Основы науки и естествознания
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

"Хивотные жарких стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_nauki_i_estestvoznaniya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Основы науки и естествознания»

«Животные жарких стран»

Задачи:

Образовательные:

 Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран;

 Учить сравнивать, обобщать, понимать зависимость строения тела животного, его внешнего вида от среды обитания, способа добывания пищи;

 Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе.

Методы и приемы: беседа, рассказ, показ, наблюдение, игровая ситуация.

Оборудование:

Глобус, магнитофон, картинки и плакат  с изображением животных жарких стран, наложенные контуры животных,  карточки с перепутанными буквами, коробка с крупами, фигурки животных, мяч.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик.

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Дети: Африка.

Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Воспитатель: Вот мы и в Африке. Сейчас я загадаю вам загадку:

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации)

Воспитатель: Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).

На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).

Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (зебра)

(показ иллюстрации)

Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

(Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель: Послушайте, о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)

 (показ иллюстрации)

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель: О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке? СЛОН

(показ иллюстрации)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон?

 (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону?

(Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

 (показ иллюстрации)

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).

Как они ему помогают?

(Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали. А теперь давайте отдохнем.

 Физкультминутка «Веселый Сафари-парк»

Это лев. Он царь зверей.                                                  Дети идут по кругу.

В мире нет его сильней.               Идут размеренно, с гордо поднятой головой.

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.    Останавливаются, растопыривают пальцы рук – «пружинка»

А вот умный, добрый слон                             Пальцы рук прижимают к голове

Посылает всем поклон.                                        Наклоны вперед вправо, влево

Леопард так быстро скачет,                                             

Словно мой любимый мячик.                                         Легкие прыжки на месте

Зебра головой качает,

К себе в гости приглашает.       Раскачиваются в разные стороны, приподнимая ноги

Вот удав меня пугает

И к себе не подпускает.                       Волнообразные движения руками перед собой

Вот павлин, он чудо-птица

И всегда собой гордится.               Ходят по кругу, руки назад, пальцы расставлены

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.                                      Легкие подскоки по кругу

                                                                                                                 (По С. Маршаку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на плакат с животными. Давайте поиграем в игру «Есть – нет». Я начну, а вы по цепочке продолжите с животного, на котором я остановилась.

У слона есть хобот, а у носорога нет. У носорога есть рог, а у жирафа нет. У жирафа есть длинная шея, а у кенгуру нет. У кенгуру есть сумка, а у льва нет у льва есть грива, а у тигра нет. У тигра есть черные полоски, а у обезьяны нет.  У обезьяны есть длинный хвост, а у бегемота нет. И т.д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас здесь?

На столе стоит коробка, в которую насыпаны песок и крупы, а под ними спрятаны животные.  

Давайте посмотрим, что в ней.

Дети находят животных.

Воспитатель: Это же малыши. Они пошли гулять и потеряли своих мам. Ребята, давайте им поможем. Для этого нам надо назвать их маму.

Дети достают из песка по одному детенышу, называют его и маму и ставят их рядом.

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и поиграем с мячом.

Я бросаю вам мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так, чтобы в названии был суффикс –ищ-.

Например: страус – страусище

Лев – львище

Слон – слонище

Жираф – жирафище

Зебра – зебрище

Крокодил – крокодилище

Носорог – носорогище

Бегемот – бегемотище

Обезьяна – обезьянище

Верблюд – верблюдище.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Слышите, кто-то кричит. Что это за животное?

Включаю магнитофон, дети угадывают звуки животных жарких стран.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу.

Волшебный глобус я кручу,

Попасть обратно я хочу!

(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)

Воспитатель: Ну что ж, вот мы и вернулись в детский сад. Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке). Что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим (Основы науки и естествознания) «Прогулка по Якутской тайге» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Цель: Расширять представления детей о разнообразии растительного мира Якутии. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человек...

Презентация по познавательному развитию (основы науки и естествознания) на тему "Осень" для старших дошкольников

Данная презентация содержит изображения признаков осени и послужит хорошим демонстрационным материалом при изучении темы "Осень"....

Конспект ООД по основам науки и естествознания во второй младшей группе "Найди предметы рукотворного мира"

Конспект ООД по основам науки и естествознания во второй младшей группе "Найди предметы рукотворного мира"...

Конспект Организационно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»(Основы науки и естествознания)Тема ."Ферма"

Цель. Познакомить детей  с понятием «ферма», животными фермы.Задачи. Расширить представления о труде сельских жителей; пользе домашних животных для людей. Закреплять знания о домашних...