Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста
проект

Кузьменко Оксана Петровна

Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР "Алтайский краевой детский экологический центр" совместно с Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». На мероприятии рассмотрены вопросы, связанные с формированием экологической грамотности и экологически-ответственного поведения в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. На семинаре представлены практики экологического образования обучающихся, в том числе практики работы региональных ресурсных центров, а также модели формирования экологической грамотности и экологическиответственного поведения обучающихся в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Выступление в рамках обучающего семинара

«Формирование экологической грамотности и экологически ответственного

поведения у школьников»

Тема: «Развивающая ландшафтная среда в

детском саду как условие формирования

экологической грамотности детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Кузьменко Оксана Петровна

Рубцовск, 2019

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица» города Рубцовска Алтайского края».

Наш детский сад был открыт в апреле 2015 года. Основная проблема на том момент – незначительный процент озеленения территории. Чтобы окружающая среда дошкольного учреждения не выглядела безликой и однообразной, на протяжении нескольких лет коллектив работает над созданием уникального облика территории детского сада.

Мы стремимся благоустроить и озеленить пространство таким образом, чтобы и дети, и родители, и гости получали положительные эмоции, учились ценить красоту и создавать ее своими руками, а пройдя по территории, узнавали много нового и интересного о природе родного края.

Творческой группой сотрудников был разработан план ландшафтного дизайна территории, с наличием тематических зон, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих способностей.

Первыми, принять участие в озеленении территории, пожелали родители. С их помощью были оформлены клумбы различной конфигурации из однолетних и многолетних культур. Растения подобраны таким образом, что своим цветением радуют с ранней весны и до поздней осени.

Сегодня цветочной палитре, представленной на клумбах, можно позавидовать. Цветочно-декоративное озеленение даёт возможность уточнять представления детей о разнообразии цветущих растений, их названии, строении, условиях роста и  способах ухода за ними.

        

Одновременно с цветочными клумбами  активно высаживали деревья и кустарники: ель и молодой дубок появились на игровых площадках, вдоль забора стройным рядком выстроились саженцы сосен, а живая изгородь из Чубушника и можжевельника разделили игровые участки.

Сегодня, спустя 5 лет, конечно, мы не увидим высоких стволов и развесистых крон деревьев. Но наши саженцы принялись и уверенно растут вместе с девчонками и мальчишками, которые за ними ухаживают.

Прошёл год, и пришло время проводить наших первых выпускников в школу. В память об этом замечательном событии принято решение заложить аллею выпускников. Совместно с родителями мы организовали праздничное мероприятие, в результате на территории появились молодые липы и рябины.

В процессе закладки аллеи родители предложили ввести замечательную традицию: ежегодно 1 сентября приходить с детьми в детский сад, чтобы не только посмотреть, насколько подросли деревца, но и поухаживать за ними.

Сейчас многие выпускники вместе с мамами и папами  приводят в детский сад своих братьев и сестер. И мы наблюдаем, как они бегут к аллее, находят свой саженец и с гордостью говорят «Это дерево посадил я!».

Накануне выпускного вечера, на центральной площадке перед дошкольным учреждением появилась стилизованная фигура Жар-птицы. Кованая композиция, украшенная цветным стеклом, как символ детского сада, провожала своих выпускников в школу.

Теперь Жар-птица каждое утро встречает детей и их родителей у крыльца здания.

Этой же весной маленькие воспитанники вместе со своими наставниками начали разбивать огород, готовить рассаду помидоров, перца, баклажанов и капусты.

В настоящее время педагоги отмечают, что городские современные дети имеют скудные представления о том, как овощи попадают на стол, как их выращивают и даже, как выглядят некоторые из них.

Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей. Главное, что они видят плоды своего труда и получают огромное удовольствие от результата.

Летом 2017 года рядом с огородом разбили сельский дворик с декоративными фигурами домашних птиц и животных. Деревенский антураж был дополнен деревянными конструкциями в виде колодца и мельницы. Сельский двор является особо посещаемым и любимым местом у ребят и родителей.

Этот уголок позволяет знакомить дошкольников с особенностями жизни людей в сельской местности и результатами их труда.

К началу нового учебного года на территории появилась метеостанция. Дети получили возможность наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.  

Во время прогулок педагоги вместе с воспитанниками проводят опыты, наблюдения за погодой, знакомятся с явлениями и объектами живой и неживой природы, установлением связей и зависимостей в природной среде.

Прошло 3 года. Работа по преобразованию территории набирала обороты. Задумок и идей становилось всё больше, поэтому было принято решение организовать экологическую тропу.

Альпийская горка, дорожка су-джок, птичий двор – всё это удалось создать за весенне-летний период.  «Альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа, на котором представлены растения Ботанического сада Сибирской академии наук.

Тактильная дорожка (Су-Джок) покрыта галькой и камушками, которые оказывают массажный эффект стоп при прохождении по ним без обуви (босиком или в носках). Тропа су-джок позволяет в летний период проводить профилактику и коррекцию здоровья детей.

Птичий дворик на территории появился в результате конкурса, который был проведён для семей воспитанников. Этот тематический уголок предназначен для организации наблюдений за птицами. У дошкольников формируются представления об особенностях внешнего вида птиц, их повадках. Так же воспитанники учатся заботливому отношению к ним.

В августе 2018, после летних каникул, на главной аллее детского сада ребят встречали малые архитектурные формы – Бабочка, Стрекоза и Муравей. Кованые композиции радуют глаз посетителей своим изяществом и красотой цветового решения. Данные объекты тропы созданы эксклюзивно для детского сада.

Дошкольникам предлагается заглянуть не только в чудесный мир насекомых – узнать о разнообразии этого сообщества, но и познакомиться с известными литературными произведениями.

С целью ознакомления со свойствами воды и обитателями водоемов на территории создан неглубокий прудик. Дети очень любят этот объект, наблюдают за водомерками, очищают его от веток и опавших листьев. Это развивает у дошкольников способность воспринимать мир в системе взаимосвязей, накапливать собственный познавательный опыт.

Весна 2019. Рядом с сельским двориком засеяны поля пшеницы, овса и льна.

Это уголок сельскохозяйственной деятельности позволяет проследить за процессом выращивания злаков, познакомиться с приёмами обработки и подкормки почвы, узнать о степени влияния состава почвы на урожайность. Кроме того, у дошкольников расширяются представления о разнообразии культур, сроках их посева и уборки. Участвуя в сельскохозяйственных работах дети осознают важность и необходимость труда хлебороба.

Для знакомства с разнообразием лекарственных растений разбита «Клумба здоровья». В этом уголке мы посадили душицу, мать и мачеху, тысячелистник, мелиссу, подорожник, календулу и другие лекарственные растения.  Дошкольники получают представление о их лечебных свойствах и правилах сбора.

Летом 2019 года тематические уголки на территории пополнились новыми садовыми фигурами.

Так на сельском дворе появились фигуры бабушки и дедушки. Доброжелательные хозяева гостеприимно встречают детей на своей усадьбе.  Фигура трудолюбивого ёжика, который везёт на тачке камни к Альпийской горке, сделала этот уголок ещё более привлекательным. На зелёной лужайке рядом с Автогородком появились сказочные гномы. Декоративный люк закрыл колодец в центре «Клумбы здоровья», а мудрая черепаха готова рассказать детям всё о лекарственных растениях.

2020 год – юбилейный для детского сада. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что наш проект удался. Каждый уголок на территории продуман и эстетично оформлен. Объекты ландшафта включены в воспитательно-образовательный процесс во всех возрастных группах: целевые прогулки, наблюдения, образовательные терренкуры – эти формы работы позволяют осуществлять экологическое воспитание дошкольников.

Детский сад  трижды победитель краевого смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство образовательных организаций в номинации

«Лучшая территория образовательной организации», призёр краевого смотра-конкурса «Система экологической работы в образовательной организации» в номинации «Учебная экологическая тропа».

Однако, коллектив не останавливается на достигнутом и продолжает воплощать новые идеи.

В начале этого учебного года  вдоль центральной аллеи разместился зоопарк животных жарких стран. И снова мы видим улыбки на лицах наших воспитанников и их родителей. И эта радость в глазах детей и взрослых заряжает нас энергией, которая даёт возможность творить и воплощать задуманное!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 22

Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. К.Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание      это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на   ...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Семинар - практикум для родителей «Развивающие математические игры в детском саду и дома своими руками для детей дошкольного возраста».

 Цель: повысить  компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с развивающими играми математического содержания, заинтересовать и вовлечь...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги.Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский ...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности дошкольников

В материале на примере конкретного детского сада рассказывается о том, как с помощью зелёного оформления, а так же тематических уголков на территории организовать экологическое воспитание детей в ДОУ....

Выступление на методическом объединении «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста»

В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" города Рубцовска по созданию уникальной развивающей ландшафтной среды на территории....