НОД в подготовительной группе "Детство Петра I"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шкороборова Екатерина Александровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_detstvo_petra.docx109.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

для подготовительной  группы на тему:              

 « Детство Петра I»

Детство и юность Петра I

                                                               

Составила:

 воспитатель подготовительной группы            

Шкороборова Екатерина Александровна                                                  

МОУ Лицей ДО «Колокольчик»

г.о. Электоргорск 2021

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России.

Задачи:

  1. Обобщить  и расширить знания детей по истории России.
  2. Дать элементарные сведения о детстве Петра  I.
  3. Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления Петра I, с личностью царя Петра  I .
  4. Воспитывать интерес к окружающему миру, к истории нашей страны.
  5. Активизировать словарный запас за счёт слов: хилый, богатырь, сабля, потеха, крепость, флот, плотник, архитектор, новатор
  6. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материалы и оборудование: Презентация «Заслуги Петра I», карта России, флаг, музыкальное сопровождение, конструктор для строительства крепости, мяч, готовые коралики-оригами.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий;

Словарная работа: сильная, богатая, символ России, государство, страна, герб, флаг, «потешное войско».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. (на доске висит карта России).  - Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о нашей стране и об ее истории.

-Как называется наша страна? (Россия)

А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.) Воспитатель показывает границы России на карте.

- Как называется главный город- столица нашей Родины? (Москва)

А кто правит нашей страной? (Президент В.В. Путин)

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.

            У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг-
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный … 
(Флаг)

О флаге какой страны говорится в загадке? (Ответы детей.) Правильно, о флаге России. Каждый цвет флага имеет своё значение. Ответьте мне, пожалуйста, что означают белая, синяя и красная полоски на нашем флаге? (Ответы детей.) 

Воспитатель: Молодцы, белый цвет означает мир и чистоту, синий – цвет неба, моря, символ свободы, красный – цвет силы, отваги. Трёхцветный флаг – символ свободы и независимости всех народов, населяющих Россию.

Ребята, давайте вспомним, какое стихотворение мы учили, чтобы запомнить расположение цветов в российском флаге.

Самый лучший в мире
Триколор России
Чтоб не путать не гадать
Детям надо твёрдо знать
Как лежат в нём краски:
Белый
Синий
Красный.

А сейчас я попрошу вас отгадать еще одну загадку:

Кто сидит на троне
В золотой короне? 
(Царь)

Сейчас в нашей стране главный – президент, а раньше был царь.

Наш сине-бело-красный флаг был сначала военным флагом, и только потом стал государственным, и ввёл этот флаг царь, имя которого вы узнаете разгадав ребус. (На доске висят картинки: пальма, ёж, топор, радуга. По первым буквам дети составляют слово ПЁТР).

Правильно, ребята. Имя царя Пётр первый! И я вам предлагаю перенестись в то время, когда Петр 1 был еще совсем маленьким мальчиком, таким как вы сейчас, и узнать, каким было его детство.

Давным-давно 30 мая 1672 года у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны родился сын Петруша.

О рождении Петруши возвестили радостным колокольным звоном. (Воспитатель звонит в маленький колокольчик). Царственный малютка рос не по дням, а по часам. Так на Руси говорили не о хилых детях, а о богатырях, т.е. о здоровых, крепких детях.

Ребята, а что нужно делать, чтобы расти здоровым и крепким? (Заниматься спортом, делать зарядку, есть  полезную еду)

Давайте сейчас вместе сделаем зарядку

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим, раз, два, три, четыре, пять!

( вращения в плечевых суставах вперед, на

зад)

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку будем

делать при любой погоде.

(руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем, а другую

вниз опустим.

Мы меняем их местами, плавно двигая руками

(правая рука вверх, другая вниз, смена положения рук).

А теперь давайте вместе, пошагаем все на ме

сте (ходьба на месте).

Когда Петруше исполнилось три года, ему на именины (29 июня день Святых Апостолов Петра и Павла) подарили маленькую стальную сабельку. Тогда царь сказал сыну, - Используй меч на правое дело, на защиту родной земли. Петруше очень понравился подарок. Взрослея, он все больше проявлял  интерес к оружию, крепостям, военным действиям. Петру постоянно делали в придворных мастерских и покупали на рынках луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны, игрушечные знамена и т. д. Этим оружием царевич и сам тешился, и вооружал знакомых ребяток.

Царь, видя страсть сына к военным занятиям, приказал собрать одногодок Петруши, сделать для них разное маленькое оружие и выучить их всему, чему учились настоящие солдаты. Так появились потешные полки. Как вы думаете, что значит потешные? (войска, созданные для игры, для потехи).

«Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их.

Не каждый мог попасть в «потешное» войско, а только сильные, смелые, умные. Давайте проверим, а вы годитесь в царские войска. Покажите ваши умения и силу.

Задание 1 на выносливость: 10 приседаний;

Задание 2 на ловкость: воспитатель подбрасывает вверх мяч и называет имя ребенка. Ребенок должен поймать мяч;

Молодцы, ребята! Вы справились, а значит вас бы приняли в потешные  войска!

В четыре года Петруша лишился своего родителя, царь умер, но воспитанием его занялся любящий брат Феодор Алексеевич. Петруше наняли в учителя дьяка Никиту Моисеевича Зотова.

Зотов велел нарисовать все важнейшие моменты в истории нашей страны и расположил рисунки по всем комнатам царевича. Эти картинки очень нравились Петруше, и он понял самое главное, что государя может научить царствовать только история.

Пётр, к удивлению всех окружающих, рассматривал с любопытством планы крепостей, задавал много утоняющих вопросов. В то же время его потешное войско тоже обучалось военному делу. И в будущем из них сформировали Преображенский и Семеновский полки.  Впоследствии они стали гвардейскими и до сих пор носят эти знаменитые имена.

В возрасте 10 лет Пётр стал царём. Но правила Россией до его совершеннолетия старшая сестра Софья. А Пётр с 14 лет учился за границей разным наукам. Всё, что Пётр видел вокруг себя, он хотел попробовать сделать сам. Он был очень любознательным, активным и подвижным ребенком.

Я знаю, что вы тоже ребята любознательные и любить мастерить и строить. Поэтому мы разделимся на три группы и построим крепость по схеме.

Во времена правления Петра Первого, Россия была бедной страной. А в других странах люди жили лучше. Там было много заводов, фабрик, школ, где дети могли учиться. Петр Первый был мудрым царем, он хотел превратить Россию в сильное государство. И стал он учиться у иностранцев. В первую очередь царь решил создать свой флот.

Ребята, вам знакомо слово флот? Что это такое? (Это большое количество военных или торговых судов, принадлежащих одному государству)

Тогда-то он и поехал за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом, картографом, часовщиком, архитектором, оружейником и др.  Он освоил много ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Домой он вернулся с багажом знаний и вместе с иностранными мастерами разных профессий – строить новое государство. Начать Петр Первый решил с флота. Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота. Город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе.

Предлагаю вам дополнить флот своими кораблями, которые вы сами смастерили и пустить их на воду.

Стихотворение про российский флот прочитает Ярослав:

Российский флот

Автор: Наталья Полищук

Российский флот известен всем на свете.
По праву им гордится наш народ.
И знают все: и взрослые, и дети:
Нас защитит всегда российский флот.

Страна должна ценить своих героев
И прославлять их подвиги в веках.
И знать Петра, который флот построил,
Прославив русского простого моряка.

- А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр? (смотрим презентацию)

            -построил город Санкт-Петербург на реке Неве и сделал его столицей России;

- изменил мужскую и женскую одежду, сделал ее более удобной;

- запретил мужчинам носить бороды;

- открыл первый музей;

- выпустил первую газету «Ведомости»;

- открылся первый театр;

- Ввел обычай наряжать елку на новый год; Новый год стали отмечать 1 января, а не 1 сентября, как это было раньше;

- создал книгу о правилах поведения и соблюдении этикета;

- открыл школы для богатых и бедных, заставил народ учиться;

- привез в Россию картофель, мандарины, апельсины, лимоны, подсолнух, тюльпаны, кофе, чай.

За большие заслуги перед родиной Петра первого стали называть великим. В честь Великого императора возведены памятники в разных городах, поэты посвящали ему стихи.

Ребята, наше занятие подходит к концу, и я хочу спросить, о ком сегодня мы говорили? ( О Петре I)

Кем был Петр1? (Царем  )

Каким был Петр в детстве? (сильным, любознательным)

Какой подарок ему подарили в 3 года? (сабельку)

Любимыми игрушками Петра были …( солдатики, луки, сабли, деревянные ружья, знамена)

Что такое «Потешные полки»? ( Полки, состоящие из ребят-ровесников Петра, для военных игр)

Любил ли Петр осваивать новые профессии? (да)

Какие профессии он освоил? (кораблестроитель, плотник, столяр, кузнец, часовщик, архитектор)

Какой город основал Петр I? (Санкт-Петербург)

Какие реформы великого царя вы запомнили? (Ответы детей)

Как мы можем описать Петра I? ( Сильный, отважный, любознательный, новатор)

Хотели бы вы быть похожими на нашего великого царя и императора? (да)

А в завершение нашего занятия послушайте стихотворение, которое нам прочитает Захар:

«Пётр Великий»

Автор Борис Иванов

Мне нравится Петра портрет:
Здесь царь не молодой, не старый.
Ему примерно сорок лет,
Вид у него открытый, бравый.

Его высокий, царский лоб
И брови, как у птицы крылья.
Пред нами царь, а не холоп ,
Он символ власти и величья.

Наш русский царь отважным был,
Его боялись, но любили.
Делами он в веках прослыл,
Их до сих пор не позабыли!

Спасибо вам, ребята, за активную работу на нашем занятии!

Список используемой литературы:

  1. Алексеев С.П. Птица-слава: Повести из рус. воен. истории/ С.П.Алексеев; Ил. А.Я.Салтанов.-М.: Военное изд-во, 1982.-295c.: ил.-(Библиотека юного патриота).
  2. Павленко Н.И. Пётр Первый и его время/ Н.И.Павленко.-М.: Просвещение, 1989.-175с
  3. Соловьев В.И. Петр I: детские годы "могучего преобразователя России": Из истории российского флота/ В.И.Соловьев// Дошкольное воспитание.-1996.-№9.-С.104-108.-(В мире прекрасного).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петр и Павел Рябинники" непосредственная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе

Цель:  Приобщать детей к русской культуре и ее истокам, используя разные виды фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы. Продолжать знакомить с народным календарем: 23 сент...

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по развитию речи "Люблю тебя, Петра творенье..."

Конспект представлен, как обобщающая совместная деятельность педагога с детьми по закреплению знаний о Санкт-Петербурге, в процессе которой совершенствуются фонематический, лексико-грамматический стро...

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы в областях : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».«Детям о памятнике Петру 1».

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и...

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра"

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра" ориентирован на воспитателей, использующих в св...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Знакомство с эпохой царя Петра I» подготовительной группе

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России. Задачи:1). Закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания детей по истории России.2). ...

Задолго до основания Петербурга государь мечтал построить город в честь своего святого – апостола Петра. Этот святой является покровителем мореплавателей и рыбаков. Название «Санкт-Петербург» - город святого Петра – как нельзя лучше подходил для крепости,

Задолго до основания Петербурга государь мечтал построить город в честь своего святого – апостола Петра. Этот святой является покровителем мореплавателей и рыбаков. Название «Санкт-Петербу...