Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологическое воспитание 
     это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на     основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

            Педагогический проект

                   воспитателя

             МБДОУ « Детский сад

                    «Солнышко»

       Одиной Ольги Валентиновны

 

                                                         Мучкап  2013

Экологическое воспитание 

     это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на     основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

Тема проекта:

        «Формирование экологической грамотности дошкольников»

Проблема проекта:

Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний, введением современных технологий в образовательный  и воспитательный процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с учётом его индивидуальных и личностных особенностей.

Противоречие:

Несоответствие между  необходимостью экологических знаний у дошкольников и. возможностью реализовать это на практике.

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей –   актуальная тема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура  живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

     Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.   Экологическое воспитание приобретает громадное значение.

Объект исследования:

    воспитательный процесс в МБДОУ.

Предмет исследования :

   особенности системы экологического воспитания в детском  саду.

Цель проекта:

  Формирование основ экологической культуры,  экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Задачи проекта:

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о   природе;
  • развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • обеспечить условия для реализации индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
  • формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные  виды деятельности:

      - познавательную;

      - ценностно-ориентированную;

      - творческую (художественно-эстетическую);

     - коммуникативную.

Гипотеза:

Если использовать экологическое направление в различных видах деятельности, то это позволит сформировать у всех участников проекта экологическую грамотность.

План реализации проекта:

  • 1 этап – подготовительный (апрель - май 2013 г.)
  •   2 этап – основной (сентябрь 2013 – май 2014 г.г.)
  •   3 этап – заключительный (июнь 2014 г.)

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

. диагностика начального уровня

. разработка программы по экологическому воспитанию

. вовлечение заинтересованных лиц в работу.

Основной

. реализация программы по экологическому воспитанию

. внедрение новых форм работы.

Заключительный

. обобщение результатов работы.

Срок реализации проекта – 1 год.

Планируемые результаты:

положительная динамика развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, их трудолюбия, способности к самостоятельности и творчеству, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников

  • развитие исследовательских, коммуникативных навыков;
  •  развитие общей экологической культуры;
  • развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.
  • - создание устойчивого интереса детей к компонентами живой и неживой природы  ;
  • - формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования: способности ребенка к личностному, духовному, интеллектуальному саморазвитию.

Критерии сформированности  экологической воспитанности

- познавательный интерес к природе и её изучению

- знания об окружающей природе

- восприятие красоты природы и желание любоваться ею

- проявление бережного отношения к природе

- практические умения и навыки по охране  природы.

В   группе используется   система работы с детьми:

          посезонное планирование занятий;

  • создание  эколого - развивающей среды (уголки природы);
  • организация деятельности ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка,   труд в природе);
  • чтение художественной литературы;
  • совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
  • игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
  • экология здоровья (фитотерапия,  ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, двигательная активность);
  • создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

Результат проекта

  • ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ;
  •  ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО     МАТЕРИАЛА.

  Участники проекта:

  • Педагоги
  • Дети
  • Родители.

Материально- техническая база:

Предметно- развивающая  среда отвечает современным требованиям;

Уголки природы;

Экологическая тропа на участке детского сада;

Огород на окне;

Наглядный и демонстрационный материал.

   

 Вывод:

Проведенная  работа      позволила сделать вывод , что уровень      экологической воспитанности детей    изменился:

  • дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
  •  у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  
  • у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

      Заключение

Дошкольный  возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания    все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.      

     Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Перспективы развития и распространения проекта

  • Презентация проекта
  • Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным программам экологического направления
  • Методические разработки, учебно-практический материал.
  • Творческий отчет для педагогов на уровне ДОУ.  
  • Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического содержания   (рисунки, поделки и.т.д).  
  • Отчетно-практические мероприятия для родителей и воспитанников

                      Используемая литература

  • «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  • Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  •  Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  • Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
  • Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
  •  Программа « От рождения до школы» / Под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой, - М.: Москва – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР &qu...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги.Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский ...

Проектная деятельность "Лэпбук "Экология", как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Выступление на методическом объединении «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста»

В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" города Рубцовска по созданию уникальной развивающей ландшафтной среды на территории....