Конспект занятия в средней группе «Русские посиделки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кураева Александра Владимировна

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи: -продолжать знакомить детей с предметами крестьянского быта; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору; воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.

Детей встречает нарядная Хозяйка в русском сарафане и кокошнике.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Я хозяйка этого дома. И встречу я вас так, как в старину встречали дорогих гостей. В руках у меня хлеб да соль. Милости просим, гости дорогие!

Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве-буде». Что означает, как вы думаете?

Хозяйка. Правильно, будьте здоровы, здравствуйте.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Сейчас Матвей загадает загадку, а вы попробуйте отгадать:

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ... (сосна).

Хозяйка: Сосна-дерево.(слайд 1) Вот из дерева и строили в старину прочные дома своими руками.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. 
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Что же значит название Красный угол?(слайд 2)
В красном углу находился  стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот как сейчас мы с вами сидим.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь) (слайд3)

А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Хозяйка: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Давайте поиграем. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём                              Дети идут друг за другом по кругу

И пилу с собой несём,                           обе руки в «замке» на левом плече

Вместе пилим мы бревно,                     Дети поворачиваются друг другу           

                                                                  парами,

Очень толстое оно.                                берутся за руки, разводят в стороны                                     

Чтобы печку протопить,                        Сгибают руки в локтях                                

Много надо напилить!                           Повернуться лицом в круг, ноги на    

                                                                   ширине             

Чтоб дрова полезли в печку,                   плеч, наклоны вперед, руки в         

                                                                   «замке»

Их разрубим на дощечки!                             

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Всех кормлю с охотою,

 А сама «безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время в приятной компании. И я знаю, что вы тоже пришли сегодня не с пустыми руками. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями. Давайте поделимся  друг с другом своими семейными традициями.

Выступление детей «Наши семейные традиции». (Тимофей Л. Ксюша П. Денис Ш.)

Продуктивная деятельность детей.

Хозяйка: Сейчас Соня загадает нам загадку.

Ей меняю я наряды, 

Спать кладу, гулять вожу, 

Расчешу и если надо, 

Бант красивый повяжу. 

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? 

Ответ: Кукла

 

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. (слайд 4,5)Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. Для мальчиков вырезали деревянные лошадки.(слайд6) Сегодня я расскажу вам и покажу, как сделать куклу-оберег для крепкого сна. Считалось, что если положить в люльку к ребенку такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

Хозяйка:

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по реченьке лебедушка плывет (плавные горизонтальные движения кистей рук)

Выше бережка головушку несет (плавные вертикальные движения кистей рук)

Белым крылышком помахивает (скрещиваем кисти рук, махаем)

На цветы водицу стряхивает (встряхиваем кистями рук) .

-Вот и кончилась игра, Куклу делать нам пора.

Объяснение предстоящей работы:(слайд 7-19)

Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

Итог.Какие красивые куклы у вас получились! Давайте положим наших куколок к себе в кроватки, чтоб снились нам хорошие сны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 часть2 МБ
Файл 2 часть436.19 КБ
Файл 3 часть2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в средней группе "Русские посиделки"

Данное мероприятие являлось заключительным этапом в проектной деятельности:"Развитие познавательно-речевых способностей детей через театрализованную деятельность"...

Развлечение в средней группе «Русские посиделки»

Цель: познакомить с народными промыслами, рассказать о старинном обычае русского народа - посиделках, воспитывать чувства патриотизма , любовь к малой Родине....

конспект занятия в средней группе " РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ"

Цель:Познакомить детей с  традиционной русской кухней, ее характерными особенностями. Закреплять знания детей  о продуктах питания, используемых в русской кухне, о способах приготовления тра...

Сценарий досуга в средней группе «Русские посиделки» Тема: «Долог день до вечера, коли делать нечего»

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...

Конспект занятия в средней группе «Русская береза — символ Родины моей»

Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе....