Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
воспитателя
МБДОУ « Детский сад
«Солнышко»
Одиной Ольги Валентиновны
Мучкап 2013
Экологическое воспитание
это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Тема проекта:
«Формирование экологической грамотности дошкольников»
Проблема проекта:
Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний, введением современных технологий в образовательный и воспитательный процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с учётом его индивидуальных и личностных особенностей.
Противоречие:
Несоответствие между необходимостью экологических знаний у дошкольников и. возможностью реализовать это на практике.
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная тема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Экологическое воспитание приобретает громадное значение.
Объект исследования:
воспитательный процесс в МБДОУ.
Предмет исследования :
особенности системы экологического воспитания в детском саду.
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Задачи проекта:
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о природе;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- обеспечить условия для реализации индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
- формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- познавательную;
- ценностно-ориентированную;
- творческую (художественно-эстетическую);
- коммуникативную.
Гипотеза:
Если использовать экологическое направление в различных видах деятельности, то это позволит сформировать у всех участников проекта экологическую грамотность.
План реализации проекта:
- 1 этап – подготовительный (апрель - май 2013 г.)
- 2 этап – основной (сентябрь 2013 – май 2014 г.г.)
- 3 этап – заключительный (июнь 2014 г.)
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
. диагностика начального уровня
. разработка программы по экологическому воспитанию
. вовлечение заинтересованных лиц в работу.
Основной
. реализация программы по экологическому воспитанию
. внедрение новых форм работы.
Заключительный
. обобщение результатов работы.
Срок реализации проекта – 1 год.
Планируемые результаты:
положительная динамика развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, их трудолюбия, способности к самостоятельности и творчеству, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников
- развитие исследовательских, коммуникативных навыков;
- развитие общей экологической культуры;
- развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.
- - создание устойчивого интереса детей к компонентами живой и неживой природы ;
- - формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования: способности ребенка к личностному, духовному, интеллектуальному саморазвитию.
Критерии сформированности экологической воспитанности
- познавательный интерес к природе и её изучению
- знания об окружающей природе
- восприятие красоты природы и желание любоваться ею
- проявление бережного отношения к природе
- практические умения и навыки по охране природы.
В группе используется система работы с детьми:
посезонное планирование занятий;
- создание эколого - развивающей среды (уголки природы);
- организация деятельности ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, труд в природе);
- чтение художественной литературы;
- совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
- игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
- экология здоровья (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, двигательная активность);
- создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Результат проекта
- ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ;
- ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Участники проекта:
- Педагоги
- Дети
- Родители.
Материально- техническая база:
Предметно- развивающая среда отвечает современным требованиям;
Уголки природы;
Экологическая тропа на участке детского сада;
Огород на окне;
Наглядный и демонстрационный материал.
Вывод:
Проведенная работа позволила сделать вывод , что уровень экологической воспитанности детей изменился:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Заключение
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Перспективы развития и распространения проекта
- Презентация проекта
- Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным программам экологического направления
- Методические разработки, учебно-практический материал.
- Творческий отчет для педагогов на уровне ДОУ.
- Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического содержания (рисунки, поделки и.т.д).
- Отчетно-практические мероприятия для родителей и воспитанников
Используемая литература
- «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
- Программа « От рождения до школы» / Под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой, - М.: Москва – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1183129-1572685848.jpg)
Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста
Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР &qu...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/18/picture-1304531-1658142593.jpg)
Педагогический проект Лэпбук «Экология» как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/18/picture-1355901-1634568725.jpg)
Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста
Добрый день, уважаемые коллеги.Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991539-1515144181.jpg)
Проектная деятельность "Лэпбук "Экология", как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-1450612-1673969221.jpg)
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-1500923-1702363999.jpg)
Выступление на методическом объединении «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста»
В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" города Рубцовска по созданию уникальной развивающей ландшафтной среды на территории....