Проект "Зимушка-зима в гости к нам пришла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Дейнес Татьяна Владимировна

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга? Всем ли хорошо зимой? Что было бы, если бы зимой не было снега? Предоставить детям возможность в течение недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима в гости к нам пришла!» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Тема проекта способствует формированию у дошкольников целостного представления о зиме; общению ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, речевой активности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimushka_-_zima_v_gosti_k_nam_prishla.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Сертоловский ДСКВ № 2» (структурное подразделение)

ПРОЕКТ

Тема: «Зимушка – зима в гости к нам пришла!»  

                                  Автор проекта:

                                             

                                               Дейнес Татьяна Владимировна

                                                                                                                                                                          г. Сертолово

2021-2022 учебный год

Проект «Зимушка – зима в гости к нам пришла!»

в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР.

                                                                                                                                                                                                             Авторы проекта:

Воспитатели: Дейнес Татьяна Владимировна – первая квалификационная категория

                       

Актуальность проекта:

     Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена  года  сменяют  друг друга?  Всем ли хорошо зимой?  Что было бы, если бы зимой не было снега? Предоставить детям возможность в течение  недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима в гости к нам пришла!» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Тема проекта способствует формированию у дошкольников целостного представления о зиме; общению ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, речевой активности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель проекта:

Формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях , живой и неживой природе зимой через интегрирование образовательных областей, развитие интонационной культуры речи по теме.

Задачи проекта:

Для обучающихся:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы). Свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Учить детей выразительно рассказывать стихотворные тексты;
  • Воспитывать желание использовать интонационную выразительность (сила голоса, ритм, темп речи) в процессе общения со сверстниками и при чтении стихов;

Для родителей/законных представителей:

  • Приобщение родителей к жизни детского сада.
  • Создание эмоционального настроения и ярких впечатлений от совместной деятельности  воспитателей, детей и родителей.

Вид проекта:

  • познавательно-исследовательский
  • творческий.
  • краткосрочный.

Продолжительность проекта: одна неделя (13.12.21 г. – 17.12.21 г.)

Участники проекта: обучающиеся МДОБУ группы «Вишенка» с ТНР, родители/законные представители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательно - исследовательское развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемые результаты проекта:

По окончанию проекта дети смогут:

  • Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
  • Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
  • Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
  •  Более развит навык запоминания стихотворных текстов, более нормализован темп, ритм речи.

Продукты проекта:

  • «Столовая для птиц". Изготовление кормушек для птиц.
  • Оформление папки-передвижки «Безопасность детей на улице в зимний период».
  • Выставка поделок выполненных совместно с родителями «Новогодняя игрушка»
  • Выставка детских рисунков «Зима – краса в белом платье пришла»

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Определение темы и составление матрицы и проектной карты.

2. Определение целей, задач.

3. Изучение методической литературы, подбор художественной литературы, стихотворений для разучивания, подбор наглядно-дидактического материала, подбор материала для опытно-экспериментальной деятельности.

2 этап – реализация проекта осуществляется через совместную деятельность воспитателей, обучающихся и родителей/законных представителей.

Реализация проекта.

1 день.

1. Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме»

Цель: Расширять знания детей о животном мире, повадках животных, их особенностях, показать обычных животных, но имеющих интересные особенности.

 

2. Речевая  игра «Что зимой бывает».

Цель: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

3. Подвижная игра  «Снежная карусель».

Цель: упражнять в ориентировке на местности. 

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг  снеговика  и  изображают снежинки.   По  сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов, бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие, замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва, они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

 4. Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»

Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.

Ход игры:

Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.

Примеры пословиц и поговорок о зиме:

Береги нос в большой мороз.

Год кончается, а зима начинается.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Январь — году начало, зиме середина.

Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Не светит зимой солнце против летнего.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

В зимний холод — всякий молод.

В одну ночь зима становится.

 

   5. Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

6. Чтение сказок «Двенадцать месяцев» и «Зайкина избушка»

Цель: Учить слушать и воспринимать сказку. Учить анализировать произведение и характеры героев сказки. Отличать добро от зла. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к художественным произведениям. Развивать навыки связной речи, памяти, логического мышления.

2 день.

1. Беседа на тему: «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Задачи: Уметь определять птиц по внешнему виду, уточнить понятие «зимующие птицы», уметь рассказывать о поведении птиц.

2. Занятие по рисованию  «Зимний пейзаж»

Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования.

3. Разучивание стихотворения «Белая берёза под моим окном»

4. Речевая игра «Образовать признак по аналогии»:

Декабрь – декабрьские (морозы), декабрьское (солнце), декабрьские (дни), декабрьская  (метель) и т.д.

Январь - ………………………………………………………………….

Февраль - ……………………………………………………………….

Цель: развивать  речевую активность детей.

5. Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?»

Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.

Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.

6. Подвижная игра «Снежная королева».

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

3 день

1. Беседа по теме: «Как человек помогает животным в лесу» 

Цель: Формировать бережное отношение к природе и животным, воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим.

2. Занятие по лепке из солёного теста «Весёлый снеговик»

Цель: развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение (побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения персонажа); применять в работе знакомые способы лепки.

3.Сюжетно-ролевая игра «ДОЧКИ-МАТЕРИ: ПРАЗДНИК ЕЛКИ».

ЦЕЛЬ: Учить детей играть вместе с взрослыми и детьми в конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр (с помощью взрослого) простые игрушки, машинки, украшения. Расширять круг действий детей с куклой и другими образными игрушками. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: ожидание новогоднего праздника, подготовка подарков для кукол, сборы на праздник. Создать детям радостное, праздничное настроение. Способствовать объединению детей для совместных игр.

4. Дидактическая игра  «Продолжи предложение»

Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.

Ход игры:

Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ

Если зимой день короче чем весной, то весной…

Если дерево выше скамейки, то скамейка…

Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…

Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…

Если летом теплее чем осенью, то осенью…

5. Просмотр мультипликационного фильма  «Снеговик - почтовик»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к просмотру советских мультфильмов.

4 день.

1. Беседа  на тему «Куда прячутся насекомые зимой?»

Цель: расширить представления детей о том, как зимуют насекомые.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2. Аппликация «Варежка»

 Цель: Развитие творческих способностей детей, художественного вкуса, совершенствовать навыки вырезания из бумаги.

3. Опыт «Таяние снега»

Цель: определить свойства снега

Содержание опыта: Принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния.

Результат: Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод: От любого источника тепла снег тает и превращается в воду.

4. Загадывание загадок о зиме.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.

5. «Скажи какая» речевая игра.

Цель: обогащать   словарный   запас,   учить   подбирать прилагательные к заданному  существительному. Скажи, какая погода может быть зимой? Предложите  варианты: Если на улице идёт снег, то погода…(снежная); Мороз – (морозная); Ветер –(ветреная); Холод – (холодная); Вьюга – (вьюжная).

6. Подвижная игра «Снежинки и ветер»                                                                                         Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе. Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер   стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

5 день.

1. Беседа «Зимние забавы»

Цель: Познакомить детей с понятием «Зимние забавы». Расширить словарный запас.

2. Чтение сказок «Морозко», «Снегурочка».

Цель: воспитывать любовь к чтению книг, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

Учить детей видеть за словами образы и настроение произведения.

3. Опыт со льдом и снегом.

Цель: понять, почему снег тонет, а лед нет.

Ход эксперимента: В воду опускают лёд и комок снега.

Вывод: снег тонет быстрее т.к. он рыхлый, в нём есть воздух. А лёд плотный, вода не может проникнуть в него.

4. Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека; учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

5. Консультация для родителей/законных представителей «Зимние прогулки с детьми»

Задачи: Познакомить родителей с активностью детей в зимний период на прогулке.

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период времени. Формировать готовность родителей к сотрудничеству в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения, помогать родителям, сохранять и укреплять физическое, и психическое здоровье ребенка.

3 этап – результаты проекта:

        Во время реализации проекта дети стали проявлять интерес к сезонным изменениям в природе, участвовать в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечать на вопросы, стали более эмоционально отзывчивы. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об зимних изменениях в природе. Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширился кругозор и представления детей об окружающем мире. Закрепились и расширились знания детей о времени года – зима, птицы, что активно способствовало развитию связной речи, любознательности, творческих способностей детей. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта, у них появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей. В нашей группе прошла выставка новогодних игрушек, где дети вместе с родителями проявили свои творческие способности, закрепили полученные знания по теме «Зимушка - зима»

Приложение 1

 Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель: Расширять знания детей о животном мире, повадках животных, их особенностях, показать обычных животных, но имеющих интересные особенности. Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи:

- уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;

- обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;

- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями в природе зимой;

- беседа о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания.

Ход НОД

- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте: далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)

На доске «волшебный круг» (слайд 1)

- Дети, а это что за знаки? (приметы)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место».

(дети выполняют задание)

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

- А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

- Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила: мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку», а сегодня его домик пуст (слайд2)

- Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

- Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)

- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

- Лес для кого является домом? (ответы детей)

- Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные?

- Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)

- Как готовится белка к зиме?

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

- С кем будет следующая встреча? (Заяц)

- Готовятся ли зайцы к зиме?

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

- А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

- Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнём: физминутка «Зайка».

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся:

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,

Убегает от лисы.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не мог.

- С кем следующая встреча? (Медведь)

- Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

- Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

-Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

- Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые: здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

- А сейчас нам нужно возвращаться в д/с.

-Говорим волшебные слова:

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

-Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Что нового узнали о животных?

Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных.

2. Беседа «Зимующие птицы».

Цель: Формировать интерес к зимующим птицам

Задачи Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о птицах. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающие: Развивать интерес к жизни птиц. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя признаки сходства и различия.

Образовательные: Продолжать знакомить с зимующими птицами и  их особенностями.   (повадки, питание, приспособление к условиям среды, учить устанавливать причинно-следственные связи (изменение образа жизни в зависимости от условий)

Предварительная работа • Беседа с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

• Рассматривание иллюстраций

• Чтение художественной литературы о птицах.

 изображение зимующих птиц, мяч, музыка с голосами птичек.

Ожидаемый результат Формирование интереса к жизни зимующих птиц, закрепление и расширение представлений о зимующих птицах, их биологическими особенностями, особенностям их приспособлений к суровым условиям, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развитие логической речи, обогащение словарного запаса.

Вводная часть

Вызвать интерес к предстоящей деятельности

Воспитывать интерес к художественной литературе, развитие речи, умение отвечать на вопросы полными ответами.

Слушание музыки (с голосами птичек); дидактическая игра "Назови птицу, которые живут в наших краях"; чтение стихотворения.

Сегодня мы будем продолжать знакомится с зимующими птицами, и научимся их различать по внешнему виду и голосам.

Воспитатель включает музыку с голосами птичек.

Проводит с детьми дидактическую игру "Назови птицу". После игры воспитатель читает стихотворение о зимующих птицах

Стихотворение

Пришла холодная зима

Метель и вьюга воет

И бьются птицы к нам с утра,

И ждут, кто им откроет.

Синица, дятел, голубь, клест.

Ворона и сорока

Ждут помощи зимой от нас,

Ты посмотри, их сколько.

Дети, о чем это стихотворение?

Каких птиц описывает автор в этом стихотворении?

Кто такие зимующие птицы?

Дети внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы полными ответами.

У детей формируется интерес к предстоящей деятельности.

Основная часть. Расширять представление о зимующих птицах. Закреплять умения сравнивать, выделяя признаки сходства и различия.

Снять усталость

Познакомить с новой птицей глухарем, особенностями строения, питания, приспособлениями. Наглядный метод: слайдовая презентация; загадывание загадок; физминутка "Серенькая перышка"

Воспитатель предлагает отгадать загадки о зимующих птицах с помощью иллюстраций. Задает детям вопросы и добивается полных ответов.

Загадки

Непоседа невеличка

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку

Как ее зовут? (синичка)

(иллюстрация)

Уличный мальчишка

В сером армячке

По двору шныряет

Крошки собирает. (воробей)

(иллюстрация)

Чем отличается синица от воробья? Что у них общего?

Не дровосек, не плотник

А первый в лесу работник? (дятел)

Дети, почему дятла называют первым работником? И чем они отличаются от других птиц?

Каждый год я вам лечу

Зимовать у вас хочу

И еще красный галстук мой. (снегирь)

Дети, снегирь какая птица? Отличается ли снегирь от воробья и от дятла?

Кругом ходит голова,

Ночью видит будто днем

Тихо серая. (сова)

Воспитатель проводит физминутку: "Серенькие перышки"

Воробьи-воробушки

Серенькие перышки

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки

И погладить не дают

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

Предлагает рассмотреть иллюстрацию. Кто знает,  как называется?

Дети отгадывают загадки, показывая иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя.

Делают вместе с воспитателем физминутку.

Рассматривают, отвечают на вопросы.

Дети познакомились с названиями зимующих птиц. Научились различать птиц с другими зимующими птицами.

Заключительная.  Закрепить представление о зимующих птицах. Воспитывать желание заботиться о них.

Формировать элементарные навыки самоанализа. Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали? Назовите зимующих птиц, как они приспосабливаются к холодной зиме. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам зимой? Ответы детей.

Воспитатель дает детям домашнее задание подготовить корм для птиц, чтобы на прогулке покормить птиц. Дети вместе с воспитателем делают выводы, отвечают на вопросы воспитателя.

Сформировалось представление о зимующих птицах, желание  заботиться о них. Элементарные навыки самоанализа, умения делать выводы.

3. Беседа «Как человек помогает животным в лесу».

Цель: Формировать бережное отношение к природе и животным, воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим.

Ход занятия:

В группе появляется синичка. Воспитатель обращает на нее внимание детей, говорит: «Как хорошо, Зинка, что ты прилетела. Сейчас мы с ребятами будем говорить про лес. Ты молодая, еще мало знаешь о том, как в лесу живут звери и как люди им помогают. Мы тебе расскажем».

Воспитатель проводит рассматривание картины «Лоси в зимнем лесу», задает детям примерно следующие вопросы: кто изображен на картине? Сколько лосей? Какие они? Все ли лоси одинаковые? Где лоси живут? Что лоси едят зимой? Легко ли им жить в зимнее время?

Воспитатель, обращаясь к ребятам и к Зинке, делает короткие пояснения, сообщая такие сведения, которые дети могут не знать (лось – лесной великан, растительноядный зверь, имеет высокие ноги и др., кабан – предок домашней свиньи, темно-коричневого цвета, иногда с острыми выступающими клыками и др.).

Воспитатель коротко рассказывает детям и синичке о том, что существуют лесничества, в которых работают лесники – люди, чье основное дело – забота о лесе. Они любят природу, хорошо знают повадки животных, помогают им в трудное зимнее время. Вносит картину «Зимняя подкормка диких животных», рассматривает ее с детьми, задавая примерно следующие вопросы: кто изображен на картине? Что делает лесник? Куда он складывает сено? Откуда лесник привез сено? Кто заготовил сено? Кто построил кормушку для лесных животных? Кто, будет есть сено? Что делают лоси, которых видно из-за деревьев? Как лесники заботятся о лесе? Хорошее ли это дело – зимняя подкормка зверей? Предлагает и детям поиграть в игру «Накорми лесных жителей».

Воспитатель вносит картину «Помощь зимующим птицам», предлагает детям рассказать Зинке, что на ней изображено. Обращает их внимание на то, что на птичью лесную кормушку слетаются разные пернатые: синички, воробьи, поползни, голуби. Даже дятел долбит дерево рядом, а белка и синичка совсем не боятся людей – берут корм с руки. Люди повесили кормушки, регулярно кладут в них корм – это очень доброе дело. Но разным птичкам нужен разный корм. Давайте проведем эксперимент: наложим разные виды корма для птиц в разные кормушки, - так мы проверим, какие птицы что любят.

После занятия дети выходят на прогулку вместе с Зинкой, показывают ей кормушки и то, как они кладут туда корм. Вместе издали наблюдают за птицами. С прогулки синичка «незаметно улетает».

В свободное время воспитатель читает детям стихотворение И. А. Бунина:

Густой зеленый ельник у дороги.
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его.
Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Какую можно оказать помощь диким животным в зимнее время? С наступлением холодов животные, населяющие леса, парки и скверы, ощущают, прежде всего, острую потребность в пище, воде, а также в убежище. Считается, что обеспечить всем этим диких животных обязаны соответствующие общественные организации. На самом деле внести неоценимую лепту способен каждый сознательный человек. Итак, давайте выясним, как помочь животным в зимнее время.

Обеспечение кормом пернатых по силам каждому из нас. Ведь большинство птиц не прихотливы  в выборе пищи.  Особенно с наступлением сильных морозов, когда наблюдается дефицит привычного корма. В качестве подкормки для птиц можно использовать остатки домашних блюд, всевозможные крупы, хлебные крошки, орешки, фрукты, ягоды. Главное, чтобы предлагаемая пища не представляла потенциального вреда для здоровья пернатых. Нужно заметить, что кормить птиц необходимо на протяжении всего зимнего периода. Поскольку они довольно быстро привыкают к подобным подношениям со стороны человека и больше не уделяют времени поиску добычи в прочих местах.

Обеспечение доступа к воде Вода крайне необходима животным в зимнее время. Как помочь существам, которые вынуждены страдать от недостатка жидкости с приходом морозов? Время от времени необходимо наливать свежую теплую воду в неглубокие емкости и оставлять в местах скопления зверушек. Также можно периодически убирать ледяную корку на водоемах в городских садах и парках. Крупное бревно, оставленное в проталине на поверхности пруда, не позволит воде замерзать длительное время. Таким образом, животные смогут приходить сюда, чтобы восполнять недостаток жидкости в организме.

Животные зимой в лесу также часто страдают от недостатка естественных кормов. Здесь на помощь зверушкам должен прийти человек. Чтобы повысить шансы парнокопытных на выживание в условиях снегов и морозов, важно создавать специальные подкормочные площадки. Последние делают в виде деревянных яслей с навесом, куда укладывают сено, зерновые и овощи. К подобным кормушкам при дефиците пропитания с радостью приходят косули, олени, лоси, дикие кабаны. Организовывают подкормочные площадки как можно ближе к звериным тропам. В таком случае животным оказывается проще их отыскать.

Еще как помочь животным в зимнее время? Помимо своеобразных лесных столовых, можно организовать солонцы. В непосредственной близости к деревянным яслям располагают крупные куски соли. Такая специфическая подкормка позволяет лесным обитателям противостоять болезням, поскольку соль обеспечивает их организм незаменимыми минеральными веществами. Согласно наблюдениям исследователей, у оленей, которые имеют доступ к солонцам, рога вырастают гораздо быстрее и обладают симметричной формой. Прочих парнокопытных, а также белок, зайцев, некоторых хищников наличие доступа к соли спасает от необходимости дальних перекочевок в поисках полезного минерала. Помимо прочего, организация солонцов уберегает диких животных от отравления. Ведь обитатели лесов нередко поглощают содержащие соль химические удобрения из почвы на сельскохозяйственных угодьях, которые оказывают отравляющее воздействие на их организм.

4. Беседа  на тему «Куда прячутся насекомые зимой?» 

Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, о том, как они готовятся к холодам  и где они проводят зиму. Развивать умение наблюдать, делать логические выводы и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением божьей коровки, муравья, пчелы, комара…

Вот и наступила пора, когда мамы достают из шкафа наши теплые свитера и перчатки, ведь  к нам пришла белоснежная гостья — зима. Мишка подыскивает берлогу, в которой будет спать до весны, птички улетают в теплые края, а как насекомые готовятся к зиме? Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем. Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? Божья коровка. Следующая чудо-букашка самая большая из всех труженица, иногда кусается и муравьем называется. Ранним утром ей не спится — очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая... пчела. Как жужжу я в летний день, знает твое ушко. Залетаю в каждый дом, зовут меня... мушка. В тёмном уголке живёт, шёлковую нить плетёт, он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. Это же паук.

Как же насекомые готовятся к зиме?

Беседуя про насекомых, мы узнали, что все они имеют свои особенности и к зиме готовятся по-разному. Давайте все-таки узнаем, как.

Как божья коровка готовится к зиме? Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет красивую окраску. Когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно - черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь засыпают еще до ее прихода.

Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в тоннелях муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.

Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, холод и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.

А паук — трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.

Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни.

5. Беседа «Зимние забавы»

Цель: Познакомить детей с понятием «Зимние забавы».

Расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить, упряжка, тройка, бубенчики.

Демонстрационный материал:

Сюжетная картинка: катающиеся на коньках дети на катке. «Катание детей на санках с горки» «Катание детей на лыжах»

Предметные картинки: зимние забавы катание на коньках, снеговик, горка, телега, карета «Тройка лошадей» «Оленья упряжка» «Собачья упряжка»,  спортивный зимний инвентарь:  ватрушка, ледянка, лыжи, коньки, санки.

Организационный момент:

-Ребята, а вы любите зиму?  

-А что можно делать зимой на улице? (ответы детей)

- А вам нравится лепить снеговика?

Основная часть беседы:

 Ребята, сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.) 

Забавы – это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние», и получается «зимние забавы»

Как вы понимаете, что такое зимние забавы? (Ответы детей: зимние игры и развлечения)

Давайте с вами больше узнаем о зимних забавах, которые издавна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые. 

Но сначала вспомним поговорки о морозе:

- «Береги нос в большой мороз»;

- «Мороз не велик, да стоять не велит»;

- «В зимней шубке и морозы – шутка».

Зимних развлечений очень много. Давайте я сейчас буду вам называть разные зимние развлечения, если я скажу правильно, то хлопайте в ладоши:

Зимой играют в снежки.

Зимой купаются в реке.

Зимой катаются на велосипеде.

Зимой собирают грибы.

Зимой собирают ягоды.

Зимой катаются на коньках по льду.

Зимой катаются на санках.

Зимой лепят снеговиков.

Зимой катаются на лыжах.

-Ребята, что вам больше всего нравится делать зимой? (кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки…)

-А где можно покататься на санках? (во дворе, в парке, с горки…)

- На чём ещё можно покататься с горки? (на ватрушке, ледянке, на лыжах)

-Как катаются на ватрушке и ледянке с горки? (так же как и на санках: садятся на них и, крепко держась за них, едут вниз с горы)

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней поры. 

Но ленивый мой конь возит только с горы. 

А на горку всегда сам пешком я хожу 

И коня своего за верёвку держу. (Санки.)

(Показ картины «Катание на санках»).

Рассказ об одной из старинных забав на Руси – катание на санях:

«Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной.

Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета)

Колёса крутились, карета ехала.

Но зимой колёса часто подводили.

Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах.)

И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее». 

Сравнение старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными)

Ребята, давайте подумаем: «Кого из животных впрягали в сани в разных регионах России» (кони, собаки, олени) показ картин

Вы говорили, что ещё вам нравится кататься на коньках. А что такое коньки? (ботиночки с полозьями). показ картины

-А где можно покататься на коньках? (на катке)

-Что такое каток? (площадка, покрытая льдом)

-А что на этой картинке делают дети? (играют в снежки)

-А что на этой картине делают дети? (лепят снеговика)

-Ребята, давайте слепим снеговика:(пальчиковая гимнастика)

Мы лепили снежный ком (сжимаем ладошки)

Шляпу сделали на нем (руки "Крыша" над головой)

Нос приделали и вмиг (крутим кулачком у носа)

Получился снеговик! (описываем в воздухе круги)

Дидактическая игра «Чего не стало?»

На доске висят картинки с зимними забавами: коньки, лыжи, санки, снеговик, горка. Всего пять картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?

Итог беседы:

-Ребята, о чём мы сегодня говорили? (о зимних забавах)

Какие бывают зимние забавы? (ответы)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Приложения 2

Зимние загадки.

Цели: Развитие способности отгадывать загадки.

Задачи: Учить отгадывать загадки, развивать логическое мышление, память, речь.

Загадки:

1. Он приходит к нам зимой,.

С длинной белой бородой.

Этот славный, добрый дед

В шубу теплую одет? (Дед Мороз)

2. Эта девочка изо льда,

Ходит с дедушкой она,

Водит с нами хоровод

В праздник, яркий, Новый год? (Снегурочка)

3. Он из снега,

Он смешной,

Во дворе стоит с метлой,

Он не мал и не велик,

Зовут его все…(Снеговик)

4. Папа в дом ее принес,

В комнате поставил.

Шарами яркими, дождем

Всю ее украсил.

Рада ей вся детвора.

Угадайте кто она? (Елка)

5. С неба белая крупа,

Осыпает все дома

И дорожки, и кусты

Стали, все, белым белы.

Что же это за крупа

Догадайся, детвора? ( Снег)

6. Я стекляшку подниму,

На ладошку положу.

А она тайком, тайком

Побежала ручейком? (Льдинка, лед)

7. На две дощечки я встаю,

Палки две с собой беру.

С горки быстро еду к речке.

Что, за чудные дощечки? (Лыжи)

8. На крыше, ледяные,

Леденцы висят.

Манят своим видом.

Маленьких ребят.

Хочешь сбить? Старайся!

Но, есть их, не пытайся! (Сосульки).

9. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

10. На дворе горой, а в избе водой. (Лёд)

11. Пухом землю замело —

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки. (Снег)

12. Осенью рождаюсь, весной умираю,

Зимой землю согреваю. (Снег)

13. Одеяло белое

Не руками сделано —

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

14. Что за звёздочка такая

На жакете, на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А сожмёшь — вода в руке? (Снежинка)

15. Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит,

А стоять не велит. (Мороз)

16. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

17. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

18. На дворе горой, а в избе водой. (Лёд)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

19. Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал —

В землю убежал. (Снег)

20. Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лёд)

21. Белая морковка

Вниз головой растёт. (Сосулька)

Приложение 3

1. Речевая  игра «Что зимой бывает».

Цели:

· Развитие представление о приметах зимы.

· Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

2. Речевая игра «Образовать признак по аналогии».

Декабрь – декабрьские  (морозы), декабрьское (солнце), декабрьские (дни), декабрьская  (метель) и так далее.

Январь - ………………………………………………………………….

Февраль - ……………………………………………………………….

Цель: развивать  речевую активность детей.

3. Речевая игра «Скажи какая».

Цель: обогащать   словарный   запас,   учить   подбирать прилагательные к заданному  существительному. Скажи, какая погода может быть зимой? Предложите  варианты: Если на улице идёт снег, то погода…(снежная); Мороз – (морозная); Ветер –(ветреная); Холод – (холодная); Вьюга – (вьюжная).

Приложение 4.

1. . Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»

Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.

Ход игры:

Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.

Примеры пословиц и поговорок о зиме:

Береги нос в большой мороз.

Год кончается, а зима начинается.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Январь — году начало, зиме середина.

Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Не светит зимой солнце против летнего.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

В зимний холод — всякий молод.

В одну ночь зима становится.

2. Дидактическая игра  «Продолжи предложение».

Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.

Ход игры:

Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ

Если зимой день короче чем весной, то весной…

Если дерево выше скамейки, то скамейка…

Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…

Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…

Если летом теплее чем осенью, то осенью…

3. Дидактическая игра «Наоборот».

Цели:

· Развитие слухового внимания, логического внимания.

· Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

Приложение 5.

1. Подвижная игра  «Снежная карусель».

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг  снеговика  и  изображают снежинки.   По  сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов, бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие, замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва, они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

2. Подвижная игра «Снежная королева».

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

3. Подвижная игра «Снежинки и ветер»                                                                                         Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе. Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер   стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

Приложение 6.

1. Опыт со льдом и снегом.

Цель: понять, почему снег тонет, а лед нет.

Ход эксперимента: В воду опускают лёд и комок снега.

Вывод: снег тонет быстрее т.к. он рыхлый, в нём есть воздух. А лёд плотный, вода не может проникнуть в него.

2. Опыт «Таяние снега»

Цель: определить свойства снега

Содержание опыта: Принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния.

Результат: Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод: От любого источника тепла снег тает и превращается воду.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...