ОД "Познавательное развитие" Деревья
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Царенкова Валентина Анатольевна

Конспект ОД «Познавательное развитие» в средней группе «Деревья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_v_sredney_gruppe_derevya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Познавательное развитие» в средней группе «Деревья»

Цели: Формировать у детей представление о таких деревьях как дуб, клен, рябина, береза, ель.

Задачи:

Образовательные: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Развивающие: Развивать  слуховое внимание  и  память , артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Предметные картинки по теме, панно «Дерево», листья, картинки веточки деревьев.

Ход занятия:

1. Чтение стихотворения

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

О  чём  это  стихотворение? ( о дереве.)

2. Основной этап:

Игра "Собери дерево". (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.) 

Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно

В. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их.

1-й ребенок. У меня корни.

2-й реб. У меня ствол.

3-й реб. У меня ветки.

В. Это крона деревьев.

4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки.

В: Вы собрали дерево.

Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону

- Какую пользу приносят корни дереву?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)

Игра «Какой бывает лес?»

Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это дубрава; если растут только ели, то это-ельник, а если сосна – то это сосновый бор.

В: Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)

-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие) Назовите деревья.

(На доску выставляются картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели)

В: Посмотрите на картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели.

- Чем деревья похожи? (имеют корни, ствол, ветки - крону)

- Чем различаются? ( имеют разные листья, разный цвет стволов, расположение веток у деревьев с листочками ветки тянутся вверх, а у ели вниз)


БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

ЕЛЬ - ствол зеленого цвета. Вместо листьев иголочки - хвоя. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки.


Игра «Подбор слов-действий»

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Игра « Назови ласково». (Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательных суффиксов)

В. Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.

Лист- листочек

Береза-берёзонька

Ветка-веточка

Дуб- дубочек 

Дерево - деревцо

Ель - елочка

Сосна - сосёночка

Иголка- иголочка

Рябина - рябиночка

Корень – корешочек

Физминутка (дети образуют круг)

Листья осенние тихо кружатся,

ружатся на месте, расставив руки в сторон).

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,(движения руками влево- вправо)

Будто опять закружиться хотят. (кружатся на месте на носочках)

Упражнение «Топни-хлопни».

Воспитатель: Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева, то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой.

слова: «погремушка»«колокольчик»«береза»«кот»«дуб»«велосипед»«гном»«клен»«осина»«парикмахерская». Дети топают и хлопают.

Воспитатель: Отлично! Вы были очень внимательными.

Упражнение «Один – много»

У меня лист, а на дереве. (листья).

У меня ветка, а на дереве. (ветки).

У меня дерево, а в лесу. (деревья).

У меня корень, а у деревьев. (корни).

У меня ствол, а у деревьев. (стволы).

У меня береза, а в лесу. (березы).

У меня елка, а в лесу. (елки).

Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна - кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый).

- Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)

(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)

Деревья приносят большую пользу:

• их свежая зелень украшает города и селения;

• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

• деревья дают древесину;

• они служат топливом;

• из дерева делают мебель, бумагу;

• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)

• не вырубать, не ломать деревья;

• не разжигать в лесу костры;

• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;

• поливать плодовые деревья, обкапывать их;

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?