конспект занятия в средней группе " РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ"
учебно-методический материал (средняя группа)

Алеся Вячеславовна Гукова
Цель:
Познакомить детей с  традиционной русской кухней, ее характерными особенностями. Закреплять знания детей  о продуктах питания, используемых в русской кухне, о способах приготовления традиционных блюд.
Задачи:
- обобщать первоначальные представления о русской кухне как части национальной культуры;
-  познакомить детей со  словами:    блюдо, напиток,  питательный,  рецепт,  кушанья,  пир,  отведать, наваристый,  гостеприимство; 
- воспитывать интерес к  национальным традициям;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnaya_kuhnya_gukova_a.v.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад №1

КОНСПЕКТ

  ЗАНЯТИЯ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ПО  ТЕМЕ: «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ»

     

Подготовила:

воспитатель:  

Гукова А.В.

Вязьма

2022г.

Цель:

        Познакомить детей с  традиционной русской кухней, ее характерными особенностями.        Закреплять знания детей  о продуктах питания, используемых в русской кухне, о способах приготовления традиционных блюд.

Задачи:

- обобщать первоначальные представления о русской кухне как части национальной культуры;

-  познакомить детей со  словами:    блюдо, напиток,  питательный,  рецепт,  кушанья,  пир,  отведать, наваристый,  гостеприимство;

-        воспитывать интерес к  национальным традициям;

Предварительная работа:

1.        Рассматривание картин о жизни на Руси

2.   Беседы быте русских людей, о народных традициях.

3.        Знакомство с пословицами о Родине, о русских обычаях, о русской кухне.

4.        Дидактические игры: «Продолжи фразу», «Закончи предложение», «Узнай на вкус».

5.        Ознакомление детей с кухонной утварью и предметами народно – прикладного искусства ( хохломская посуда, городецкая мебель)

Ход занятия:

- Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл очень интересный гость.А для того, чтобы понять кто это отгадайте загадку.

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются —( матрешки)

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с Матрёшкой.

 - А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?

Ответы детей.

Воспитатель.

-Матрешка - уникальная НАРОДНАЯ игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Воспитатель.

- Матрёшка не просто так  пришла к нам в гости. Сегодня она расскажет вам о блюдах православной кухни.  

Воспитатель : Русский народ всегда славился:

  • обилием угощений;
  • разнообразием закусок;
  •  множеством первых блюд;
  • уникальными рецептами солений овощей, грибов и фруктов;
  • шикарной выпечкой;
  • разными рыбными продуктами.

Русская православная кухня формировалась веками с поддержанием традиций предков и строгим соблюдением всех законов Церкви.

 

 - Ребята, а вы знаете что было главным продуктом питания русских людей?

Дети :- Хлеб!

Матрёшка: - Из чего делали хлеб?

Дети: - Из зерна.

Матрёшка: - В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб — основной продукт питания русских людей. Наши предки всегда с любовью относились к хлебу. Они придумали много пословиц о нем. Вспомните их, пожалуйста.

Дети. «Нет хлеба, так и нет обеда», «Хлеб — всему голова», «Хлеба ни куска, так и стол — доска», «Без хлеба нет песен», «Хлеб — батюшка, вода — матушка».

- Благодаря раннему изобретению дрожжей россиянки научились творить чудеса выпечки, прославившие русскую кухню во всем мире. Ни одно застолье не обходилось без блинов. С чем ели блины?

Дети : с мёдом, сметаной, вареньем и т.д.

-На праздник масленицы специально пекли блины. Блины в этот праздник символизируют солнышко. Предлагаю  всем послушать русскую народную песню «Блины».

- Ребята, а вы знаете что в русской кухне более 20 видов каш? Давайте назовём некоторые из них.

Ответы детей.

- Слышали ли вы когда - нибудь такое вырожение «Он мало каши ел»?

Дети :- Так говорят о слабых людях.

- Каша — это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

- Очень много блюд готовили из овощей. Знаете вы такие блюда?

Ответы детей.

Русские люди придумали очень много песен, загадок, стихов, игр о капусте. Приглашаю вас поиграть в одну из них.

Русская народная игра «Капуста»

Рисуется круг — «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и пр. Это — «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается «хозяином». Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

- Ребята, Нравятся ли вам блюда из овощей? Чем полезны овощи?

Дети : Овощи полезны тем, что в них есть витамины.

- Правильно, ребята, в овощах находится много полезных для здоровья витаминов. Чтобы вкусно и разнообразно питаться, человек научился выращивать новые сорта фруктов, овощей; готовить еду по разным рецептам. Кроме традиционных щей, каш, пирогов, пельменей сейчас русские люди готовят другие кушанья. Что сейчас готовят русские люди?

- Предлагаю вам поиграть ещё в одну интересную игру «Продолжи фразу»

*Щи …     (какие?) горячие, вкусные, наваристые,  

 мясные, постные, густые, жирные  и т.д.

*Молоко … (какое?) парное, коровье, жирное, кислое, топленое, сгущенное и т.д.

*Блины  ... (какие?)  масляные, мазаные, постные, кислые, пресные и т.д.

*Каша …  (какая?) масляная, рассыпчатая, сладкая, горячая, молочная, овсяная, гречневая и т.д.

- Молодцы ребята!

- Русский человек привык к тому, что еда начинается с закуски, затем подают супы, жаркое, потом десерт и чай, что иной порядок кажется немыслимым. Этот русский порядок еды всегда поражал иностранцев.

- Подавать сладкое в конце еды – древнейший славянский обычай.Но не было тогда ни шоколада, ни тортов. А чем же тогда лакомились сластены, как вы думаете?

Ответы детей.

-Да, все эти сладости готовились и в старь и сейчас. Но оказывается, больше всего сладкоежки любили пряники. Пряники готовили по различным рецептам.

- Главным напитков в глубокой древности был разведённый мёд. Это был любимый напиток наших предков, и он назывался «сыть». Отсюда и выражение – «наелся досыта», т. е. всё съел – пора пить сыть.

  Русское гостеприимство - неотъемлемая часть нашей культуры. Гостям всегда были рады. Встречали  гостей хлебом , солью , со словами "Добро пожаловать!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

Конспект открытого занятия в средней группе «Русские народные сказки»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....

Конспект занятия в средней группе Тема: «Викторина по русским народным сказкам"

Занятие Уточняет  и обогащает  знания детей о русских народных сказках.. Учит узнавать сказку по заданию....

Конспект занятия в средней группе «Русские посиделки»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи: -продолжать знакомить детей с предметами крестьянского быта; воспитывать бережно...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...

Конспект занятия в средней группе «Русская береза — символ Родины моей»

Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе....