Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности дошкольников
методическая разработка по окружающему миру

Тарасова Татьяна Юрьевна

В материале на примере конкретного детского сада рассказывается о том, как с помощью зелёного оформления, а так же тематических уголков на территории организовать экологическое воспитание детей в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Тема: «Развивающая ландшафтная среда в

детском саду как условие формирования

экологической грамотности детей

дошкольного возраста»

Подготовили:

воспитатели

Тарасова Татьяна Юрьевна

Трусова Юлия Михайловна

Рубцовск, 2021

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица» города Рубцовска Алтайского края.

Детский сад был открыт в апреле 2015 года. Основная проблема на тот момент – незначительный процент озеленения территории. Творческой группой сотрудников был разработан план ландшафтного дизайна, направленный на достижение следующих целей:

  • благоустройство и озеленение территории;
  • создание уникального облика территории детского сада;
  • оборудование тематических зон, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих способностей;
  • включение элементов ландшафтного дизайна в процесс реализации образовательной программы дошкольного образования.

Первыми, принять участие в озеленении территории, пожелали родители. С их помощью были оформлены клумбы различной конфигурации из однолетних и многолетних культур. Растения подобраны таким образом, что своим цветением радуют с ранней весны и до поздней осени.

Сегодня цветочной палитре, представленной на клумбах, можно позавидовать. Цветочно-декоративное озеленение даёт возможность уточнять представления детей о разнообразии цветущих растений, их названии, строении, условиях роста и  способах ухода за ними.

Одновременно с цветочными клумбами  активно высаживали деревья и кустарники: ель и молодой дубок появились на игровых площадках, вдоль забора стройным рядком выстроились саженцы сосен, а живая изгородь из Чубушника и можжевельника разделили игровые участки.

Спустя 5 лет, конечно, мы не увидим высоких стволов и развесистых крон деревьев. Но наши саженцы принялись и уверенно растут вместе с девчонками и мальчишками, которые за ними ухаживают.

Прошёл год, и пришло время проводить наших первых выпускников в школу. В память об этом замечательном событии было принято решение заложить аллею выпускников. Совместно с родителями мы организовали праздничное мероприятие, в результате на территории появились молодые липы и рябины.

Сейчас многие выпускники вместе с мамами и папами  приводят в детский сад своих братьев и сестер. И мы наблюдаем, как они бегут к аллее, находят свой саженец и с гордостью говорят «Это дерево посадил я!».

Накануне выпускного вечера, на центральной площадке перед дошкольным учреждением установлена стилизованная фигура Жар-птицы. Кованая композиция, украшенная цветным стеклом, как символ детского сада, провожала своих выпускников в школу.

Теперь Жар-птица каждое утро встречает детей и их родителей у крыльца здания.

Этой же весной маленькие воспитанники вместе со своими наставниками начали разбивать огород, готовить рассаду помидоров, перца, баклажанов и капусты.

Педагоги отмечают, что городские современные дети имеют скудные представления о том, как овощи попадают на стол, как их выращивают и даже, как выглядят некоторые из них.

Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей. Главное, что они видят плоды своего труда и получают огромное удовольствие от результата.

Летом 2017 года рядом с огородом разбили сельский дворик с декоративными фигурами домашних птиц и животных. Деревенский антураж был дополнен деревянными конструкциями в виде колодца и мельницы. Сельский двор – это любимое место многих ребят и родителей.

Этот уголок позволяет знакомить дошкольников с особенностями жизни людей в сельской местности и результатами их труда.

К началу нового учебного года на территории появилась метеостанция. Дети получили возможность наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.  

Во время прогулок мы вместе с воспитанниками проводим опыты, наблюдения за погодой, знакомим с явлениями и объектами живой и неживой природы, установлением связей и зависимостей в природной среде.

Прошло 3 года. Работа по преобразованию территории набирала обороты. Было принято решение организовать экологическую тропу.

Альпийская горка, дорожка су-джок, птичий двор – всё это удалось создать за весенне-летний период.  «Альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа, на котором представлены растения Ботанического сада Сибирской академии наук.

Тактильная дорожка (Су-Джок) покрыта галькой и камушками, которые оказывают массажный эффект стоп при прохождении по ним без обуви. Тропа су-джок позволяет в летний период проводить профилактику и коррекцию здоровья детей.

Птичий дворик на территории появился в результате конкурса, который был проведён для семей воспитанников. Этот тематический уголок предназначен для организации наблюдений за птицами. У дошкольников формируются представления об особенностях внешнего вида птиц, их повадках. Так же воспитанники учатся заботливому отношению к ним.

В августе 2018, после летних каникул, на главной аллее детского сада ребят встречали малые архитектурные формы – Бабочка, Стрекоза и Муравей. Кованые композиции радуют глаз посетителей своим изяществом и красотой цветового решения. Данные объекты тропы созданы эксклюзивно для детского сада.

Дошкольникам предлагается заглянуть не только в чудесный мир насекомых – узнать о разнообразии этого сообщества, но и познакомиться с известными литературными произведениями.

С целью ознакомления со свойствами воды и обитателями водоемов мы создали на территории неглубокий прудик. Дети очень любят этот объект, наблюдают за водомерками, очищают его от веток и опавших листьев. Это развивает у дошкольников способность воспринимать мир в системе взаимосвязей, накапливать собственный познавательный опыт.

Весна 2019. Рядом с сельским двориком засеяли поля пшеницы, овса и льна.

Это уголок сельскохозяйственной деятельности позволяет проследить за процессом выращивания злаков, познакомиться с приёмами обработки и подкормки почвы. Кроме того, у дошкольников расширяются представления о разнообразии культур, сроках их посева и уборки. Участвуя в сельскохозяйственных работах, дети осознают важность и необходимость труда хлебороба.

Для знакомства с разнообразием лекарственных растений разбили «Клумбу здоровья». В этом уголке мы посадили душицу, мать и мачеху, тысячелистник, мелиссу, подорожник, календулу и другие лекарственные растения.  Дошкольники получают представление о их лечебных свойствах и правилах сбора.

Летом 2019 года тематические уголки на территории пополнились новыми садовыми фигурами.

Так на сельском дворе появились фигуры бабушки и дедушки. Доброжелательные хозяева гостеприимно встречают детей на своей усадьбе. На зелёной лужайке появились сказочные гномы. Декоративный люк закрыл колодец в центре «Клумбы здоровья», а мудрая черепаха готова рассказать детям всё о лекарственных растениях.

2020 год – юбилейный для детского сада. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что наш проект удался. Поставленные цели достигнуты:

  • каждый уголок на территории продуман и эстетично оформлен;
  • объекты ландшафта включены в воспитательно-образовательный процесс: целевые прогулки, наблюдения, образовательные терренкуры – эти формы работы позволяют осуществлять экологическое воспитание дошкольников.

Детский сад  трижды победитель краевого смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство образовательных организаций в номинации «Лучшая территория образовательной организации», призёр краевого смотра-конкурса «Система экологической работы в образовательной организации» в номинации «Учебная экологическая тропа».

Однако, коллектив не останавливается на достигнутом и продолжает воплощать новые идеи.

В начале этого учебного года  вдоль центральной аллеи разместился зоопарк животных жарких стран. И снова мы видим улыбки на лицах наших воспитанников и их родителей.

И эта радость в глазах детей и взрослых заряжает нас энергией, которая даёт возможность творить и воплощать задуманное!


Предварительный просмотр: