Проект "Помоги пернатому другу зимой"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Овчарова Екатерина Юрьевна

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Помоги пернатому другу зимой"47.32 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированнный проект

«Помоги пернатому другу»

Содержание

Подготовила воспитатель: Овчарова Екатерина Юрьевна

Г. Люберцы, 2021г.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: информационно-творческий

По содержанию: обучающий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 неделя)

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.

Актуальность: выбор темы проекта «Помоги пернатому другу» выбрана мной не просто так. Дети стали задаваться вопросами: почему большинство птиц зимой улетают в теплые края? Как выживают оставшиеся птицы в холодное время? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для них холод или голод и почему?

 Каждый день мы видим птиц. Мы привыкли к ним, они радуют нас своим пением, красивому грациозному полету. Но зачастую мы не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит: зазеленеют ли наши сады и парки весной.

Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В холодное время года доступной пищи становится все меньше и меньше, а потребность в ней только возрастает. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, в надежде на нашу помощь, так как люди могут помочь им, устраивая для них столовые- развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить наших детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том, из каких материалов можно сделать кормушки, чем лучше подкармливать пернатых друзей, чтобы не навредить им. Кроме того, в ходе наблюдений за ними, у детей воспитывается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также узнавать о птицах новые факты.

Цель проекта: обогащение и систематизация у детей представлений о зимующих птицах.

Задачи проекта:

- обогатить и закрепить новые сведения и знания детей о жизни зимующих птиц нашего края;

 - расширить представления детей о роли человека в жизни зимующих птиц.

- пополнить развивающую среду по теме проекта;

- познакомить с видами кормушек и кормами для птиц;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовать наблюдение за ними;

- активизировать самостоятельную познавательную активность детей;

- привлечь родителей и детей к оказанию помощи птицам в суровых зимних условиях.

Ожидаемые результаты:

- сформированность представлений о зимующих птицах, умение различать их по внешнему виду;

- сформированность у детей разносторонних знаний о взаимосвязи человека с живой природой в зимний период и развитие бережного отношения к окружающему миру;

- привлечение родителей воспитанников к взаимодействию и сотрудничеству;

- вовлечение в творческую деятельность;

- развитие познавательного интереса к миру птиц.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный (определение цели и задач проекта, создание благоприятных условий для реализации проекта).

- познакомить детей и родителей с целью и задачами проекта;

- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых их можно смастерить;

- беседа с детьми о жизни птиц зимой и способах помощи им;

- подготовка художественной литературы о зимующих птицах, подборка настольно-печатных и дидактических игр, накопление методических материалов по теме.

2 этап: основной (практический).

- рассматривание предметных картинок и сюжетных картин;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- творческая деятельность.

3 этап: заключительный (подведение итогов)

- организация и участие родителей в изготовлении и применении кормушки;

- снятие небольшого ролика с участием воспитанников о кормлении зимующих птиц.

Этапы реализации проекта.

1 неделя:

Беседа «Почему мы считаем птиц своими друзьями?»

Формирование знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

1 этап – подготовительный.

Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.

2 этап – основной

Познавательное развитие

 

1.      Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе 

«Зимующие птицы»

Задачи:

-Дать детям знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.

-Закрепить понятие «зимующие» птицы.

-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Предварительная работа:

Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.

Материал: Презентация «Зимующие птицы», корм для птиц.

Ход ННОД

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой "Морозы”.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц.

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким

Поможем! Их надо кормить.

И тогда, им будет легко пережить холода.

Воспитатель: в стихотворении говорится о морозах, какое время года на улице? (зима)

-О ком еще говорится в стихотворении? (о собаке, птицах)

- каких птиц вы знаете? (дети называют)

-а все ли птицы могут пережить морозы? (нет)

- куда улетают птицы осенью? (в теплые края)

-как можно назвать этих птиц? (перелетные)

-Каких перелетных птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, грачи, ласточки)

- какие птицы остаются зимовать? (снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны)

-как можно назвать этих птиц? (зимующие)

Воспитатель: сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами? Которым мы должны помогать. А чем мы можем помочь зимующим птицам? (подкармливать их)

Воспитатель: правильно самое страшное для птиц — это не холод (у них к зиме вырастает пушок под перышками), самое страшное — это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья, землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем помогать им, они погибнут.

Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, и вы, узнаете, какие зимующие птицы прилетели к нам на кормушку (презентация «Зимующие птицы»)

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке

Это маленькая птичка, а зовут её…(синичка) 

Воспитатель: как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Чем питается синичка? (салом, семенами)

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит… (Дятел) 

Воспитатель: Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)

- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) 

Воспитатель: посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета).

-Чем покрыто тело воробья? (перьями).

-Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека). Ребята, а давайте мы с вами ненадолго превратимся в воробушек.

Физминутка "Птички"

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

Воспитатель: Молодцы, а вот следующая загадка.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее. (сорока).

Воспитатель: Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)

- Чем питается сорока? (семенами растений)

Воспитатель: Молодцы, следующая загадка

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять... (Снегирь) 

Воспитатель: как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается) (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)

Известная персона, а зовут её…(ворона) 

 Воспитатель: посмотрите у вороны (черные голова, горло, крылья и хвост)

- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с еще одной необычной птичкой

У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст) 

Воспитатель: Такой клюв ей нужен чтобы доставать орешки из шишек Он живёт в лесах, где много хвойных деревьев. Клёст хорошо бегает по веткам, может кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат. Питается он семенами хвойных деревьев. Клесты едят семена шишек и бросают вниз, из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. Клёст –единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Этой птичке не страшны никакие холода.

Итог:

Воспитатель: посмотрите, сколько зимующих птиц прилетело к нам. Давайте еще раз их назовем. (перечисляют)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила, чем сегодня мы будем угощать птичек? (на тарелочках лежат семечки, орехи, зерно, хлебные крошки, сало.)

Воспитатель: когда мы пойдем на прогулку, то мы обязательно покормим птичек

-А куда мы насыплем им угощение? (в кормушки)

-Правильно, а на территории детского сада есть кормушки? (да)

Кого угостим салом?

Семечками? Орехами?

2.Беседа «Зимующие и перелетные птицы»

 

Цель и задачи: формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность   удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание водоёмов, земли), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.

Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.

Ход беседы

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

- А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

- Как называются такие птицы? (ответы детей).

- Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

- А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

- А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на мольберте «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На мольберте расположены птицы: снегирь, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на мольберте «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На мольберте расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель: да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Проводится физкультминутка «Снегири»            

Вот на ветках, посмотри

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

4 хлопка руками по бокам и

4 наклона головы.

Частые потряхивания руками,

опущенными вниз.

2 поворота головы на каждую

строку.

Разбегаются по комнате,

взмахивая руками, как крыльями.

 

Воспитатель: Ребята, вы молодцы!

Как называют птиц, которые улетают на юг осенью? Назовите их.

Ответы детей. Перелетные.

Какие еще птицы бывают? Назовите их.

Ответы детей. Зимующие.

Скоро зима. Птицам трудно зимой. Почему? Чем мы можем им помочь?

Ответы детей. Потому, что наступает холод и голод; так как наши птицы питаются насекомыми)

Воспитатель: Дети, скажите, для птиц что страшнее холод или голод?

Ответы детей. Голод.

Воспитатель: чем мы можем помочь зимующим птицам?

Ответы детей. Делаем кормушки; насыпаем корм.

 

3.Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»

Цель: объяснить детям, почему птицам зимой страшнее голод, чем холод. Расширять представления детей о жизни птиц в холодное зимнее время.

 

4.Беседа «Для чего кормушке крыша?»

Цель: формировать представление о зимующих птицах, закреплять и обобщать знания детей о предназначении кормушек для птиц, обогащать словарь. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

 

5.Дидактические игры

         «Угадай по описанию»

Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. «Счет птиц»

Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными. Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

         «Назови ласково»

Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).

         «Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

          «Улетает – не улетает»

Цель: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.

         «Подбери признак»

Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице

Ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…

         «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет филина, сороки. Нет (кого?) – нет филинов, сорок.

 

Физическое развитие

1.Утренняя гимнастика «Птичка»

Ходьба 1-1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

     Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Взрослый говорит: «Поиграем в птичек, поднимем руки и покажем, как птички машут крылышками». Ребенок, подражая, машет несколько раз кистями рук и опускает руки вниз со звуком «пи-и-и». Упражнение выполняется 2-3 раза.

     Приседание с постукиванием пальцами о колени («птички клюют») Взрослый говорит: «Птички захотели поесть, они присели и клюют зернышки. Теперь встанем и спрячем руки за спину». Подражая, ребенок, присев на корточки, постукивают пальцами о колени, пригнув немного голову вниз; потом встает и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.

     Подпрыгивание. Взрослый говорит: «Птички поели и радостно запрыгали». Подражая, ребенок, держа руки на поясе, подпрыгивает обеими ногами несколько раз. Упражнение выполняется 4-6 раз.

     Бег на носках и помахивание кистями поднятых в стороны рук в течение 10-15 секунд. Взрослый говорит: «Птички подняли крылышки и полетели. Летят быстро - быстро». Заключительная ходьба в течение 1/2 - 1 минуты.

 

2.Подвижные игры

«Вороны»

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Xод игры:

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).

 

«Снегири»

Цель: работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

Вот на ветках, посмотри,

(по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири

(4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,

(на первое слово – частое потряхивание руками)

Греются на солнышке.

(на второе – хлопок по бокам)

Головой вертят,

(по 2 поворота головы на каждую строку)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели!

(дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

«Собака и воробьи»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Скок поскок

Скок поскок.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей

Чив, Чив, чив,

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)

Вдруг собачка прибежала,

Воробушек распугала.

3. Ритмическое упражнение

«Снегири»

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири,

Распушили пёрышки, греются на солнышке

Головой вертят, улететь хотят. Кыш-кыш! Улетели! За метелью! За метелью!

 

4. Пальчиковая гимнастика

 

«Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

 

 

 

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

 

 

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

«Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

 

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

 

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

 

«Воробьи – воробушки»

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

 

«Сколько птиц в кормушке нашей»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

 

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

«Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

 

 

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

 

«Воробей»

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

 

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

 

«Сел на ветку снегирек»

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

 

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

«Сорока»

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

 

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.

Речевое развитие

 

1.Презентация «Зимующие птицы», видео «Детям о птицах», «Птицы зимой».

2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».

3.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.

4.Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

 

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

5. Чтение рассказов и стихов

 В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягина «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости», М.Горький «Воробьишко».

 

6. Отгадывание загадок по теме

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

 — Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый… (Воробей)

В холодный день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовёт обедать,

Крошек отведать.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)  

 

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел)

 

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

Желтая грудка — это… (Синичка)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

 

 

 

7. Рассказы детей из личного опыта «Как мы с папой мастерили кормушку», «Кормушка у моего окна», «Какие птицы прилетают к нам на участок».

8. Рассказывание детям сказки «Как снегири красногрудыми стали».

 

Социально – коммуникативное развитие

 

1. Наблюдения за птицами на кормушке.

2. Наблюдения за воробьями, синицами, вороной, голубями, снегирями.

3. Наблюдения за птичьими следами на снегу.

4. Подготовка корма для птиц с помощью родителей.

5. Изготовление кормушек для птиц (совместная деятельность детей и родителей).

6. Развешивание кормушек для птиц на участке детского сада с помощью родителей воспитанников.

7. Подкормка зимующих птиц, чистка кормушек от мусора.

8. Сюжетно ролевая игра: «Перелетные птицы. Появление птенчиков в гнезде»

Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Игровые действия: Птицы рады появлению птенцов, заботливо относятся к своему потомству. Оберегают их от неприятностей, кормят, учат летать.

Предварительная работа: Знакомство с отличительными признаками перелётных птиц по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре. Предметы-заместители, игрушки.

 

Художественно – эстетическое развитие

 

1.ННОД Рисование «Воробышки зимой»

Цель: закрепить знания детей о птицах, воробье.

Задачи: учить рисовать фигурку воробья, используя геометрические формы, рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком; развивать индивидуальность, творческую активность.

Методические приёмы: беседа, рассматривание иллюстрации, загадывание загадок, творческая деятельность детей, итог занятия.

Материалы и оборудование: трафареты геометрических фигур, иллюстрации птиц, 1\2 альбомного листа, кисти, гуашь, ватные палочки, баночки с водой.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за воробьями, чтение стихов и рассказов о птицах, подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Ход ННОД

Воспитатель: вот и отшумела осень и наступила зима с морозами и снегом. И многие птицы улетели в тёплые края. Но не все птички улетают, некоторые остаются с нами зимовать.

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте вспомним некоторых птиц. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать. (Дети отгадывают про птиц загадки. Воспитатель показывает картинку этой птицы).

Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

 

 

 

Верещунья белобока,

А зовут ее ... (сорока)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)

 

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

 

 

 

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ... (ворона)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует -

Коноплю ворует. (Воробей)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

 

 

 

Игра «Рассортируй птиц»

(Детям нужно рассортировать птиц на зимующие и перелётные,  прикрепить на разные мольберты)

Воспитатель: Скажите, как одним словом можно назвать тех, кто изображён на картинках? 

Дети: Птицы.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы). А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет тёплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).

Что это? (Ответы детей). Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).

 (Дети проходят за столы)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать воробья. Но сначала поиграем, рассортируем корм для воробья.

Игра «Рассортируй корм»

(на каждый стол ставится тарелка с разными крупами, детям нужно рассортировать - работают в паре)

Воспитатель: Молодцы!  Теперь я покажу, как мы будем рисовать воробья. С помощью трафаретов из геометрических фигур  нарисуем туловище, голову и хвост воробья. (Для туловища обводим овал, головы - круг, хвоста - треугольник). Затем, простым карандашом дорисовываем лапки, клюв, крылья, глаза, веточку, на которой сидит воробей.

Затем нужно   раскрасить  воробья  (с помощи кисточки наносим краску; пёрышки,  глаза - ватными палочками).

В конце ННОД рисунки  вывешиваются на мольберт и предлагается  детям вместе их рассмотреть.

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Вы все справились с таким трудным заданием!  Как много красивых воробышков у нас сегодня!

 

2.ННОД Коллективная аппликация «Снегири на дереве»

Цель: закреплять знания о зимующих птицах, о форме и цвете предмета; развивать память, внимание; совершенствовать технические навыки работы клеем и кистью; развивать чувство коллективизма, дружеские отношения; воспитывать заботливое отношение к птицам.

3.ННОД Лепка «Птицы на кормушке»

Цель: учить детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу; передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет; учить дополнять работу деталями, делать крылья, глаза и клюв, подбирать пластилин, соответственно цвету птиц. Закреплять знакомые приемы лепки. Лепить птиц конструктивным способом, сглаживать места скрепления пальцами, путем вытягивания делать хвост, примазывать крылья, делать глаза и клюв. Продолжать учить работать с пластилином. Воспитывать стремление добиваться нужного результата.

 

Взаимодействие с родителями

 

Подбор фотографий, картинок, иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о зимующих птицах.

Совместная трудовая деятельность детей, родителей, воспитателей по подготовке корма для птиц, по изготовлению кормушек для птиц, по изготовлению шапочек-масок для подвижных игр, по организации выставки творческих работ «Зимующие птицы», по созданию альбома «Зимующие птицы».

Совместные творческие работы детей и родителей на тему «Зимующие птицы»

 

3 этап - заключительный

 

Подведение итогов проекта.

Оформление альбома «Зимующие птицы».

Оформление фотоальбома: «Помоги пернатому другу зимой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция «Помоги пернатому другу»

Задачи:- расширить представления детей о птицах,об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное вр...

Сценарий совместной деятельности воспитателя и детей с элементами художественного ручного труда для детей старшего дошкольного возраста. Тема"Пернатый друг"

Работа с тканью очень интересна детям. Развивается фантазия, воображение, мелкая моторика рук и конструктивно-творческие способности детей....

Экологический проект "Помоги пернатому другу"

Проект рассказывает о том, какие мероприятия можно провести с родителями и детьми по теме зимующие птицы....

Экологический проект "Помоги пернатому другу"

Не секрет, что зимой птицам приходится терпеть холод и голод. Мы с детьми задумались, как же можно им помочь ? проект направлен на расширение представлений у детей о птицах зимой. Цель воспитать в дет...

НОД "Как зимуют пернатые друзья зимой"

Тема «Пернатые друзья»Старшая группа                                          ...

Мой мохнатый, пернатый друг.

Стенгазета " Мой мохнатый, пернатый друг"...

Акция "Помоги пернатому другу"

Воспитывать у детей желание заботться о птицах в зимний период....