели         (Кисти рук соединили в замок.)

 и дальше полетели.

 Дятел

 Вдруг в лесу раздался стук.( Постукивать по столу подушечкой                                                                                                                    указательного пальца правой руки.

 Это дятел долбит сук.

 Он деревья не калечит,

 Он деревья лечит.

 Снегири

 За углом для птиц новинка («шагают» пальцами по столу)

 Там столовая «Рябинка».

 Погляди-ка, детвора, (сжимаем и разжимаем кулачки)

 Взошла красная заря.

 Снегири, скорей проснитесь (открываем клювики)

 И рябинкой угоститесь. («клюют» пальцы в щепотке)

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей( Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

 Прилетело? Мы расскажем.

 Две синицы, воробей,

 Шесть щеглов и голубей,

 Дятел в пестрых крылышках.

 Всем хватило зернышек.  Н. Нищева

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра "Собачка и воробьи.

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные —"воробьи".

Скачет, скачет воробей.                          Дети скачут.

 Скок-поскок!

 Скок-поскок!

 Кличет маленьких детей:                        Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"

 Чив! Чив! Чив!

 Чив! Чив! Чив!

 Киньте крошек воробью,

 Я вам песенку спою:

 Чик-чирик!                                             Повторяют: "Чик-чирик!"

 Чик-чирик!

 Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.

 "Воробьи" разлетаются.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»

 Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает  стихотворение и показывает движения.

 Маленькие птички,                                    Выполняют взмахи руками.

 Раз-два, раз-два!

 Скок-скок, скок-скок!                                Прыгают на месте на двух ногах.

 Маленькие птички,                                     Выполняют взмахи руками.

 Раз-два, раз-два!

 Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!                               Хлопают в ладоши.

 Маленькие птички,                                      Выполняют взмахи руками.

 Раз-два, раз-два!

 Топ-топ, топ-топ!                                        Топают ногами, руки на пояс.

 Маленькие птички,                                      Выполняют взмахи руками.

 Раз-два, раз-два!

 Разлетайтесь кто куда!                                 Разбегаются врассыпную.

 Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда! » дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

 Подвижная игра «Воробышки и кот»

 Инвентарь: маска кошки.

 На игровой площадке цветными шнурами, лентами  обозначаются 2 линии длиной 3, 5—4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:

 Вылетайте из гнездышек,

 воробышки!

 Поклюйте зернышек,

 воробышки!

 Быстро летайте,

 Крыльями махайте!

 Раз-два, раз-два,

 Крыльями махайте!

 Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воробушки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.  

 Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»

 Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

 Воробей с березы                                     Прыгают на двух ногах, руки вниз.

 На дорогу прыг!

 Больше нет мороза                                   Хлопают в ладоши.

 Чик-чирик!

 Вот журчит в канавке                               Выполняют наклоны влево - вправо,

 Быстрый ручеек, руки на пояс.

 И не зябнут лапки                                      Прыгают на двух ногах, руки вниз.

 Скок-скок-скок!

 Высохнут овражки                                       Хлопают в ладоши.

 Прыг, прыг, прыг!

 Вылезут букашки                                         Выполняют «пружинку»

 Чик-чирик!

 Игра малой подвижности «Где спрятался воробей? »

 Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10—15 см) .

 Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:

 Скачет шустрый воробей

 Все быстрей, быстрей, быстрей!

 Крошки хлеба поклевал,

 Над землею полетал,

 На березе посидел.

 Кыш. Куда-то улетел!

 Вас прошу, мои друзья,

 Вы найдите воробья!

 После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

 Подвижная игра «Голуби и кот».

 Среди  серых голубей скачет шустрый воробей,

 Воробушек — пташка, серая рубашка.

 Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

 В зале раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите! » «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по залу, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой! » «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».

                                                      ПАМЯТКИ

      "Как подкармливать птиц зимой"

 

  • Сделайте кормушку для птиц. Ее можно изготовить и по специальным схемам, а можно – из подручных материалов.
  • Развешивать кормушки надо в местах, спокойных для птиц и доступных для человека.
  • Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
  • Следите, чтобы в кормушке был постоянно корм.
  • Не бросайте возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
  • Следите, чтобы в кормушке не было снега.
  • Не кладите в кормушку конфеты, яблоки, апельсины. Этот корм птицы не едят.
  • Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несоленого сала, кусочки мяса, семена подсолнуха и арбуза
  • Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Дело в том, что птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит - это может даже убить птичку. Особенно опасен именно ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный. Кормите птиц здоровой пищей.
  • Охотнее всего синицы берут с кормушек семянки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало

«Как сделать кормушку для птиц своими руками»

Всё короче зимний день.

 Не успеешь пообедать,

 Солнце сядет за плетень.

 Ни комарика, ни мушки

 Всюду только снег, да снег.

 Хорошо, что нам кормушки

 Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Кормушки для птиц из коробки из-под молока или пластиковой бутылки

Можно взять пустой молочный пакет, коробку или пластиковую бутылку (лучше 5-литровую) и быстро соорудить кормушку, вырезав отверстие для входа чуть выше днища. Края лучше обклеить изолентой, чтобы птицы не поранились об острые края бутылки.

Как выяснилось, птицы предпочитают кормушки, где отверстия больше, они боятся замкнутого пространства, поэтому лучше сделать 2 или 3 входа для птиц.

     Деревянная кормушка для птиц

Самая простая в изготовлении деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Бортики пусть будут достаточно высокими, чтобы порывами осеннего ветра не сдувало хлебные крошки или семечки. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает корм от дождя и снега. Сделать такую простую кормушку для птиц под силу каждому.

Если подключить фантазию, то можно и соорудить нечто более оригинальное, к примеру, избушку на курьих ножках, ротонду с колоннами или дом-телефон. Основой такой конструкции будет каркас из реек. Каркас обшиваем водостойкой фанерой, крепим дно и накрываем крышей. В стенах делаем проемы в виде высоких окон, дверей или в форме арок. Все детали такой кормушки для птиц перед сборкой окрашиваем.

Заранее прикиньте размеры отверстий в стенах. Чем они больше, тем более крупных размеров птицы будут прилетать к кормушке. Каждая со своими повадками.  

 Если есть вероятность, что косые дождевые струи будут попадать на дно кормушки, сделайте в нем несколько маленьких отверстий .Можно купить и уже готовую кормушку для птиц, они продаются как декоративные изделия для сада и огорода.

      Куда повесить кормушку?

Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку для птиц можно повесть на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

На собственный  балкон лучше кормушки не вешать по гигиеническим причинам.

Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти им корм значительно труднее, чем летом. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

     Чем кормить птичек?

Традиционный корм для птиц в зимнее время – овес, семечки подсолнечника, семена тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды, кусочки фруктов и, даже, несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать – это опасно для их здоровья.

К кормушке, в зависимости от «меню» наведываются разные пернатые. Дятлы, поползни и синицы предпочитают семена тыквы и подсолнечника, кусочки сала. Щеглы, зеленушки и воробьи – просо, овес и пшено. А вот свиристели и наши зимние гости – снегири, любят полакомиться гроздьями ягод рябины, бузины и калины. Клесты и дятлы с удовольствием клюют желуди, шишки и орехи.

У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть в зимнюю стужу от голода. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Теперь вы знаете, как сделать кормушку для птиц. Берите пилу, молоток и гвозди и за дело.

Как живут птицы зимой?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Зимующие птицы. Рассказы и задания для детей.

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть малыш попробует показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите малышам показать, как птички друг друга греют. Пусть прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»)

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (пусть малыш вспомнит, что делали птички, которых он видел на прогулке? Они искали корм или клевали его) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно прочитать отрывки из «Лесной газеты» В. Бианки

Холодно в лесу, холодно! В. Бианки

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин.
Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко

Кто сыт, тому холод не страшен
В. Бианки

У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!

После чтения спросите ребенка: Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (чтобы согреться) Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (нужно, чтобы было много корма) Как мы можем помочь птицам зимой?



\
Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия  будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Сравнение воробья и голубя

Сравнение снегиря и синицы

Сравнение щегла и свиристели

Сравнение сороки и вороны

Речевая игра «Скажи наоборот».

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по  теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

 Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в  »волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?»  по теме «Зимующие птицы». 

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный  и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей.

Зимующие птицы. Задания в картинках для занятий с детьми

 Зимующие птицы. Задания в картинках для детей.

 Зимующие птицы. Задания для детей в картинках.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и  клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...