Конспект занятия «Растения и животные зимой» в подготовительной группе .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елкина Олеся Васильевна

Конспект составлен для обогащения  представления детей о сезонных изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rasteniya_i_zhivotnye_zimoy.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия «Растения и животные зимой»

 в подготовительной группе  

                                                Воспитатель: Елкина О.В.

Задачи: 

  1. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
  2.  Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период.
  3. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Оборудование: иллюстрации  «Растения и животные зимой», мнемотаблицы «Животные зимой», картинки зимующих и перелетных птиц, мультимедийная установка, видеоролик про работу егеря.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

(И. Суриков)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей)

Воспитатель: По каким признакам вы узнали зиму? (Обсуждение с детьми)

Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы. (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь - шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимаем поднимая      

                                                              колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте,    

                                                широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые

                                                                    движения руки согнуты в локтях)

И Снегурочку лепим мы, лепим мы (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на  

                                                             пояс)

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью. (рассказ воспитателя с использованием мнемотаблиц)

В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодрствующие обитатели леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.

Воспитатель: Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных?

Хоть на вид - краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок —

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Воспитатель: А почему у нас мало птиц зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята! Какие птицы остались с нами? (ответы детей)

Дидактическая игра «Зимующие птицы».

Набор картинок с птицами перелетными и зимующими перемешаны. Задание: разложить картинки по группам: зимующие и перелетные

Воспитатель: Ночуют в снегу  рябчики, глухари, куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики. В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых, спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса. Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб, за наличниками окон.

Воспитатель: Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц. (просмотр видеоролика про работу егерей)

Физкультминутка «Зимняя» (выполнение движений под музыку)

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы                  (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,                                    (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками)

Воспитатель: Ребята, а как у нас зимуют растения? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Деревья, так же как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В   лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры.

Воспитатель: А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых? (ответы детей)

Воспитатель: Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.

Декабрь, январь, февраль, июнь.

Синица, дятел, скворец, сорока.

Шуба, свитер, сарафан, валенки.

Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили о зиме, вспомните, какая погода бывает зимой, как зимуют звери, птицы, насекомые, растения. О чем   интересном вы сегодня расскажете дома? (ответы детей)

Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку (дети рисуют смайлики и дарят друг другу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь лесных растений и животных зимой.

Итоговое занятие по познавательному развитию детей средней группы....

Открытое мероприятие "Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии"

Конспект открытого занятия «Региональное приобщение дошкольников. Растения и животные зимой в Бурятии»Цель: обобщение систематизации знаний о диких животных и растениях в зимний период род...

Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Растения и животные зимой»

Тема: «Растения и животные зимой» Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний пери...

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой»

Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пони...

Конспект наблюдения за домашними животными зимой в подготовительной группе

Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зим­нее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чисти...

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»...