Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Кутузова Лидия Владимировна

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет . Планирование по работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста по освоению образовательной области «Экспериментальная деятельность»

Месяц

НОД

Цели

Задачи

Оборудование и материалы

сентябрь

№1 «Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойство песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

 

расширить знание детей о свойствах песка и глины;

- развить любознательность и активность детей.

Ёмкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

№ 2 «Посадим дерево»

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

- закрепить представление детей о свойствах песка и глины;

- развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Ёмкости с песком, глиной, палочки.

№3 «Ветер»

Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

- закрепить представление детей о свойствах песка и глины;

- развить любознательность, самостоятельность.

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

№4 «Где вода?»

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

- закрепить представление детей о свойствах песка и глины;

- воспитывать умение замечать различие;

- продолжать развивать речь детей: умение анализировать

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

октябрь

№1 «Таинственный картинки

Расширить представление детей о цвете

- показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные секла

- формировать у детей самостоятельно находить ответ, на поставленные вопросы.

Цветные стекла, рабочие листы , цветные карандаши.

№2 «Волшебный материал»

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

- закрепить представление о песке и глине;

- формировать умение самостоятельно делать вывод;

- воспитывать интерес к происходящему.

Ёмкость с водой, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.

№3 «Текучесть воды.»

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

- развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение;

- дать представление о том что вода может принимать любую форму;

- формировать умение самостоятельно делать вывод;

Вода, 2 стакана, кубик, линейка, деревянная ложка, ложка, чашка, блюдце, пузырек.

№ 4 «Что растворяется в воде?»

Выявить свойства воды.

-сформировать представление детей о том что некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяется окрашенные вещества.

- показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

ноябрь

№ 1 «Как пар превращается в льдинки?»

Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидким, газообразным, твёрдым).  

-  выявить свойства воды: при кипении вода превращается в пар; пар оседает капельками на оргстекло; на морозе капельки пара замерзают и превращаются в лёд. - развивать познавательные интересы.

Электрический чайник, оргстекло, вода.

№ 2 «Ходячая вода»

Познакомить детей с передвижением воды.

-показать детям что вода имеет свойство передвижения;

- развить любознательность.

Вода, 2 прозрачных пластиковых стакана, бумажное полотенце, порезанное на полоски, миска

№ 3 «Впитывая водяные капли»

Узнать, какие материалы впитывают воду.

--показать детям что вода имеет свойство впитывания;

- развить любознательность.

Бумажные полотенце, страница из глянцевого журнала, алюминиевая фольга, картон, дерево, пластмасса, вода, лейка или сито.

№4 «Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым

- выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная);

- воспитывать умение вести диалог.

Ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

декабрь

№1 «Какие предметы могут плавать»

Расширить знание детей о свойствах воды.

- формирование у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;

- воспитывать умение вести диалог.

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

№ 2 «Делаем мыльные пузыри»

Выяснить способность жидкого мыла.

- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

№ 3 «Подушка из пены»

Выявить, могут ли предметы утонуть в мыльной пене.

- развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести);

- воспитывать умение вести диалог.

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

№ 4 «Взаимодействие воды и снега»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым).

- выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести её на улицу, то она станет холоднее.

- сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость;

- проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочка, мерные ложечки (или совочки).

январь

№1 «Когда это бывает»

Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

- показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными.

Иллюстрации пейзажа, событий в разные части суток.

№2 « Свет вокруг нас»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

- показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча);

- развить любознательность;

- воспитывать умение общаться со сверстниками через работу в команде.

Картинки с изображением источника света (солнце луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и тд.), несколько предметов, которые не дают свет.

№ 3 «Волшебные лучи»

Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

формирование представление о свете;

- воспитывать умение вести диалог.

Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

№ 4 «Волшебный круг»

Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.

формирование представления о цветовом спектре;

- изучить возможности цветов;

Цветовые волчки.

февраль

№ 1 «Теневой театр»

Развить воображение детей.

- познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра.

                                          № 2 «Волшебная кисточка»

Развить умение комбинировать цвета.

познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый);

формирование представление о цвете;

- воспитывать умение вести диалог

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

№ 3 «Как согреть руки?»

Подвести детей к тому что предметы могут согреваться при трении, движении

- выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

- воспитывать умение вести диалог

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

                                           № 4 «Волшебная рукавичка»

Расширить представление детей о магните

- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы;

- развитие умение отвечать развернутым предложением;

- побуждать детей к самостоятельной работе.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

март

№ 1 «Волшебный театр»

Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

-расширить представление о магните;

- воспитывать познавательные процессы.

«театральная сцена» на подставке, персонажи сказки, сделанные из легкого картона (конусные)

№ 2 «Мы – фокусники»

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы;

- развитие умение отвечать развернутым предложением;

- побуждать детей к самостоятельной работе.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

№ 3 «Угадай-ка»

Расширить представление детей о весе.

- понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера.

- установить зависимость веса предмета от его размера.

Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

№ 4 «Почему все звучит?»

 Расширить представление о звуке.

- подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

- сформировать умение работать в парах.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

апрель

№ 1 «Откуда берется голос?»

 Расширить знание о звуке.

 - подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

 Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

№ 2 «Где быстрее?»

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

- побуждать к анализу;

- определить где быстрее лед превратится в воду

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

№ 3 «Где быстрее наступит весна?»

Установить зависимость изменений в природе от сезона.

- побуждать к наблюдению;

- побуждать к анализу;

Ёмкости со снегом, льдом.

№ 4 «Где будут первые проталинки?»

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появления солнца.

выяснить, возле какого дерева раньше появится проталина;

- закрепить представление о свете.

Ёмкости для каждого ребенка, окрашенные в темные тона.

май

№ 1 «Стекло, его качества и свойства»

Расширить представление о стекле.

- закрепить умение узнавать предметы, сделанные из стекла;

- определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

№ 2 «Металл, его качества и свойства»

Расширить представление о металле.

- закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

№ 3 «Резина, его качества и свойства»

Расширить представление о резине

- закрепить умение узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

№ 4 «Пластмасса, его качества и свойства»

Расширить представление о пластмассе

- закрепить умение узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

                   

 Работа с родителями детей средней группы.

Тема

Форма проведения

Сроки

Ответственный

1

«Детское экспериментирование в семье»

анкетирование

сентябрь

воспитатель

2

«Экспериментируйте с детьми дома»

буклет

декабрь

воспитатель

3

“Экспериментируем с водой дома”

 Фотовыставка

март

воспитатель

4

«Поможем героям сказок».

 открытое занятие

апрель

воспитатель

5

«Детское экспериментирование»

Родительское собрание

май

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе детского сада.

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе....

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе .

В материале предложена тема самообразования, план работы и перспективное планирование экспериментов с детьми на год....

Перспективное планирование по лего-технологии в средней группе детского сада

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкол...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе

В планировании разработаны опыты для средней группы по темам: вода, воздух, песок, глина....

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада согласно ФГОС ДО

Планирование составленно в соответствии ООПДО с соблюдением понедельного календарного планирования , с учетом регионального компанента . Блок самостоятельной деятельности позволяет постепенному внесен...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности детей средней группы

В разработке представлен перспективное планирование по экспериментальной деятельности детей средней группы, целью которых является развитие и активизация познавательной деятельности в процессе по...