Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность в МДОУ"
презентация по окружающему миру

Татьяна Александровна Богдан

Материал для помощи воспитателям в организации познавательно-исследовательской деятельности в МДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «РОМАШКА» Познавательно-исследовательская деятельность в МДОУ Работу выполнила Богдан Татьяна Александровна, воспитатель первой категории Джанкой 2022г.

Слайд 2

Расскажи- и я забуду,покажи -и я запомню, дай попробывать -и я пойму.

Слайд 3

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка

Слайд 4

Задачи Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности. Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

Слайд 5

Стимулы : •Внешние (новизна, необычность объекта); •Тайна, сюрприз; •Мотив помощи; •Познавательный мотив (почему так); •Ситуация выбора.

Слайд 6

Типы исследования: Опыт. Экспериментирование. Коллекционирование. Путешествие по карте, путешествие по «Реке времени». Проекты. Наблюдения Дидактические игры. Экскурсии. Экологические игры. Работа по схемам, планам, моделям. Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов. Опыт – основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза. Экспериментирование - метод исследования, осуществляемый для подтверждения гипотезы

Слайд 7

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса . Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). . Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художествен ное Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

Слайд 8

Основные принципы организации детского экспериментирования. *Связь теории с практикой. *Развивающий характер воспитания и обучения. *Индивидуализация и гуманизация образования. * Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников. *Целостность и системность обучающего процесса. *Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Слайд 9

Экспериментирование Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность ФЭМП Чтение художественной литературы Музыка Физическое воспитание

Слайд 10

Успешность эксперимента: Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Слайд 11

Направления : - живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. - неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. - человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Слайд 12

Элементарность опытов : - во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; - во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; - в - третьих, они практически безопасны; - в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. Отличие опыта от эксперимента: Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Множественность : эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное. Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное.

Слайд 13

Трудности •Создание лаборатории. •Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать. •Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному. •Планирование работы. •Планирование занятий. Приборы и оборудование: приборы-помощники; ёмкости; природный материал; разные виды бумаги; красители; медицинские материалы; технические материалы; утилизированный материал; прочие материалы.

Слайд 14

Отличие опыта от эксперимента : Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Множественность : эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное. Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное. Коллекционирование - «систематизированное собирание однородных предметов. Коллекционирование – один из способов развития познавательной активности детей.

Слайд 16

Типы исследования: -Опыт. -Экспериментирование. -Коллекционирование. -Проекты. -Наблюдения -Дидактические игры. -Экскурсии. -Экологические игры. -Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов.

Слайд 17

Наблюдение – метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально. Наблюдение – основа чувственного познания мира. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.

Слайд 18

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Классификация экологических игр: -ролевые; -словесные; -соревновательные; -дидактические; -игры-путешествия .

Слайд 19

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Содержание экскурсий, структу ра. Структура экскурсии: -вводная беседа, -коллективное наблюдение, -индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей, -сбор материала, -игры детей с собранным материалом, -заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Слайд 20

Метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. Работа с родителями . Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. -Анкетирование; -памятки, буклеты; -детско-родительские проекты; - прогулки с участие родителей; -изготовление макетов, газет, наглядных пособий; демонстрация -детьми результатов опытов, проведенных с родителями дома (изготовление мыла и др.); -участие родителей в создании познавательно-развивающей среды в группе.

Слайд 21

Что даёт экспериментальная деятельность Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.